Роль воспитателя в адаптации детей дошкольного возраста | Наталья Валерьевна Гахова. Работа №333125. Номер работы: №333125
Роль воспитателя в адаптации детей дошкольного возраста.
Выделяют три стиля, с помощью которых ребёнок может адаптироваться к среде:
а) творческий стиль – когда ребёнок старается активно изменять условия среды, приспосабливая её к себе, и таким образом приспосабливается сам;
б) конформный стиль – когда ребёнок просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;
в) избегающий стиль – когда ребёнок пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.
Для успешной адаптации младшего дошкольника необходимо, прежде всего, создать у него положительную установку, положительное впечатление о детском саде и о чужом взрослом, который его там встречает. Этой задаче посвящается всё первое полугодие с первого дня поступления ребёнка в детский сад.
Роль воспитателя в адаптации детей 3-4 лет к детскому саду.
С поступлением ребёнка 3-4 лет в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течении 9 часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения.
Количество детей в группах увеличилось до 30 и больше. Возрастной порог начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет и усиление образовательной нагрузки делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.
Особую роль в этом вопросе играет личность педагога и его профессиональные навыки, т.к. для успешной адаптации в детском саду прежде всего необходима эмоционально благоприятная атмосфера в группе, где у ребёнка формируется чувство уверенности в окружающем пространстве.
Выделяют три стиля, с помощью которых ребёнок может адаптироваться к среде:
а) творческий стиль – когда ребёнок старается активно изменять условия среды, приспосабливая её к себе, и таким образом приспосабливается сам;
б) конформный стиль – когда ребёнок просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;
в) избегающий стиль – когда ребёнок пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.
Для успешной адаптации младшего дошкольника необходимо, прежде всего, создать у него положительную установку, положительное впечатление о детском саде и о чужом взрослом, который его там встречает. Этой задаче посвящается всё первое полугодие с первого дня поступления ребёнка в детский сад.
Как правило, знакомство с окружающей средой организуется опытным воспитателем или психологом в форме развивающих игр. Проведение таких игр требует от взрослого знаний и следованию определённым правилам.
Правило 1. Добровольное участие ребёнка в игре, важно сделать так, чтобы ребёнок захотел сам принять участие, увидев, как играют другие. Для этого выполняем правило 2.
Правило 2. Взрослый должен сам стать участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением он становиться центром притяжения в игре. Взрослый организовывает и направляет игру. Таким образом, взрослый совмещает две роли участника и организатора на всем протяжении общения.
Правило 3. Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать её содержание, лучше выполняют условия. Чтобы игра при повторе не надоедала важно выполнять правило 4.
Правило 4. Важно менять атрибуты игры, наглядный материал.
Правило 5. Взрослый не должен оценивать действия ребёнка: слова типа "Неверно, не так" или "Молодец, правильно" в данном случае не используются. Дайте ребёнку проявить себя, без каких либо рамок. Помогите ему выразить свой взгляд на вещи.
Эти правила проведения игр-занятий показали свою обоснованность в ходе практической работы и настоятельно рекомендованы.
Вот некоторые игры, направленные на благоприятный эмоциональный контакт в детском коллективе: "Давайте познакомимся", "Раздувайся, пузырь!", "Чей голосок?", "Расскажи стихи руками!", "Поднимай и догоняй!", "Молекула", "Пожелания", "Ура победителю!"
Приведём описание игры "Давайте познакомимся".
Цель: организовать эмоциональный контакт, направленный на сближение детей друг с другом.
Материал: мяч или мягкая игрушка.
1 вариант игры. Дети встали в круг, вместе с воспитателем. Воспитатель предлагает передавать игрушку по кругу из рук в руки и называть свое имя, другие должны запоминать, как кого зовут.
2 вариант игры. Дети стоят по кругу. У кого мяч, тот называет себя по имени и кричит имя того, кому кидает мячик или передаёт игрушку.
Можно подключить речевой момент, где важно произносить предложением то, что делаешь.
Например: "Я Максим, даю игрушку Ане". "Я Аня, даю игрушку Свете" и т.д. Дети могут пересекать круг и двигаться к тому, кого называют, а потом возвращаться на своё место. В этот момент педагог может заметить предпочтения выбора детей друг друга и считать уровень симпатии, также таким образом можно выявить исключенных детей, которых игнорируют или не замечают сверстники. Задача педагога, чтобы игрушка побывала на руках у каждого ребёнка.
Серия подобных игр способствует развитию коммуникативных навыков и теплому общению. Детский коллектив становится более организованным и управляемым.
Картотека таких игр должна быть в каждой группе, где педагог заинтересован в эмоциональном благополучии воспитанников.
Материал подготовлен психологом Гаховой Н. В. на базе МБДОУ-100 "Летучий корабль" г. Ульяновска.