Роль восприятия музыки во всестороннем развитии дошкольника | Мария Алексеевна Костомарова. Работа №328743. Номер работы: №328743
Автор статьи делает попытку обобщить теоретический материал по данной теме, доказывая важность формирования и развития навыка восприятия музыки для гармоничного развития личности дошкольника.
И, с другой стороны, ознакомить читателей с одной их современных педагогических технологий, позволяющей эффективно решать задачу формирования и развития навыка восприятия музыки у дошкольников. Это "Метод моделирования" ,в основе которого лежит принцип интеграции образовательных областей, позволяющий максимально реализовать межпредметные связи.
Роль восприятия музыки во всестороннем развитии дошкольника
1.Восприятие как вид музыкальной деятельности ребёнка в дошкольном образовательном учреждении
Не верьте тому, что человек может понять музыку сразу. Это невозможно. К ней надо сначала привыкнуть.
В.Ф.Одоевский
Любой разговор о музыке имеет смысл только тогда, когда наряду с ним звучит музыка. Музыка участвует в беседе, рассказывает о мире, о природе, человеке с помощью языка звуков и интонаций. Познание ребёнком этого своеобразного языка начинается с того момента, когда появляется первый интерес к музыкальному звуку, музицированию, когда возникает желание рассуждать о средствах музыкальной выразительности. Слушание музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нём дети приобретают самый большой, по сравнению с другими её видами, объём музыкальных впечатлений. Учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать её. В процессе слушания развивается музыкальное восприятие - мышление. Элементарные представления о языке музыкального искусства формируются прежде всего в разнообразных видах детской музыкальной деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве) на занятиях. Кроме этого, на музыкальных праздниках и вечерах создаётся особая атмосфера удивительного единения детей и взрослых, доверия друг другу, доброжелательности, которая способствует успешному вхождению ребёнка в мир музыки.
В дошкольном детстве многие музыкальные впечатления ребёнок получает не столько от самой музыки, сколько от эмоциональной реакции близких – матери, отца, бабушки, дедушки и других. «Человек стал человеком, – писал В.Сухомлинский – когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться красотой». В искусстве, особенно в музыке, ребёнку необходимо быть свидетелем эмоционального воздействия, ему нужен эмоциональный пример. Это один из основных музыкальных уроков детства.
Сами взрослые должны не только любить музыку, знать её, обладать достаточным уровнем музыкальной культуры, но и понимать самоценность дошкольного периода детства для вхождения ребёнка в мир музыки. В. Сухомлинский подчёркивал: «Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами». Музыка вызывает у слушателя различные чувства: радость, удивление, восторг, праздничную приподнятость или лёгкую печаль.
Музыкальное искусство, отражая жизнь в её многообразии, расширяет кругозор ребёнка, обогащает его духовный мир. Музыка побуждает к общению, к творческой деятельности, доставляет эстетическое наслаждение. Воздействуя на чувства и сознание ребёнка, она способствует его активному сопереживанию.
В целом восприятие музыки представляет для дошкольников большую трудность, что связано, с одной стороны, со спецификой музыкального художественного образа, с другой – с возрастными особенностями дошкольника. Детям-дошкольникам с неустойчивым вниманием и малым по объёму запоминанием трудно воспринять и понять развивающийся во времени музыкальный образ. Им нужно помочь войти в мир музыки, помочь её услышать и понять.
В связи с этим проведение занятий по восприятию музыки предусматривает: специальный подбор музыкального репертуара; использование соответствующих возрасту методов работы с ним; использование других видов музыкальной деятельности (музыкально-ритмических движений, игры в оркестре, пения); использование различных видов художественной деятельности детей, произведений художественной литературы и изобразительного искусства (слушание стихов и прозы; рисование, просмотр репродукций картин, слайдов, видеоматериалов и т.д.). Синтез различных видов искусств, когда ребёнок, воспринимая музыкальное произведение опирается на доступные для него изобразительное искусство и художественную литературу, является наиболее продуктивным. Наглядность, живое слово (поэзия, проза) помогают ребёнку в раскрытии музыкального художественного образа. Восприятие, сопереживание и сопоставление художественных образов и выразительных средств этих видов искусства облегчает ребёнку овладение сложным музыкальным языком.
Подбор музыкального репертуара осуществляется на основе принципов художественности и доступности детям дошкольного возраста; сочетания классической, современной музыки и фольклора. Дети с самого начала получают представление о многообразии и богатстве мира музыки, что способствует их музыкальному развитию, расширяет художественный кругозор. Систематическое обогащение музыкальными впечатлениями в процессе работы по слушанию музыки способствует развитию музыкального восприятия детей.
Программа по слушанию музыки в детском саду определяется воспитательными задачами, а не задачами обучения, так как сведения, получаемые детьми при восприятии музыки, ещё очень ограничены. Основная цель этого вида деятельности – приобщить детей к музыке, воспитывать интерес и любовь к ней. В соответствии с этой целью главной воспитательной задачей по восприятию музыки является формирование первоначальных основ музыкальной культуры, а именно: знакомство детей с доступными для их восприятия современными, классическими произведениями, а также с народным музыкальным творчеством, распределяя их по жанрам и видам; формирование у детей музыкальной восприимчивости, способности эмоционально откликаться на музыку, сопереживать выраженным в ней чувствам; развитие способности запоминать музыкальные произведения, их содержание, характер, средства музыкальной выразительности; постепенное формирование представлений о музыке; воспитание оценочного отношения к музыке и её исполнению, что является проявлением музыкального вкуса; формирование навыка слушания музыки; создание фонда любимых детских произведений.
В содержании программы по восприятию музыки можно выделить три этапа: 1)Ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений. 2)Развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки.3) Развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса.
На каждом из этих этапов применяются определённые методические приёмы. На первом этапе музыкальный руководитель должен пробудить интерес к произведению, выразительно исполнив его. Это обязательное требование. Первое исполнение музыкального произведения должно быть особенно проникновенным, чтобы оставить глубокое впечатление в душе ребёнка. На этом этапе необходимо приучать детей активно вслушиваться, откликаться на чувства, выраженные в музыке, воспринимать её общий характер. Слово педагога, посвящённое музыке, должно быть кратким, образным. Очень важно продумать вступительное слово перед первым слушанием музыки, а также и все последующие пояснения. По высказываниям детей, по мимике, по выражению лица ребёнка в процессе слушания мы можем судить об их активном музыкальном восприятии и заинтересованности.
На втором этапе перед педагогом стоит задача активизации процесса восприятия музыки. Музыкальный руководитель обращает внимание на наличие вступления, заключения, а также на основные средства музыкальной выразительности. Можно использовать игрушки и игровые приёмы обучения, показ иллюстраций, тематически связанных с содержанием произведения. Этот этап характерен углубленным восприятием музыки уже неоднократно слышанной, путём привлечения внимания к отдельным элементам музыкальной выразительности, развитием музыкальной памяти.
На третьем этапе слушания музыкальных произведений ребёнок начинает узнавать их, что говорит о сформировавшихся представлениях о музыке. В результате частого повторения произведений дети запоминают, выделяют наиболее понравившиеся. Появляется избирательное отношение к музыке. Дети просят исполнить их любимые произведения потому, что хотят вновь испытать и пережить вызванные ими чувства.
Восприятие музыки в младшей и средней группах является как самостоятельным видом деятельности, так и моментом, предваряющим детское пение и музыкально-ритмические движения, так как прежде чем дети сами начнут петь и исполнять игры и пляски, они должны получить запас музыкальных впечатлений.
В младшей группе музыкальный руководитель стремится: накапливать у детей музыкальные впечатления, вызывать у них радостное настроение; развивать умение различать звуки по высоте, динамике, тембру; не отвлекаясь, слушать произведение до конца, запомнить его; развивать умение чувствовать характер музыки, различать простейшие формы, рассказывать о чём поётся в песне, узнавать знакомые музыкальные произведения.
В средней группе в процессе слушания педагог должен: формировать умение слушать музыку заинтересованно, внимательно, до конца, откликаясь на её характер и настроение; развивать память, путём узнавания песни, инструментальной пьесы по сыгранной мелодии или пропетой без слов; воспитывать интерес и любовь к музыке, желание слушать её, накапливать музыкальные впечатления; содействовать возникновению чувства любви к окружающему средствами музыки. На занятиях дети в процессе восприятия получают ещё ограниченные сведения, разъясняющие характер произведений, поэтому важно требовать от них точных и конкретных ответов. Систематические упражнения в слушании музыки вырабатывают у детей устойчивость слухового внимания. Это помогает ребёнку эмоционально и сознательно воспринимать музыку. Музыка для восприятия детьми младшего и среднего возраста должна быть светлой и жизнерадостной. Тематика произведений – самой разнообразной, но должна относиться к близким и понятным детям явлениям жизни.
В старших группах продолжается и углубляется работа по восприятию музыки. Оно выступает и как раздел занятия, и как методический приём работы, и как самостоятельное занятие. Восприятие детей этого возраста становится более осознанным, управляемым. Развивается произвольная память, внимание. Дети замечают сходство музыкальных произведений одного жанра, сопоставляют знакомые произведения по их образному содержанию, характеру звучания. Появляется заинтересованность, устойчивость переживаний и чувств. Внимание детей уже более устойчиво, они подготовлены слушать сложные произведения. У детей достаточно развита речь, богатый словарный запас. Они могут высказывать свои суждения о музыке, пользоваться различными терминами. Дети живо и эмоционально реагируют на исполнение произведений педагогом.
В старших группах в процессе слушания педагог стремится: приучать со вниманием слушать музыку, все эмоции выражать после слушания; воспитывать интерес к вокальной и инструментальной музыке; прививать интерес к слушанию народной, классической и современной музыки в исполнении солистов, хора, оркестра; приучать запоминать произведения по вступлению и заключению, по мелодии, отдельным фразам и частям; развивать умение различать характер музыки, средства музыкальной выразительности, различать двух и трёхчастную форму, песенный, танцевальный и маршевый жанры; развивать умение сравнивать произведения по сходству и контрасту.
В основе развития музыкального восприятия по-прежнему лежит выразительное исполнение произведений педагогом, умелое использование слова, игрушек, иллюстраций, картинок, предметов прикладного искусства. В процессе анализа музыкальных произведений требования к детям постепенно повышаются. Во время беседы о прослушанной музыке педагог побуждает дошкольников к самостоятельным высказываниям. Для того чтобы углубить впечатления детей, музыкальный руководитель следит за эмоциональной окрашенностью своей речи. Педагог побуждает детей связывать характер музыки с содержанием образа, выраженным в ней настроением, добивается более полных высказываний, оценочных суждений.
Всё большее количество произведений после прослушивания и анализа используется в других разделах « Программы воспитания и обучения в детском саду», прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, в игре на детских музыкальных инструментах, что способствует более глубокому переживанию, пониманию и запоминанию музыки. Самые яркие, любимые музыкальные произведения могут быть включены в сценарии праздничных утренников. Праздники в детском саду – это незабываемые страницы в жизни ребёнка, богатый источник его впечатлений. Поэтому так важно, чтобы и в процессе подготовки к празднику, и на самом праздничном утреннике звучала высокохудожественная музыка, способная оставить заметный след в душе ребёнка.
2.Метод моделирования в слушании музыки у детей дошкольного возраста как основа для развития мышления, образности, наглядности и зрительных представлений
В статье рассматривается проблема развития осознанного восприятия музыки у детей дошкольного возраста. Представлен практический опыт развития осознанного восприятия музыки с применением метода моделирования музыкального произведения.
Первые яркие и осознанные впечатления о музыке ребёнок получает на музыкальном занятии в детском саду. Формирование музыкального мышления способствует не только музыкальному, но и общему интеллектуальному развитию дошкольника. Яркие музыкальные образы производят неизгладимое впечатление на ребёнка, вызывают бурю эмоций, переживаний, начинают накапливаться представления о разных формах музыкальных произведений, таким образом, формируются определённые черты личности ребёнка.
Психологи связывают восприятие музыки с перцептивными процессами (от лат. perceptio), обеспечивающими процесс познания, оно всегда связано с мышлением, вниманием, памятью, направляется мотивацией и имеет чувственную основу. В своих работах, видный советский музыкант – психолог В. Медушевский, определяет восприятие музыки, как восприятие – мышление и рассматривает его как универсальную возможность, формирующуюся на основе музыкального опыта. Известный музыкант – психолог Е. В. Назайкинский предложил различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие, в зависимости от того, состоялось ли оно. Возникает проблема: как научить детей думать? Как сделать восприятие осознанным? При общении с ребенком педагог как бы подталкивает ребёнка к поиску решения той или иной задачи, пробуждает в нём интерес к познанию, стремлению задавать вопросы, обобщить полученные представления и сделать выводы как по произведению, так и по ощущениям.
Одним из наиболее перспективных методов решения поставленных задач является метод моделирования, который способствует развитию мышления у старших дошкольников и отличается образностью и наглядной конкретностью. Моделирование – это эффективный способ, способствующий развитию у детей связанной речи, обогащению словарного запаса, формированию у дошкольников познавательной активности, нестандартного и логического мышления, эмоционального интеллекта. Этот способ мобилен по своей природе: он сокращает время на передачу информации: за короткий отрезок времени важно рассказать, показать, прослушать, проанализировать и показать результат. В настоящее время, многие педагоги ищут различные методы и приёмы, которые побуждают детей самостоятельно думать и находить своё решение поставленной задачи. Педагогу важно знать, как и о чём спросить, где сделать акцент, поскольку в вопросе скрыта суть поставленной задачи, а часто есть и подсказка, наводящая на правильный ответ, тем самым направляет мышление ребёнка в русло выявления истоков происхождения, создания изучаемого объекта, явления.
Педагог ставит перед собой цели и задачи занятия, требующие мыслительного экспериментирования с материалом, самостоятельного поискаещё неизвестных связей, погружения в музыку. Использование этого метода позволяет отразить последовательность развития музыкально-художественного восприятия, а также развивает способность музыкально-слуховых представлений, связывая воедино слуховые и зрительные представления детей. Метод моделирования универсален, он требует самостоятельности в добывании и присвоении знаний, смелости и решительности в творческом воплощении и строится на осознанном слушании и понимании музыкального материала.
…В основе метода лежит принцип замещения: реальный объект ребёнок замещает другим объектом, условным знаком, изображением. Мышление ребёнка развивается с помощью моделей, схем, которые в наглядной форме воспроизводят, подчёркивают скрытые связи и свойства того или иного объекта, в данном случае, музыкального произведения. Ребёнок последовательно учится высказываться, выбирать и по-своему интерпретировать слова, образные выражения, находить красочные сравнения для своего рассказа. В процессе этой работы у ребёнка активизируется мышление, инициативность, самостоятельность, а главное, дети приучаются работать, добиваться результата. Именно поэтому применение этого метода наиболее целесообразно, т. к. он легко усваивается детьми, ведь дети, по своей природе рождаются исследователями. Так и здесь, детям интересно выразить полученные впечатления, эмоции в танце, рисунке, в рассказе, а в дальнейшем, в создании альбома, выставки по произведениям того или иного композитора.
На музыкальном занятии дети слушали «Утро» Грига, с использованием метода моделирования. Очень интересный, несложный материал для детей подготовительной группы. Главная тема здесь многократно повторяется на разных инструментах, что даёт возможность очень легко её запомнить, а затем исполнить методом вокализации. А нарастающая динамика звука, с вступлением всё большего количества инструментов симфонического оркестра, даёт волю фантазии в цветовом изображении. Затем дети исполнили двигательную композицию с ленточками. В конце занятия с помощью воспитателя дети попытались передать на бумаге краски утреннего неба, восхода солнца, радость в золотистых, розовых, оранжевых тонах. Цветовая гамма была у всех светлая, яркая, радостная. Дети услышали в музыке настроение восторга, когда вступил весь оркестр, кульминацию, и выразили, подчеркнули это в движении.
Разработка вид моделирования зависит от специфики музыкального материала, от возрастных особенностей детей, уровня их музыкального развития. В своей книге «Психология музыкальных способностей» Б. М. Теплов пишет, что «…содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения, и что основным признаком музыкальности является переживание музыки, при котором постигается её содержание. Поскольку музыкальное переживание эмоционально по своему характеру, главным признаком музыкальности является способность эмоционально откликаться на музыку. Эмоциональная отзывчивость на музыку – это способность погружаться в её настроение, способность прочувствовать, вжиться в музыкальный образ, это острота, глубина переживания, в процессе восприятия музыки» [4].
При выборе музыкального произведения для слушания, необходимо придерживаться следующих критериев, согласно методу моделирования: эмоциональность, чувственность музыки; яркость, насыщенность музыкального образа и музыкального повествования; богатство оттенков музыкальных интонаций; подготовленность ребёнка к конкретному эмоциональному переживанию; непривязанность произведения к тексту; наличие солирующего инструмента, подчёркивающего выразительность мелодического рисунка; художественная выразительность исполнения; длительность звучания музыкального произведения;
Пьесы для детей первой и второй младших групп должны иметь один музыкальный образ: «Кошечка», «Медведь, «Птичка», который передаётся соответствующими средствами музыкальной выразительности и сразу же обращать внимание детей, побуждать их к высказываниям. Они им понятны детям, через них, дети получают свои первые музыкальные впечатления. В старшем возрасте, при наличии определённого слушательского опыта, ребёнок готов к восприятию более сложных музыкальных произведений, где 2-3 музыкальных образа даются в сравнении. Например, «Клоуны» Д. Кабалевского, где блестяще показаны два контрастных образа. Дети без труда определяют средства музыкальной выразительности, а вот рассказать о них могут с большим трудом.
Характеристика музыкально-образного содержания музыкального произведения наиболее слабое место в слушании музыки дошкольниками [2]. Сама природа музыкального искусства располагает не к бытовой, а к образной речи: эпитеты, сравнения, метафоры. В своей работе, мы активно используем словарь, характеризующий эмоционально – образное содержание музыки, который составила и предложила выдающийся педагог О. П. Радынова. На занятиях по развитию речи в свободной деятельности детей воспитатели используют этот словарь для пополнения и обогащения словарного запаса детей. Всегда следует обращать внимание на музыкальную интонацию в мелодическом рисунке: интонация (вопросительная, утвердительная, шутливая, ласковая, жалобная, просящая) – ключ к пониманию музыкального образа. И чем точнее это услышит и осознает ребёнок, тем красочнее будет его рассказ, рисунок, руки более пластично передадут движение музыки, подчеркнут кульминацию в музыке.
Важно отметить, что дети лучше воспринимают музыкальные произведения, исполненные вживую на инструменте. При этом устанавливается эмоциональный контакт: исполнитель, музыка и слушатель [3]. Также, при живом исполнении можно остановиться, показать, подчеркнуть тему первого образа, затем второго, заострить внимание на определённом моменте, где слышится вопрос, а затем – ответ в музыкальной интонации. Здесь особенно важна выразительность исполнения педагогом, его отношение к музыке, высказанное в ярком, образном слове. В своих работах известный музыковед – психолог Готсдинер А. Л. отмечал, что: «Именно чувствование музыки наполняет музыкальные представления детей ощущением осязаемости звучания, видением работающего механизма, пульсированием, предугадыванием податливости и твёрдости, упругости и вязкости» [1]. Следовательно: чем лучше прочувствует ребёнок музыкальное произведение, тем более точно он сможет понять содержание музыкального произведения и выразить его в своём творчестве.
Технология практической реализации метода включает следующую последовательность действий ребёнка: осознание замысла и содержания музыкального образа; разработку логики развития сюжета и музыкального образа; выбор средств и приёмов воплощения музыкального образа (голосом, в пластике движения, на музыкальном инструменте, в полихудожественной деятельности); придание законченности продукту творчества, оформление результата.
Моделирование динамики музыкального произведения, темпа, звуко-высотных отношений, используемых в реализации метода, облегчают видение, слышание, а, следовательно, восприятие и осознание музыкального произведения. Метод создания композиций предусматривает объединение разных форм общения ребёнка с музыкой при исполнении одного музыкального произведения. В качестве форм общения ребёнка с музыкой могут выступать: вокализация музыки; отражение её в рисунке; воплощение музыки в пластике движений; отражение музыки в оркестровой импровизации; театрализации и художественном слове. Метод пластического интонирования направлен на передачу интонаций музыкального образа в пластике движения. Эффективный приём, который всегда успешно применяется на практике, – «свободное дирижирование» в процессе слушания музыки, позволяет сидя на стульчиках почувствовать настроение музыки и передать в пластике рук, тише – громче, волнение нарастает и затухает и т. д. и является переходным к более сложным двигательным композициям.
Работу по моделированию проводится в тесном сотрудничестве с педагогами: воспитателями, руководителем изостудии, что способствует получению наиболее плодотворных и интересных результатов, которые оформляются в виде выставок детских работ. При проведении тематического развлечения «Осенние размышления», дети создали двигательную композицию на тему «Танец осенних листьев» на музыку Ф. Шопена «Этюд фа минор. Соч. 25». Виртуозное кружение, россыпь мелких звуков, вызвали у детей ассоциации с порывами ветра и полётом сверкающих, разноцветных листьев. Дети читали стихи о красоте осени, а затем показали свой танец, свободное движение под музыку. После завершения танца, им предложили передать своё настроение в цвете. Дети создали коллективную работу «Танец осенних листьев». Для этого создана предметно-развивающую среду в музыкальном зале, где на стеллажах есть всё необходимое для творчества детей: наборы кистей, стаканчики для воды, бумага.
В данной технологии кроется огромное поле для взаимодействия воспитателей и специалистов. С использованием данного метода у детей развиваются всесторонние способности, что необходимо для развития современной гармоничной личности.
3.Развитие музыкальности у дошкольников посредством восприятия музыки
Восприятие — это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, воздействующих на анализаторы человека. Восприятие — не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, следовательно, предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности.
Музыкальное восприятие — сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные решения на них. Дети неоднократно слушают песню, разучивают ее. Необходимость правильно исполнить мелодию заставляет их внимательно вслушиваться в интонации, общее звучание. Различая образный характер и форму произведения (вступление, части, фразы), средства музыкальной выразительности (динамические и темповые оттенки, регистровые изменения, метроритмические особенности), ребята двигаются, одновременно воспринимая музыку и ее своеобразный «язык».
Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие музыки — ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку — это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений. Известный музыкант-психолог Е. В. Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие — в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие — прочувствованное и осмысленное. Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен. [4, с. 91]. В противоположном случае, музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха. Важно формировать именно музыкальное восприятие.
Восприятие у ребенка и у взрослого в силу различного музыкального и жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления. Восприятие музыки взрослым человеком отличается от детского тем, что музыка способна вызвать более богатые жизненные ассоциации, чувства, а так же возможностью на ином, чем дети, уровне осмыслить услышанную музыку.
Вместе с тем качество восприятия музыки не связано только с возрастом. Неразвитое восприятие отличается поверхностностью. Оно может быть и у взрослого человека. Качество восприятия во многом зависит от вкусов, интересов. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение к «серьезной» музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства. Н. А. Ветлугина пишет: «Развитие музыкальной восприимчивости не является следствием возрастного созревания человека, а является следствием целенаправленного воспитания» [1, с. 140]. Таким образом, восприятие зависит от уровня музыкального и общего развития человека, от целенаправленного воспитания.
В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. При слушании музыки роль эмоционального компонента особенно велика. Если человек обладает развитым восприятием, то он постигает смысл музыкального произведения даже при одном прослушивании. При повторных прослушиваниях воспринятый музыкальный образ углубляется, произведение открывается новыми гранями. Поэтому в детстве, когда опыт восприятия музыки еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, чтобы восприятие произведения стало более осмысленным, прочувствованным. Поэтому так необходимо развивать музыкальное восприятие дошкольников, тренировать его. Различие нюансов музыки развивается у детей, начиная с раннего возраста.
На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает — движение, слово, игра и т. д. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности. На первое место здесь можно поставить слушание музыки. Прежде чем исполнить песню или танец, ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различной по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох. Знаменитый скрипач С. Стадлер однажды заметил: «Чтобы понять прекрасную сказку на японском языке, надо хотя бы немного его знать» [2, с.46]. Как говорилось выше, усвоение любого языка начинается в раннем детстве. Музыкальный язык не является исключением. Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И. С. Баха, А. Вивальди, В. А. Моцарта, Ф. Шуберта и других композиторов — спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку они реагируют непроизвольными движениями. На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.
Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство — пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах. Ведущим видом в детской музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Ведь для того, чтобы разучить песню ее надо сначала услышать, а выучив, прислушаться, выразительно ли она спета, как звучит. Двигаясь под музыку, надо слушать ее постоянно, следить за развитием, передавая настроение и характер произведения. Музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании музыкальных произведений. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства.
Важными особенностями репертуара, предназначенного для слушания, должны быть идейная и тематическая направленность, жанровое разнообразие с учетом возрастных возможностей ребят. Репертуар, отобранный в определенной последовательности, отвечает задачам воспитания эстетического отношения к окружающему. Поэтому имеет значение, с какой музыкой нужно знакомить детей в различном возрасте, какие чувства при этом воспитываются. Особое значение имеет усложнение музыкальных образов, разнообразие средств их выразительности. В репертуар входят произведения классики, современной и народной музыки. Они отличаются своеобразием музыкального языка, а также жанровыми признаками, индивидуальным подчерком композиторов.
Ребенок воспринимает музыку непосредственно, активно откликаясь на художественный образ, поэтому так важно реалистическое, правдивое отображение действительности. Музыковед И. Нестьев отмечает, «что существенным источником являются реальные звуки природы, интонация человеческой речи. Произведения, возникшие на их основе, очень любимы детьми» [3, с.52]. Сложный процесс детского музыкального восприятия предполагает использование художественного исполнения произведений, рассказа педагога и наглядных средств. Слово педагога должно быть кратким, ярким, образным и направленным на характеристику содержания произведения, средств музыкальной выразительности. Живое восприятие звучания не следует подменять излишними разговорами о музыке, ее особенностях. Педагог должен разъяснить, раскрыть чувства, настроение, выраженные музыкальными средствами. Поэтому при правильном и грамотном изложении содержания, даже голос педагога эмоционально окрашивается в зависимости от характера произведения.
Произведения должны отличаться высокими художественными качествами — идейным содержанием, способом выражения, чтобы вызвать сопереживание и воздействовать на внутренний мир ребенка. Часто источником возникновения музыки являются реальные звучания природы и живые интонации человеческой речи. Многие ученые считают, что с древнейших времен человек стремился воспроизводить в пении или в инструментальных наигрышах то, что он слышит вокруг себя: щебетание птиц, грохотание грома, журчание ручья, и т. п. А так же отмечают, что основу музыкального искусства составляет осмысленная, чувственно-выразительная речь человека.
Таким образом, ребята слушают разнообразную вокальную и инструментальную музыку, самостоятельно отличают различные выразительные средства и характер музыки, узнают произведения различных композиторов современности и классики.
Музыку дети примут и полюбят ,только если она подойдет к ним просто, не в виде чего-то изобретенного взрослыми с воспитательными целями, для дисциплины или развития их детского ума и чувства, а в виде действительно нужной вещи, чего-то настоящего, что есть во всем мире вокруг, чего нельзя не слышать.
Список использованной литературы
1. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. — М.:Просвещение, 1981.-240 с.
2. Восприятие музыки: Сб. статей / Под ред. В. Н. Максимова. — М.: Музыка, 1980–256 с.
3. Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. — Киев: Музична Украина, 1986. — 126 с. 4. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. — М.: Музыка, 1972. — 383 с.
5. Миронов, Б. Б. Развитие музыкальности у дошкольников посредством восприятия музыки / Б. Б. Миронов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 1142-1145. — URL: https://moluch.ru/archive/89/18259/ (дата обращения: 15.06.2022).
6.Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. – М.: 1993.
7.Дубровская Е. А. Ступеньки музыкального развития. – М.: Просвещение, 2006.
8.Радынова О. П. Слушаем музыку. – М.: Просвещение, 1990. – 160с.
9.Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М.: 1947.
10. Ганиева, С. Ш. Метод моделирования в слушании музыки у детей дошкольного возраста как основа для развития мышления, образности, наглядности и зрительных представлений / С. Ш. Ганиева, Г. П. Гречко, М. С. Панченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11.1 (145.1). — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40622/ (дата обращения: 15.06.2022).
11.Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду М.: Мозаика – Синтез 2011
12.Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду М.: 1989
13.Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. – М.: просвещение, 1985
14. МетловН.А. Музыка – детям М.: Просвещение 1985
15.Эстетическое воспитание в детском саду/ Под ред. Н. А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1978.
16.Цыпляева, О. В. Восприятие как вид музыкальной деятельности ребёнка в дошкольном образовательном учреждении / О. В. Цыпляева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 60-63. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2850/ (дата обращения: 15.06.2022).
17.Резцова, Т. М. Основы развития музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания классической музыки / Т. М. Резцова, В. И. Русанова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9156/ (дата обращения: 15.06.2022).
18.Петрова В. А. Музыка — малышам. М. 2001
19. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей. Ярославль.1997.
20. Костина Э. П. Камертон. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. М. 2004.
21.Сауко Т. Н., Буренина А. И. Топ — хлоп, малыши. СПб. 2001.
22. Картушина М. Ю. Забавы для малышей. М. 2005.
23. Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред.Павловой Л. Н. М. Просвещение, 1986.
24. Макшанцева Е. Д. Детские забавы. М. 1991.
25. Музыка в детском саду / Ветлугина Н., Дзержинская И.,Комисарова Л. М. 1995.
26.«Дошкольное воспитание» № 7–1999 (Программа по социально-эмоционому развитию детей дошкольного возраста.
27. Ануфриева А., Митюкова О. Игры и занятия для малышей. Горьковское книжное изд-во. 1962.
28. Бабаджан Т. С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. М. 1967.
29. Пыркова, И. Ю. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку дошкольников раннего возраста / И. Ю. Пыркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23.2 (127.2). — С. 95-98. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35352/ (дата обращения: 15.06.2022).8.
30. Статьи из интернет –ресурса: « образовательная сеть педагогов «n.s портал»
Авторы: Ганиева С.Ш., Гречко Г.П., Панченко М.С.
Автор: Цыпляева О. В.
Автор: Миронов Б. Б.
Основы развития музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания классической музыки
Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия, педагог может управлять процессом музыкального воспитания детей, формировать их эстетические вкусы и потребности. Восприятие — это отражение предметов или явлений действительности в совокупности их отдельных свойств (формы, величины, цвета и т. д.), действующих в данный момент на органы чувств. В основе восприятия искусства лежит реально существующий эстетический объект — художественное произведение (скульптура, картина, музыкальное произведение), которое и пробуждает эстетические чувства. Эстетическое восприятие можно определить, как особую способность человека чувствовать красоту окружающих его предметов (гармонию их форм, световую гамму, красоту музыкальных звуков и т. д.), способность различать возвышенное и низменное, прекрасное и безобразное, совершенное и примитивное.
Музыкальное восприятие — разновидность эстетического восприятия, его частный вид. Оно обладает свойствами, присущими восприятию искусства в целом, но в, то, же время имеет свои особенности, которые обусловлены спецификой музыкального искусства.
Четыре особенности восприятия музыки: 1)Целостность. Музыкальное произведение воспринимается ребенком, прежде всего как целое, но это осуществляется на основе восприятия выразительности отдельных элементов музыкальной речи: мелодии, гармонии, ритма, тембра.
2)Эмоциональность. Основным свойством полноценного музыкального восприятия является его эстетическая эмоциональность, которая понимается как переживание красоты музыкального образа, чувств и настроений, пробуждаемых музыкой. Эстетическое восприятие музыки всегда эмоционально. Всем хорошо известна способность музыки воздействовать на эмоциональную сферу человека. Дети дошкольного возраста уже прекрасно чувствуют и понимают, что разные музыкальные лады по-особому влияют на настроение человека.
3) Осознанность. Восприятие тесно связано с мышлением. По определению. Восприятие невозможно без осознания и понимания того, что воспринимается. О необходимости осознания смыслового содержания воспринимаемой музыки говорили многие выдающиеся композиторы и музыковеды. Единство эмоционального и сознательного в восприятии музыки является одним из основных принципов музыкальной педагогики.
4)Образность. Музыкальное восприятие характеризуется образностью. Музыкальный образ есть совокупность различных средств музыкальной выразительности, использованных композитором для передачи содержания произведения. Воспринимая музыкальное произведение, ребенок создает его образ на основе имеющихся у него представлений о музыке в целом и об отдельных ее выразительных средствах.
Как уже отмечалось, развитие музыкального восприятия имеет первостепенное значение в музыкальном развитии детей и является основой формирования их музыкальной культуры. Музыкальное восприятие развивается во всех видах музыкальной деятельности детей: пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах и т. д.
Вместе с тем, оно является и самостоятельным видом музыкальной деятельности, который организуется посредством слушания музыки на занятии в дошкольном учреждении. Слушание музыки — один из наиболее эффективных и развивающих видов музыкальной деятельности, в процессе, которого дети учатся слушать и слышать музыку, эмоционально воспринимать и анализировать ее. Слушая музыку, они получают значительно больше впечатлений, чем в других видах музыкальной деятельности. Методически правильно организованное слушание музыки в дошкольном учреждении, разнообразные приемы активизации музыкального восприятия способствуют развитию интересов, музыкальных способностей и творческих проявлений детей, что, в конечном итоге, воспитывает их музыкальную культуру.
Стадии музыкального восприятия у детей. Первая стадия музыкального восприятия наступает при первом прослушивании музыкального произведения и отличается целостностью, смутностью, нерасчлененностью впечатлений. Дошкольник, получает лишь общее впечатление о музыкальном образе, улавливает отдельные яркие детали музыки. У детей этого возраста при первом знакомстве с музыкальным произведением возникает непосредственный эмоциональный отклик на музыку. Довольно часто эмоциональная реакция является положительной. Музыка волнует маленького слушателя, рождает определенные ассоциации. Однако бывает и так, что из-за неполноценного первого восприятия ребенок остается равнодушным к музыкальному произведению. Образ, возникающий у дошкольников при первом прослушивании, может быть разным по своей глубине. Главное, чтобы дети почувствовали характер и настроение музыки, проявляли к ней эмоциональное отношение, понимали музыкальный образ. На этой стадии музыкального восприятия дети достаточно точно могут выразить характер прослушанной музыки в жестах, мимике, моторно-двигательных проявлениях, а также в словесных оценках. Задача педагога здесь — помочь ребенку найти свое отношение к музыкальному произведению, понять, какие чувства вызывает у него эта музыка.
Вторая стадия представляет собой процесс углубления в содержание произведения, который характеризуется способностью вслушиваться, выделять наиболее яркие и интересные его особенности, осознавать выразительность отдельных элементов музыкальной речи. Этот процесс может происходить при повторном восприятии музыкального произведения. При этом закрепляются полученные ранее и наслаиваются новые положительные впечатления от музыки. Повторное слушание обычно вызывает у дошкольников «привыкание» к музыкальному произведению и порой меняет отношение к услышанному в положительную сторону. Это обстоятельство педагоги должны учитывать при организации слушания музыки дошкольниками, например, музыкальному произведению, которое дети уже слушали, можно посвятить еще одно-два занятия. Постепенно накапливается запас любимых музыкальных произведений, которые дети слушают с большим удовольствием. Все это закладывает предпосылки для дальнейшего формирования музыкального вкуса.
Третья стадия — это последующее восприятие уже хорошо изученного и усвоенного музыкального произведения, обогащенное новыми музыкально-слуховыми представлениями. На этой стадии восприятия вступают во взаимодействие целостное эмоциональное впечатление от музыкального произведения и осмысленное его восприятие, связанное с анализом средств музыкальной выразительности. Это создает особую и очень ценную возможность творческого восприятия музыки. Слушая уже знакомое произведение, ребенок по- своему представляет музыкальный образ, передавая его в игре, пении, танце. На таких занятиях нужно дать детям возможность проявить элементы творчества в процессе слушания уже знакомых музыкальных произведений. Одной из эффективных форм повторения пройденного являются музыкальные викторины, игры типа «музыкальных загадок» и т. д.
Итак, восприятие музыкальных образов происходит в результате определенной творческой деятельности слушателя, поскольку включает его музыкально-слуховой и жизненный опыт. На основании этого музыковеды утверждают, что слушать музыку так, чтобы по-настоящему слышать ее — это напряженная работа ума и сердца и особое творчество. Воздействуя на ребенка, музыка способна вызывать радость и печаль, надежду и разочарование, счастье и страдание. Всю эту гамму человеческих чувств, которые передает музыка, педагог должен помочь детям услышать, осознать и пережить. Он создает надлежащие условия для проявления эмоционального отклика ребенка на нее. Затем он подводит к осознанию содержания музыкального произведения, которое оказывает сильное воздействие на чувства и мысли детей. У них формируются навык слушания музыки (сосредоточенно от начала до конца, в полной тишине), умение рассуждать о ней, давая эмоциональную оценку ее содержанию. Музыка воздействует на детей благодаря целому комплексу выразительных средств. Это ладо-гармонический склад, тембр, темп, динамика, ритм, которые передают настроение, основной характер произведения, вызывают ассоциации с переживаниями ребенка..
Авторы:Резцова Т.М., Русанова В. И.