. Номер работы: №35768
Автор: Дёмина Кристина Андреевна
ФУНКЦИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Выполнила:
Курочкина С.А
учитель
русского языка
и литературы
МБОУ ООШ № 31
Г-к Анапа
Цель: показать развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа.
Задачи: Способствовать развитию коммуникативной компетенции, направленной на формирование культурных норм в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения;
Способствовать самостоятельному решению проблемного вопроса самими учащимися;
Учить делать собственные открытия.
I.Индукция. (мотивация)
-Здравствуйте. Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим очень интересную тему. А какую попробуйте определить, прочитав эпиграф к уроку.
Язык есть исповедь народа,
В нём слышится его природа,
Его душа и быт родной.
П. Вяземский.
-Итак, какую же тему мы сегодня с вами будем рассматривать?
-Каким синонимом можно заменить слово «функция» в теме нашего урока?
Обязанность;
Роль;
Назначение.
-Давайте рассмотрим «Древо языков». Познакомимся с историей русского языка.
Слайд № 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18.
Язык возник в глубокой древности, в процессе трудовой деятельности людей. Он помогал людям понимать друг друга, сообща трудиться, обмениваться накопленным опытом, знаниями.
В том, что между человеческим обществом и языком существует связь, были убеждены ещё древние ученые. «Из всех живых существ только человек одарен речью», - писал Аристотель.
Являясь средством общения, язык связан с жизнью общества, с народом - носителем языка. Общество не может существовать без языка, как и язык вне общества. Вместе с развитием общества развивается и изменяется язык. Изменения в общественной жизни находят отражение прежде всего в словарном составе языка.
У языка две основные функции: он является орудием человеческого мышления и средством общения людей друг с другом. И сам язык может существовать и развиваться только потому, что он одновременно выполняет обе эти функции.
Русский язык является одним из официальных мировых языков ООН (наряду с французским, английским, китайским, испанским, арабским). Любой официальный документ ООН распространяется на этих языках. Считается, что на русском языке говорят около 250 миллионов человек.
Слайд 19
Русский язык изучается более чем в 90 странах мира. Для организации и руководства этой работой в 1967 году создана МАПРЯЛ (Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы). Многие слова русского языка, русская научная терминология заимствуются другими языками мира, обогащая их лексику.
Слайд 20, 21, 22, 23.
II. Самоконструкция.
Отвечают на вопросы:
1)Чем вы можете объяснить распространение русского языка в мире?
2) В какую группу языков входит русский язык?
3) Какие ещё языки, кроме русского, входят в группу восточнославянских языков?
4) Чем обусловлена близость словарного состава этих языков?
5) Почему некоторые русские слова звучат в других странах без перевода? Приведите примеры таких слов.
-Попробуйте сформулировать функции русского языка в современном мире.
1.Средство общения;
2.Средство выражения мысли;
3.Экспрессивная (способность выражения эмоционального состояния говорящего)
4.Поэтическая (использование особых художественных средств для создания произведений литературы)
5.Государственный язык;
6.Язык межнационального общения;
7.Мировой язык.
III. Социоконструкция. IV. Социализация.
Слайд 24, 25.
- Как вы считаете, почему В.И. Даль писал: «Язык есть вековой труд целого поколения»?
Составьте СИНКВЕЙН со словом «ЯЗЫК»
Язык.
Велик и могуч.
Обучает, помогает, вдохновляет.
Вопросы разные решает.
Язык - это труд.
V. Разрыв.
-Прочитайте высказывания русских писателей о «языке».
Выпишите затронувшие вас слова. Составьте лексический ряд на нашу тему «Русский язык».
-Какое самое точное?
«Язык есть вековой труд целого поколения» В.И.Даль.
«Язык – это история народа. Язык это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью.
Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.» А.И.Куприн
«Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, слово служить любви, словом же служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, что разъединяет людей.» Л.Н.Толстой
«Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса, течёт, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса.» Н.Карамзин
«Мощь и величие русского языка являются неоспоримым свидетельством великих сил русского народа, его оригинальной и высокой национальной культуры, его великой и славной исторической судьбы. Русский язык единодушно всеми признается великим языком великого народа». Академик В. В. Виноградов
VI Творческое конструирование знания.
-Рассмотрим слово «язык» как концепт.
ЯЗЫК
- Средство говорения, средство общения.
- Толковый словарь живого великорусского языка В Даля.
Язык – мясистый снаряд во рту, служащий для подкладки зубам пищи, для распознавания вкуса её. А также для словесной речи, или. У животных для отдельных звуков.
- Слово «язык» в народном творчестве. (Язык мой – враг мой. Мудрое слово – делу основа. Без языка и колокол нем. Язык до Киева доведёт. Языком не торопись – делом не ленись. Что на уме, то и на языке. Язык проглотил. Язык без костей. Языком чесать и т.д.)
- Текстовый портрет слова «Язык».
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! И.С.Тургенев
- Не спеши языком, торопись делом (Еврейская)
Рана от ножа залечится; перед раной, нанесённой языком, врач бессилен. (Китайская)
Сказать – язык горит, а не сказать – душа горит. (Узбекская)
У глупца – на языке, у мудреца – в руке. (Туркменская)
Всякая сорока от своего языка страдает (Украинская)
И на язык скор, и на руки спор. (Японская)
VII Афиширование. (Предоставление результатов деятельности. Выступление групп).
VIII Рефлексия.
-Что нового узнали?
-О чём стоит задуматься?
-Какое произведение И.С.Тургенева должны вспомнить?
-Почему язык – важное средство общения?
IX Домашнее задание.