Самоанализ педагогической деятельности ☼
Автор: Кунцевич Дмитрий Станиславович
Самоанализ педагогической деятельности
учителя технологии и ОБЖ
МОУ Удельнинская СОШ № 34
Кунцевича Дмитрия Станиславовича.
Я, Кунцевич Дмитрий Станиславович, работаю в данной школе 1 год. Мой педагогический стаж 1 год.
В 1987 г. окончил Коломенское высшее артиллерийское командное училище.
.Свою педагогическую деятельность осуществляю на основе Федерального компонента, программ среднего (полного) общего образования по технологии и ОБЖ.
В своей деятельности опираюсь на Закон РФ «Об образовании», Конвенцию о правах ребёнка, Устав школы, локальные акты по организации работы образовательного учреждения; руководствуюсь программой развития школы, образовательной программой школы. В современных условиях важно подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, связанной в дальнейшем с трудовой деятельностью, наполненной творчеством, инициативой, самостоятельностью. Уроки технологии и ОБЖ помогают решить эту проблему.
Цель моей профессиональной деятельности: подготовить подрастающее
поколение к самостоятельной жизни, связанной с трудовой деятельностью, наполненной творчеством и инициативой, их безопасностью в дальнейшей жизни
Для достижения своей цели ставлю перед собой перспективные задачи:
l Использовать метод проектов на уроках технологии и ОБЖ для развития самостоятельности в изучении нового материала, в процессе закрепления и применения на практике.
l Совершенствовать умения и навыки трудовой деятельности путем развития творческих способностей учащихся
l Формировать устойчивый интерес к изучаемому предмету через классную, внеурочную;
Поэтому моя педагогическая деятельность строится на принципах формирования следующих ключевых компетенций у обучающихся:
l учебно-познавательные компетенции: научить планировать, анализировать, делать самооценку, самостоятельно добывать знания;
l информационные компетенции: учить самостоятельно, готовить сообщения, проекты с использованием различных источников информации, поиск и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача;
l коммуникативные компетенции: воспитывать умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, работать в группе, коллективе, отстаивать, цивилизованными способами свою точку зрения, слушать и слышать других.
Поскольку моя задача - не усложнять, а облегчать учебную деятельность учащихся, то я считаю, что знание природных особенностей своих учеников необходимо учитывать в педагогической деятельности, что это и есть основа индивидуализации обучения. Проектная деятельность – это деятельность, где дети учатся самостоятельно выбирать объекты для исследования и дальнейшего выполнения, выражают свои чувства в творческих работах.
Проектная деятельность может рассматриваться как средство активизации творческой и познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса.
Проектная деятельность позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного. В конце учебного года на школьную научно-практическую конференцию мои ученики вышли с 2 проектами: Изготовление вулкана (с этой работой учащиеся 6 класса защищали честь школы на городском конкурсе Юный географ) – работа получилась удачная. А работа по теме Влияние вредных привычек – очень интересная и значимая, оказалась объемной, и мы ее продолжим дорабатывать на следующий год. Отличительной чертой этих работ явилась интеграция предметов, что является ценным опытом.
Для того чтобы в процессе учебной деятельности повысилась эффективность обучения и творческий потенциал учащихся, стараюсь создать комфортную, благоприятную обстановку на уроке для каждого обучающегося.
Индивидуализация никогда не бывает абсолютной, так как в любых условиях, при использовании разных форм и методов обучения нельзя учесть все индивидуальные особенности учеников, поэтому во внимание принимаются лишь те отличия, которые оказываются важными в процессе обучения. Кроме того, учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного ученика, а групп учащихся, обладающих сходными чертами.
Однако индивидуальные особенности отличаются непостоянством, изменчивостью. В процессе работы я стараюсь выявить те индивидуальные особенности, от которых будет зависеть успех в познавательной, учебной деятельности, это быстрота, темп, работоспособность, сосредоточенность, переключаемость, отвлекаемость внимания, скорость восприятия, запоминания.
За этот года мои ученики показывают стабильно хорошие результаты обучения.
Качество знаний – более 90%.
90% учащихся имеют стойкий интерес к предмету.
Анализ и своевременная коррекция собственной педагогической деятельности, диагностика текущего состояния обеспечивают положительную динамику учебной деятельности учащихся по предметам, приводит к повышению качества знаний учащихся (от 85 % до 100 %) , подтверждению итоговых оценок обучающихся.
Неуспевающих по технологии нет, но нельзя сказать, что у меня нет проблем. Например, некоторые мальчики с удовольствием готовят различные блюда, то не всегда с желанием берутся за моделирование и конструирование изделий. Есть дети с низкой мотивацией и низкими способностями к обучению. Для них необходимы личностно-ориентированный подход в обучении, реализующий технологию формирования учебной деятельности, и учебно-игровая деятельность, способствующая без перегрузок включить ребёнка в учебно-познавательную деятельность. Эти особенности составляют динамическую сторону психической жизни.
При конструировании этапа мотивации, прежде всего, учитываю особенности познавательных интересов учащихся, определяю их характер и направленность. Направленность познавательного интереса характеризуется тем, что он может проявляться либо к научно-теоретическим основам знаний, либо к их практическому использованию.
Учебный процесс включает в себя различные виды деятельности, и каждый из них по – своему активизирует учащихся, пробуждает их самостоятельность, творческую мысль.
Один из видов деятельности – игра. Она в равной мере способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию творческих качеств личности. Уроки – игры являются плодом совместного творчества учителя и учеников. Они способны увлечь ребят, воспитывают бережное отношение к изучаемому предмету.
Игры – упражнения развивают память, внимание, сообразительность, их общий кругозор. Например: Своя игра, Игры-шутки, игры-минутки, Крестики-нолики, Безопасность человека в жизненных ситуациях, Если хочешь быть здоров.
Для формирования творческих способностей учащихся провожу уроки творческого характера, на которых широко использую методические приемы, активизирующие самостоятельную познавательную деятельность учащихся: урок-викторина 8 класс «Экскурс в мир профессий», КВНы, побуждающие мыслительную активность. Например – составить кроссворд или ребус по одному из разделов. Учащиеся с удовольствием выполняют данные задания. Такие формы работы делают уроки интересными и разнообразными.
Я преподаю 2 предмета и на своем небольшом опыте убедилася в большой важности для эффективного обучения использование межпредметных связей. Это способствует более глубокому освоению учащимися изучаемого материала путём систематизации ранее полученных знаний, формирует целостный взгляд на предметы и явления. Поэтому одним из видов развития творческих способностей считаю проведение интегрированных уроков.
Они требуют большой подготовки как учителей, так и учеников. На таких уроках ставятся цели и задачи, связанные с двумя и более учебными предметами. Интегрированный урок не просто расширяет рамки одного предмета, а показывает целостную картину мира. Такие уроки заканчиваются небольшой творческой работой. Это дает возможность каждому ученику проявить себя и развить свои способности. Мною были проведены интегрированные уроки по темам: Значение соблюдений техники безопасности в жизни, Вредные привычки их влияние на человека, Пожары и др.
В своей педагогической деятельности использую принцип успешности обучения. Этот принцип состоит в том, что у каждого ученика должен быть свой, пусть маленький, но собственный успех. Успех рождает вдохновенье, уверенность в своих силах. Задача учителя - помочь каждому ученику достичь такого успеха. Чтобы удовлетворить образовательные потребности отдельных учащихся с отличающимися возможностями и склонностями, необходимо вовлекать детей в различные творческие конкурсы, проекты, интеллектуальные игры. Детей с повышенной мотивацией к обучению данного предмета отличает исключительная успешность обучения. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
В ноябре, мы приняли участие в городской олимпиаде школьников по технологии, ОБЖ, которым предшествует школьный тур олимпиад.
В формировании устойчивого интереса к изучаемому предмету огромную роль играет классная, внеурочная, кружковая деятельность. Она способствует нравственному и эстетическому воспитанию, приобщению учащихся к культурным традициям, раскрывает индивидуальные способности каждого ребенка и даже способна организовать досуг подростка.
Именно поэтому она должна быть интересной и увлекательной. На внеклассных мероприятиях предлагаю разные виды самостоятельной деятельности (работа в парах, в группах). На таких занятиях ученик должен самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность, как за себя, так и за других участников команды. Я считаю, что это воспитывает в моих учениках волю к победе и стремление к преодолению трудностей.
Традиционным видом внеклассной работы является: проведение предметной недели «Естественно – научного цикла»: я проводил конкурсы, кроссворды, ребусы, игры: «Счастливый случай», «Разговор о правильном питании», «Спор трёх королев», «Поле чудес», КВН по искусству «В мире прекрасного ».
Был проведен конкурс творческих работ: «Страна Безопасности», «Зеркало природы», «Мир в радуге профессий».
Я являюсь классным руководителем , в этом году у меня предвыпускной класс. Как классный руководитель 8 класса, я вместе с детьми участвую во всех коллективных делах школы и школьной организации по плану школы. Взаимодействую с воспитанниками в различных видах деятельности: групповой, учебной, творческой, коммуникативной.
Оказываю поддержку учащимся в преодолении трудностей и проблем, в становлении личности и ее самоопределении.
Принили участие во всех общешкольных мероприятиях , например, «Смотр песни и строя».
Т.к. в 8 классе все дети спортивные, то в соревнованиях по всем видам спорта занимаем призовые места. Думаю, станут традицией такие мероприятия, как первый урок, чаепитие в честь праздников, экскурсии . Эти мероприятия сплачивают коллектив и приучают детей к ответственности.
Учащиеся класса не все активны, ответственны, не все имеют постоянные и текущие поручения, которые добросовестно выполняют.
Класс очень сложный ,ребята не очень уважают и ценят мнение друг друга. Сплотить коллектив - моя главная задача на следующий год.
Учащиеся не объективны в самооценке своей учебы и поведения.
Регулярно участвую в работе МО классных руководителей, постоянно учусь и совершенствуюсь, приобретаю опыт.
Постоянно приобретаю, изучаю и использую в работе новинки методической литературы по воспитательной работе. Активно взаимодействую с родителями на родительских собраниях, в личных беседах, на заседаниях родительского комитета. Знакомлю не только с успехами детей в учебе, но и с результатами психологических исследований, диагностик. Использую различные формы проведения родительских собраний:
· обмен мнениями, собрание – диспут;
· собрания – презентация;
Родители привлекаются для участия в организации эффективной работы класса.
В 2015 году прохожу курс повышения квалификации в ЧОУ
ДПО «Институт новых технологий в образовании» по программе дополнительного
профессионального образования «Психолого-педагогические аспекты профессиональной
компетентности педагогических работников в условиях реализации ФГОС» (144 часов).
За год работы я понял - учитель не делает карьеры. Он – артист, но его слушатели и зрители ему не аплодируют. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Мы навечно вызваны к доске. И сдаем экзамен каждый день. Экзамен по доброте, душевности, справедливости, взаимопониманию. Ведь знания сами по себе мало что стоят, если они не пропущены через сердце учителя.
Учитель технологии и ОБЖ Кунцевич Д.С.
2014 – 2015 учебный год.