Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Самобытная и неповторимая казачья песня». ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Чеченцева Зинаида Михайловна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида  с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению развития детей № 33 города Каменск – Шахтинский (МБДОУ детский сад № 33)

 

 

 

 

 

 

 

                                  

 

 

 

 

                                                                                       

               

 

 

 

 «Самобытная и неповторимая  

           казачья песня».                            

 

 

                                   Музыкальный руководитель:

                                                         Чеченцева Зинаида Михайловна.   

 

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Г.  Каменск – Шахтинский 2016г.

 

                              План занятия.

 

                               

                                   1.Цель, задачи занятия.

 

                         2.  Вводная беседа о песенном творчестве казаков.

 

                                   3.  Хореография: казачий шаг, присядка, положение рук, особенности 

                                        танцевальной культуры казачьих движений.

 

                          4. Слушание: прослушивание песни « Славься, славься, казаки»

                                ансамбля «Беседа»

                                Определить характер, настроение и особенности

                                исполнительского мастерства фольклорных казачьих песен.

 

                                  5. Разучивание казачьей песни «Вечер, вечер, матушка». Учить

                                      правильно интонировать, вовремя вступать и заканчивать пение,

                                      допевать  окончание музыкальных фраз, уловить настроение и

                                      характер музыкального произведения.

                                  6. Исполнение песни «Ехал Ванька со Дубовки». Продолжать

                                      работать над ритмическим рисунком песни, динамикой и

                                      артистизмом.

 

                                   7. Пословицы и поговорки казаков.

                 

                                   8 .Игра «Казаки».

 

                     

 

                     

 

                     

                  

                                

 

                                  .

                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                2

1.Цель занятия: Заинтересовать детей старшего дошкольного возраста историей

                             народной казачьей песни; побудить желание петь ее .    

                             Соприкоснувшись  с миром старинных казачьих песнопений,  она

                              поможет лучше понять  наши  исторические  корни  

                              национальной культуры  казачьего народа.

             

 

 

ЦельВоспитательная.    Учиться   через народное песенное искусство постигать   

                             мир  человеческих     отношений, характер и особенности казачьих   

                              песен. Учить  видеть прекрасное,  побудить желание    привнести    

                             песенное      творчество  в повседневную жизнь.

 

 

Развивающая:    Раскрыть  творческий потенциал каждого ребенка.

 

 

 Коммуникативная. В процессе обучения учиться общению друг другом, выражать    

                                 свое    мнение, свое отношение к  музыкальным образам.

 

 

 Педагогическая. Воспитывать на примерах  старинных поговорок. песен, обрядах.

                              Задача педагога заинтересовать, увлечь и  пробудить желание   

                              изучать, любить и   исполнять нашу родную и самобытную казачью

                              песню.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      3

2                           «Ой, славьтесь, славьтесь казачки,  ой славьтесь милые дружки,

                              Мы  донцы природны, да  мы на все пригодны»

                                                           

 (Под казачью песню «Славьтесь, славьтесь, казачки» дети входят в музыкальный зал и садятся на стулья.)    На доске картины репродукций, из жизни и быта казаков. «Свадьба», «Военный поход», «Сенокос», «Игрища».

 

                 Дети!

               

                История казачьей песни   связана с историей земли донской, которую

                в старые времена называли Диким полем. До наших дней дошли  старинные,

                песенные мотивы фольклорного   народного  искусства,  бережно передаваемые

                из  поколения в поколение, свидетельства истинного  таланта самобытного  

                народа, который сумел не только создать,   но сохранив  преумножить

                истинные богатства песенного народного  исполнительского мастерства.

                                Казачья песня – яркий пример гордого  вольного народа, сильного

                непокорного, в котором , раскрывается вся душа, как чистый родник, светлых и

                сильных произведений, музыкально одаренного и  богатого своей культурой 

                непокорного и свободолюбивого народа.

          .     Мелодичная казачья песня  звучала у колыбельки младенца,  напеваемая   

                матерью, с песней молодые  казачки выходили замуж, с песней  казаки  шли на

               войну, бой  в атаку! ….

 

                      «Когда начинаются  долгие     зимние вечера, -  рассказывает  баба  Вера-           

                артистка   казачьего  хора  «Донские игрища»,- я вспоминаю свою бабушку:

                постукивание прялки у окна, горящую лампадку у иконки …и удивительный

                голос казачьей  песни, которая будет звучать в веках!» Вся история жизни

                казаков в самой песне. Вот, послушайте,  фрагмент песни, которая родилась в

                станице Каменской и до сих пор исполняется нашими казаками.

                       

                                                  «Над Донцом казак гуляя, табун коней загоняя.

                                                   Табун коней загоняя, сам фуражечкой махая.

                                                   Сам фуражечкой махая девчоночку подзывая.

                                                   Ты, девчонка бравая, в косе лента алая.

                                                   Да на шее зеленая, девка зарученая.

                                                   Да заручена девчоночка за донского казака,

                                                   За донского казака. за старого старика.

                                                   А старому старику 90 яму лет.

                                                   Да 90 яму лет хочешь люби, хочешь нет. (исполняется

                                                   педагогом)

       Дети! Как вы думаете, можно считать, что почти в каждой песне целый маленький рассказ?   О чем рассказывает нам  эта песня?

 

               Или вот, еще..             Разливалась в Донце талая вода,

                                                    Заливала все зеленые луга.

                                                    Оставался один маленький лужок,

                                                    Где гуляли мы с тобой, миленький дружок.

                                                               (старинная казачья песня)

 

                                                                           

                                                                  

4      

         3.           А как необычна была речь казаков! Вместе с народным песенным    

          творчеством у нас есть уникальная возможность  познать не только  язык,

           культуру, а значит и историю своего народа. Научиться петь, как пели наши деды,  

          танцевать,  как они сами сказывали, играть песни. Давайте попробуем представить,

          как они двигались, когда пели свои песни или, как они играли их.  ( Муз. руковод.

          предлагает выполнить несложные казачьи шаги;  присядку, движения по кругу с

          характерной особенностью положения рук, шаговых  движений и т.д.)

 

            Дети! Кто скажет, какой характер у этих движений спокойный или

            зажигательный? 

 

          4 . А, какие песни казаки  пели! В них и удаль молодецкая! И сила народная! И 

             величие войска донского!

            ( Дети  слушают  казачью  песню.   «Славьтесь, славьтесь,  казачки»,  в исполнении

            ансамбля «Беседа» , Молодежного СДК,  Каменского района.)

 

            Дети! О чем казаки пели? Какие они? Какой у казаков характер?

            Понравилась ли песня? Какая песня, зажигательная и бравурная или

            мелодичная и протяжная?

 

            Хочу обратить ваше внимание на удивительное исполнительское мастерство

            артистов, какие голоса!

            Казачья песня является истинным творческим наследием нашего народа. 

            Навыки хорового пения, умение двигаться, использовать  характер, танцевальные

            движения, все это приобретается с детства, всему можно научиться,  в том числе

            познать особую технику - гортанного пения, которым всегда славилась

            наша звонкая многоголосая,  казачья песня.

 

             5 . На прошлом музыкальном занятии мы с вами прослушивали казачью песню 

              «Вечер,   вечер, матушка», а сегодня приступим к ее разучиванию. (Разучиваются

               первые куплеты песни. Первая строка песни предлагается вначале детям в виде

               упражнения. При разучивании песни педагог обращает внимание на точное

               исполнение окончаний музыкальных фраз, умение слышать свой голос и своего

               соседа, учиться вместе начинать пение после вступительной части и вместе

               заканчивать, на правильное воспроизведение.

 

 

 

               6. Дети! Для повторения казачьей песни «Ехал Ванька со Дубовки», разученной  

                на прошлых занятиях предлагается усложнить задание, и я хочу обратить ваше

                внимание  на отдельные куплеты, которые исполняются,  убыстряя темп песни и    

                поскольку песня шуточная, то и   петь ее надо весело, с улыбкой. Попробуем?

                (Дети исполняют песню . Педагог обращает внимание на части, которые нужно

                внимательно синхронно исполнить, четко пропев  каждое слово .Обращает

                внимание на ритмический рисунок, который на протяжении песни то

                убыстряется, то замедляется, на фрагменты, которые нужно  выделить, громче -

                исполнив ярче, некоторые – тише и спокойнее.)

 

 

 

 

 

                                                               5

 Дети! Именно в коллективном исполнении у каждого артиста  рождается желание проявиться,  переживая  тот  или   иной образ,   есть возможность перевоплотиться, каждому в сценический образ и постараться максимально со всем артистизмом донести его до каждого зрителя.

 

      На Дону закрепилось понятие, что казаки ни пели, а играли свои песни, в которых, была и боль, и страдание народа и вместе с ним та  великая   вселенская  радость и торжество, которое разделить мог весь хутор.  

 7.А сейчас, давайте рассмотрим картины, где ярко и самобытно демонстрируется

жизнь наших казаков. Смотрите, какую одежду носили наши бабушки и деды, какая у них была в курене мебель, обстановка. Ну и конечно, невозможно познать народ, если не познакомиться с его  языком, прибаутками, да и просто житейской мудростью, которая была  в старину, и сегодня бережно передается нашими дедушками и бабушками своим внукам. Вот послушайте!..( детям предлагается прослушать  фрагмент  казачьего разговора, в основу, которого легли фольклорные пословицы, обороты, казачьи выражения и т. д.

 

Атаман: Здорово дневали, казаки!

Дети:      Слава, Богу!

Педагог:        Так приветствуют казаки друг друга и сегодня. А вот, как говорили казаки в старину меж собой, сколько народной  мудрости в разговоре, сколько жизни, давайте, послушаем…

 Гость:  Спали, почивали, весело ль встали?   (утреннее приветствие )

Хозяин:   Хлеб, да соль едим да свой.

               Не угадаешь, где упадешь, где встанешь.

Хозяйка: Было добро, да давно,

               опять будет, да нас не забудет.

Старуха:  Вашими молитвами живем.

                  Живы, коли Господь терпит.

Гость: Здорово, дед, на сто лет!

              Дай вам Бог,

            чтоб вам елось и пилось!

 Старуха: Твои речи, да Богу в уши.

                  Мало ли что бывало,

                  За кем наше не пропадало.

Казак: Мир вам, и я к вам!

Старик: Подойди поближе, да  поклонись пониже.

Гость: Бью челом да солью, да третей любовью!

Атаман: С праздничком вас!

 Здоровья тамошним и здешним и всем  присердечным!

Гостюшка: Бог вам в помощь!

                     Дай Бог счастливо день дневать и ночь ночевать!

Казачка:     Давно не видались?

Гость:        Да как расстались.

Хозяйка: Милости прошу к нашему шалашу.

Казак:    Вашему сиденью, наше почтенье.

Казачка:  За постой деньги платят, а  наши посиделки  даром.

\Атаман: друзей наживай, а старых не теряй.

                                                      6

 

Педагог: Казаки всегда были хлебосольны, а какие речи за столом сказывали, как поздравляли!

                                        

Казак: За здоровье того, кто любит кого!

           За здоровье тех, кто любит всех!

Атаман: Жить, богатеть,

               Добра наживать, лихо забывать.

Гостюшка: За здоровье лошадей, что возят гостей!

Казак : За здоровье глаз, что пленили нас!

 

Гостюшка. Всем гостям по сто лет, хозяину двести

                     Да всем бы вместе!

 

Педагог: А какие прибаутки у деда  Щукаря! Они не перестают удивлять нас всех и поныне…

 

Старик: Тому лопни глаз, кто не любит нас!

                Твой бы приговор, да тебе во двор!

 Атаманша: По старой памяти, как по грамоте.

                      Не из чести переносят вести.

Старуха: Как бы тебя Бог любил,  как ты меня любишь.

                                             

Казак : Раздуй живот, кто неправдой живет!

 

Молодка: Ой, петухи запели, жениться пора!

Ванька: Ждем, пождем, авось и мы свое найдем!

Казак: Жениться – не чихнуть, можно и наперед сказать.

Ванька: Были бы песни, будут и пляски! (данный отрывок лег в основу театрализованного действия на праздник)

 

Дети! Кто из вас запомнил, понравившиеся выражения или пословицы?

Как приветствовали казаки друг друга?(ответы)

 

8. Казаки всегда были смелыми бесстрашными, сильными и ловкими. Среди их забав часто были всевозможные соревнования, кулачные бои, сабельное искусство.  Сегодня мы  поиграем в игру  «Казаки».  (Игра проходит, как эстафета, в которой участвуют две команды, соревнуясь друг с другом.)

 

Вывод:

На протяжении всего занятия у детей было радостное  приподнятое настроение, во всех предлагаемых заданиях дети активно принимали участие, пели дружно, в характере,  выполняя  задания музыкального руководителя .На все вопросы детьми  были даны полные ответы.

Тема казачьей песни детям понравилась, свидетельство тому, является пение казачьих песен на участке в саду, в автобус (из бассейна), по рассказам родителей- дома. Данное занятие положило  основу целому направлению в работе  музыкального руководителя по изучению с детьми и популяризации казачьей песни.

 

 

 

 

 

 

 

                

 

 

 

   

Пожалуйста, подождите.
x
×