самообразование педагога ☼
Автор: Довыдова Елена Владимировна
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 26
г. Алексин
Программа по самообразованию на тему
«Познавательно-исследовательская деятельность
детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Довыдова Е.В.
Тема: Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста
Актуальность темы:
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
В одном из пяти направлений развития и образования детей в ФГОС – «Познавательном развитии» – предполагается «формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира».
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе познавательно -исследовательской деятельности.
Задачи:
· Создание условий для исследовательской активности детей;
· Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
· Изучение методик, технологий по познавательно-исследовательской деятельности по возрастам.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Министерства образования и науки Российской Федерации (утвержденного Первым заместителем Министра образования и науки Российской Федерации Н.В. Третьяк 31 декабря 2013 г.)
2. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
3. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
4. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
5. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
6. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
7. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
8. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
9. Экспериментальная деятельность детей 3-7 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
Этапы самообразования на 2014-2017 гг.
Срок
| Тема | Содержание работы | Практический выход |
Сентябрь 2014 г. |
| Подбор и изучение литературы по теме; | Памятки для родителей «Я познаю мир»
|
Октябрь 2014 г. | Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования.
| Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей; | Консультация для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность в ДОУ» (презентация) |
Ноябрь-декабрь 2014 г. | Создание предметно-развивающей среды и опытно-исследовательской деятельности в ДОУ для детей 3-4 год. | Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини- лабораторий с объектами неживой природы; Перспективное планирование для работы с детьми 3-4 года. | Родительское собрание «Организация проведения познавательно-исследовательской деятельности с детьми 3-4 лет»
|
Январь 2015 г. | 7 вопросов по изучению условий и формы организации детского экспериментирования
| Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования. | Анкетирование родителей и воспитателей. |
Февраль 2015 г. | «Приборы-помощники» | Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами (лупы, микроскоп…)
| Тематическое занятие «Волшебное стеклышко» |
Март 2015 г. | Инновационные технологии-ТРИЗ | Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов | Тематическое занятие «Какая бывает вода» (жидкое, твердое, газообразное состояние) |
Апрель 2015 г. | Мнемотехника, мнемотаблица, коллаж | Описание приемов и методов, их использование на занятиях. | Создание схем, таблиц по блокам познавательно-исследовательской деятельности |
Май 2015 г.
| «Что? Зачем? Почему?»
| Изучение метода игрового, проблемного обучения
| Создание разнообразных проблемных ситуаций и пути их решения.
|
Сентябрь 2015 г. | Изучение методики Л.А, Венгера | Роль метода наглядного моделирования в развитии умственных способностей ребенка | Модели, схемы, их использование в процессе экспериментирования |
Октябрь-ноябрь 2015 г. | «Круглый стол» Создание предметно-развивающей среды для детей 4-5 лет | Обобщение опыта по инновационным технологиям в образовательном процессе | Консультация для педагогов на тему «Использование изученных инновационных технологий в образовательных областях» |
Декабрь 2015 г.
| «Шаг за шагом» | Создание «копилки опытов и экспериментов» | Проведение опытов на занятиях и в свободное время |
Январь 2016 г. | «Хочу все знать» | Поиск интересной информации о явлениях природы
| Папка-передвижка для родителей и детей |
Февраль 2016 г. | Интернет-обмен передового опыта | Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности»
| Консультация для воспитателей по обмену опытом |
Март 2016 г. | Медиатека по поисково-исследовательской деятельности в образовательном пространстве | Подбор DVD дисков по изучаемым темам | Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их |
Апрель 2016 г. | Исследовательская работа педагога, как условие совершенствования профессиональной деятельности
| Умение выделять главные ключевые понятия в информационном материале, формулирование тем, целей и задач | Разработка рекомендаций для воспитателей ДОУ |
Сентябрь 2016 г. | Деловая игра «Аукцион идей» | Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками по познавательной деятельности
| Беседа, рассуждение, умозаключение |
Октябрь-декабрь 2016 г. | Педсовет «Развитие поисково-познавательной деятельности ребенка»
| Подборка материалов | Доклад на педагогическом совете «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»; |
Январь -февраль 2017 г. | «Проект как метод обучения» | Изучение структуры создания проекта | Проведение семинара «Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения»;
|
Март-май 2017 г. | Самоанализ по изучаемым темам
| Оценка знаний по изучаемым темам | Прогноз на будущее |
САМОАНАЛИЗ:
В нашей группе мы создали мини - лабораторию (со всем необходимым оборудованием для проведения опытов и экспериментов: лупами, шарами, трубочками, зеркалами, магнитами мыльными пузырями и др.) Постепенно мини-лаборатория пополняется. В своей работе с детьми я активно использую обору Наборы биологов, пробирки, мерные стаканы, весы и многое другое оборудование находится в нашем активном пользовании. Все это делалось для поддержания интереса у детей, для возможности воспроизвести опыты самостоятельно.
Опыт работы показывает: элементарное экспериментирование доступно уже детям младшего дошкольного возраста. Они с удовольствием исследуют песок, глину, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолетики, пробуют делать пену, превращать снег в воду, а воду в разноцветные льдинки; надувают мыльные пузыри.
Занимаясь с детьми экспериментальной деятельностью, я обратила внимание, что познавательный интерес от занятия к занятию вырастает.
Таким образом, опытно-экспериментальная работа, проводимая мною, привела к большим результатам. Они стали намного внимательными, появился устойчивый интерес к окружающему миру, научились анализировать. делать обобщения, умозаключения. Это - своеобразный «комплекс» для формирования познавательных способностей.
В заключение хочется привести слова академика К.Е.Тимирязева: «Люди, научившиеся... наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».