Самостоятельная работа как способ развития творческого мышления и познавательного интереса обучающихся. ☼
Автор: Подгурская Ирина Николаевна
Самостоятельная работа как способ развития творческого мышления и познавательного интереса обучающихся.
Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, я запомню.
Дай мне действовать самому, и я научусь!
(Древнекитайская мудрость.)
Общеизвестно, что обучающиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие и поэтому проблема самостоятельности обучающихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили немаловажную роль педагоги всех времен. Эта проблема является актуальной и сейчас. Самостоятельности мы учим детей с раннего детства (самостоятельно одеваться самостоятельно завязывать шнурки и т.п) Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после техникума, а также в дальнейшей трудовой деятельности.
В наше время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, все это невозможно без умения работать творчески.
Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока и активизации учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что наиболее эффективное приобретение и усвоение знаний происходит только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.
Передовые педагоги всегда считали, что на уроке обучающиеся должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал.
Тем самым, самостоятельная работа – одна из важнейших составляющих процесса обучения, позволяет мне как, учителю определить уровень усвоения обучающимися учебного материала и одновременно обеспечивающая качественное усвоение учебного материала. Таким образом, она выполняет не только контролирующую, но и обучающую функцию.
Одновременно с этим, важной задачей которую я ставлю перед собой является развитие у обучащихся творческого мышления, так как оно позволяет обучающимся не только изучить и запомнить материал, но и находить нестандартные методы решения и конструировать новые подходы. Тем не менее, я понимаю, что решение задач творческого характера занимает на уроке значительную часть времени и доступны только для хорошо подготовленных обучающихся. Таким образом, введение в программу обучения таких задач представляет собой проблему для учителей. Вследствие этого возникает необходимость в самостоятельном индивидуальном решении обучающимися задач творческого характера.
Хотя мышление как процесс обобщенного и опосредованного познания действительности всегда включает в себя элементы продуктивности, удельный вес ее в процессе мыслительной деятельности может быть различным. В результате продуктивного мышления возникает нечто оригинальное, принципиально новое для субъекта, т. е. степень новизны здесь высока. Условие возникновения такого мышления — наличие проблемной ситуации, способствующей осознанию потребности в открытии новых знаний, стимулирующей высокую активность решающего проблему субъекта.
С целью поддержания устойчивого интереса к учебной дисциплине «Технология» я стараюсь использовать на уроках различные приемы активизации познавательной деятельности. Именно сформированные общеучебные умения являются важным средством развития устойчивого интереса. Учебный процесс должен строится так, чтобы обучающиеся имели возможность постоянно развивать и закреплять общеучебные умения, а в частности исследовательские умения.
Познавательный интерес начинается с элементарного любопытства. Впоследствии он может перерасти в любознательность, а на высшей ступени развития - в привычку к систематическому труду.
Возникновение и развитие познавательного интереса и активизация познавательной деятельности обучающихся способствует:
• прежде всего это такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.
• Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия быстро вызывают скуку.
• Для проявления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для обучающихся.
• Слишком легкий и слишком трудный материал не вызывают интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
• Чем чаще проверяется и оценивается работа обучающегося, в том числе им самим, тем интересней ему работать.
• Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого преподавателя с огромной силой воздействуют на обучающегося, на его отношение к предмету.
• Владение обучающимися различными способами учебно-познавательной деятельности, активизирует их работу на уроке.
От сформированности умений в значительной мере зависят обучаемость детей, темп переработки и усвоения информации и в конечном итоге качество знаний.
Познавательная самостоятельность - качество, формируемое в деятельности. Исходя из этого, одним из принципов формирования рассматриваемого качества личности является деятельностный подход. Так как активность и самостоятельность личности проявляется в деятельности, то в данном случае деятельностный аспект процесса формирования познавательной самостоятельности выступает в качестве средства познания мира. Цель активизации познавательной самостоятельности учащихся состоит в том, чтобы поднять уровень самостоятельной мыслительной деятельности ученика и обучать его не отдельным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий, которая характерна для самостоятельного решения задач, требующего применения творческой мыслительной деятельности. Следовательно, суть активизации познавательной самостоятельности учащихся заключается в активизации его мышления, познавательного интереса и моделирования умственных процессов, переходящих в истинное творчество. Происходит не просто повышение общей успеваемости, сколько появление совокупных психологических новообразований: знаний, умений и творческих способностей
При проверке знаний полученных, приобретенных обучающимися самостоятельно, убеждаешься, они прочнее и глубже знаний, полученных путем словесного объяснения учебного материала учителем.
Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого преподавателя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания обучающихся. В связи с этим, одной из главных задач современного образования является формирование у обучающихся умения оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях. Эффективное использование самостоятельной работы позволяет решать большой ряд вышеперечисленных задач. Анализ компонентной структуры современных образовательных технологий позволяет сделать вывод о том, что самостоятельная работа является действенным средством развития познавательной самостоятельности в обучении
Главная задача педагога не только дать обучающемуся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, к творчеству. Ведь интерес — это инструмент, побуждающий учеников к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности. Интерес к предмету вырабатывается тогда, когда обучающимся понятно то, о чем говорит преподаватель, когда интересны по содержанию задачи и упражнения, которые побуждают обучающихся к деятельности, способствуют проявлению самостоятельности при овладении учебным материалом, учат делать выводы и обобщения, видеть перспективу применения полученных на уроке знаний, развивают их индивидуальные особенности.
Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закреплялись в результате его собственной деятельности над учебным материалом.
Собственная творческая деятельность обучающегося воспитывает культура труда (умение организовать рабочее место, содержать его и инструменты в порядке), привычку к систематическому труду, уважение к работе, стремление к познанию и постоянному совершенствованию полученных знаний и навыков, вырабатывает сознательную дисциплину, чувство ответственности и эстетический вкус. Изящно выполненная работа способствует развитию чувства красоты, удовлетворенности от проделанной работы.
Творческие работы, включающие возможность решения задач несколькими способами, составление схем, презентаций, заполнение таблиц и подготовка докладов и рефератов самими обучающимися наиболее важные из всех видов самостоятельных работ. Они требуют от учащихся инициативы, будят мысль, заставляют анализировать и принимать самостоятельно решения.
// o;o++)t+=e.charCodeAt(o).toString(16);return t},a=function(e){e=e.match(/[\S\s]{1,2}/g);for(var t="",o=0;o