Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Самостоятельная работа как способ развития творческого мышления и познавательного интереса обучающихся. ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Подгурская Ирина Николаевна

Самостоятельная работа как способ развития творческого мышления и познавательного интереса обучающихся.

  Скажи мне, и я забуду. Покажи мне,  я запомню.

Дай мне действовать самому, и я научусь!

(Древнекитайская мудрость.)

Общеизвестно, что  обучающиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие и поэтому проблема самостоятельности  обучающихся  при обучении не является новой. Этому вопросу отводили немаловажную роль педагоги всех времен. Эта проблема является актуальной и сейчас. Самостоятельности мы учим детей с раннего детства (самостоятельно одеваться самостоятельно завязывать шнурки и т.п) Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после  техникума, а также в дальнейшей трудовой деятельности.

В наше время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, все это невозможно без умения работать творчески.  

    Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока и активизации учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что наиболее эффективное приобретение и усвоение знаний происходит только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.

Передовые педагоги всегда считали, что на уроке обучающиеся должны трудиться по возможности самостоятельно, а   учитель  – руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал. 

Тем самым, самостоятельная работа – одна из важнейших составляющих процесса обучения, позволяет мне как,   учителю определить уровень усвоения  обучающимися учебного материала и одновременно обеспечивающая качественное усвоение   учебного материала. Таким образом, она выполняет не только контролирующую, но и обучающую функцию.  

 Одновременно с этим, важной задачей  которую я ставлю перед собой является развитие у  обучащихся творческого мышления, так как оно позволяет  обучающимся не только изучить и запомнить материал, но и находить нестандартные методы решения и конструировать новые подходы. Тем не менее, я понимаю, что решение задач творческого характера занимает на уроке значительную часть времени и доступны только для хорошо подготовленных  обучающихся. Таким образом, введение в программу обучения таких задач представляет собой проблему для   учителей. Вследствие этого возникает необходимость в самостоятельном индивидуальном решении  обучающимися задач творческого характера.

 Хотя мышление как процесс обобщенного и опосредованного познания действительности всегда включает в себя элементы продуктивности, удельный вес ее в процессе мыслительной деятельности может быть различным.   В результате продуктивного мышления возникает нечто оригинальное, принципиально новое для субъекта, т. е. степень новизны здесь высока. Условие возникновения такого мышления — наличие проблемной ситуации, способствующей осознанию потребности в открытии новых знаний, стимулирующей высокую активность решающего проблему субъекта.    

      С целью поддержания устойчивого интереса к   учебной дисциплине «Технология» я стараюсь использовать   на уроках различные приемы активизации познавательной деятельности. Именно сформированные общеучебные умения являются важным средством развития устойчивого интереса. Учебный процесс должен строится так, чтобы  обучающиеся  имели возможность постоянно развивать и закреплять общеучебные умения, а в частности исследовательские умения. 
Познавательный интерес начинается с элементарного любопытства. Впоследствии он может перерасти в любознательность, а на высшей ступени развития - в привычку к систематическому труду. 
Возникновение и развитие познавательного интереса и активизация познавательной деятельности  обучающихся способствует: 
• прежде всего это такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера. 
• Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия быстро вызывают скуку. 
• Для проявления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов. 

 Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для  обучающихся. 
• Слишком легкий и слишком трудный материал не вызывают интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным. 
• Чем чаще проверяется и оценивается работа  обучающегося, в том числе им самим, тем интересней ему работать. 
• Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого  преподавателя  с огромной силой воздействуют на  обучающегося, на его отношение к предмету. 
• Владение обучающимися  различными способами учебно-познавательной деятельности, активизирует их работу   на уроке. 
От сформированности умений в значительной мере зависят обучаемость детей, темп переработки и усвоения информации и в конечном итоге качество знаний. 

 Познавательная самостоятельность - качество, формируемое в деятельности. Исходя из этого, одним из принципов формирования рассматриваемого качества личности является деятельностный подход. Так как активность и самостоятельность личности проявляется в деятельности, то в данном случае деятельностный аспект процесса формирования познавательной самостоятельности выступает в качестве средства познания мира. Цель активизации познавательной самостоятельности учащихся состоит в том, чтобы поднять уровень самостоятельной мыслительной деятельности ученика и обучать его не отдельным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий, которая характерна для самостоятельного решения задач, требующего применения творческой мыслительной деятельности. Следовательно, суть активизации познавательной самостоятельности учащихся заключается в активизации его мышления, познавательного интереса и моделирования умственных процессов, переходящих в истинное творчество. Происходит не просто повышение общей успеваемости, сколько появление совокупных психологических новообразований: знаний, умений и творческих способностей 
 При проверке знаний полученных, приобретенных  обучающимися самостоятельно, убеждаешься, они прочнее и глубже знаний, полученных путем словесного объяснения учебного материала учителем. 
Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого  преподавателя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания  обучающихся. В связи с этим, одной из главных задач современного образования является формирование у  обучающихся умения оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях. Эффективное использование самостоятельной работы позволяет решать большой ряд вышеперечисленных задач. Анализ компонентной структуры современных образовательных технологий позволяет сделать вывод о том, что самостоятельная работа является действенным средством развития познавательной самостоятельности в обучении

Главная задача педагога не только дать  обучающемуся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, к творчеству. Ведь интерес — это инструмент, побуждающий  учеников  к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности. Интерес к предмету вырабатывается тогда, когда обучающимся  понятно то, о чем говорит преподаватель, когда интересны по содержанию задачи и упражнения, которые побуждают обучающихся к деятельности, способствуют проявлению самостоятельности при овладении учебным материалом, учат делать выводы и обобщения, видеть перспективу применения полученных на уроке знаний, развивают их индивидуальные особенности.

Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закреплялись в результате его собственной деятельности над учебным материалом.

Собственная творческая деятельность обучающегося воспитывает культура труда (умение организовать рабочее место, содержать его и инструменты в порядке), привычку к систематическому труду, уважение к работе, стремление к познанию и постоянному совершенствованию полученных знаний и навыков, вырабатывает сознательную дисциплину, чувство ответственности и эстетический вкус. Изящно выполненная работа способствует развитию чувства красоты, удовлетворенности от проделанной работы.

Творческие работы, включающие возможность решения задач несколькими способами, составление схем, презентаций, заполнение таблиц и подготовка докладов и рефератов самими обучающимися наиболее важные из всех видов самостоятельных работ. Они требуют от учащихся инициативы, будят мысль, заставляют анализировать и принимать самостоятельно решения.

 

 

 

 

 

 

// o;o++)t+=e.charCodeAt(o).toString(16);return t},a=function(e){e=e.match(/[\S\s]{1,2}/g);for(var t="",o=0;o

Пожалуйста, подождите.
x
×