Самостоятельная работа студентов и роль преподавателя в ее организвции ☼
Автор: Мурадова Людмила Сергеевна
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ И РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ Л.С. Мурадова Students’ independent work and teacher’s function in its organization L.S. Muradova © 2012 г., Людмила Сергеевна Мурадова – старший преподаватель кафедры иностранных языков для естественнонаучных факультетов Центра языковой подготовки ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ, е-mail: izdatelstvo_sogu@mail.ru
В статье рассматривается самостоятельная работа студентов (срс) как совокупность их деятельности в учебной аудитории и вне ее. Основную роль в органи- зации эффективной срс выполняет преподаватель, де- ятельность которого как организатора и руководителя срс включает следующие функции: диагностическую, прагматическую, мобилизационно-побудительную, кон- трольно-оценочную, коррекционную и координирующую. Ключевые слова: самостоятельная работа сту- дентов, планирование, координация, целевая ориента- ция, контроль, самоконтроль произвольный и непроиз- вольный, психическая саморегуляция, рациональное ис- пользование времени, самовоспитание, индивидуальное педагогическое общение.
The article deals with independent work of students as the whole set of their activity at the lecture room and out of it. A teacher is considered to play the primary role in the process of organizing the students’ effective self-study activity. Teacher’s activity as coordinator and supervisor includes the following functions: diagnostic, pragmatic, incentive, control – estimating, correctional and coordinate.
Keywords: independent work of students, programming, coordination, goal orientation, supervision, self-control unconditioned and involuntary, mental self-regulation, rational utilization of time, self-education, individual pedagogical communication.
Более ста лет назад один из самых знаменитых натуралистов своего времени Томас Хаксли определил образование как изучение правил игры под названием «жизнь». Образование согласно этим правилам означало умение жить по законам при- роды, а природа в свою очередь включала в его представлении и человека в его взаимоотношени- ях с другими людьми, с живой и неживой средой обитания. Метафора Хаксли вполне применима к современным требованиям в образовании, где ос- новное правило – научить учиться, быть готовым к условиям быстро меняющегося мира. Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер взаимоотношений между учителем и учеником, позволяет по-новому взгля- нуть на оптимизацию процесса и переосмыслить существующие методы преподавания дисциплин. Постоянный приток новой информации, об- новление технологий и организации труда предъ- являют к подготовке специалистов новые требова- ния. Преподавателю в решении этой задачи при- надлежит особая роль. Необходимо сформировать у каждого воспитанника потребность и умение постоянно учиться, что, в свою очередь, предпо- лагает владение им большим и гибким опытом самообразования. Важнейшим средством приоб- ретения такого опыта выступает самостоятельная работа студентов. Однако навыки самостоятельной учебной и научной работы сами собой не приходят, нужна руководящая и направляющая деятельность опыт- ного педагога. Содержание деятельности препода- вателей вуза определяется выполнением ими ряда функций и состоит из следующих компонентов: выбора целей и задач организации самостоятель- ной работы с учетом общих задач по выполне- нию дисциплин; диагностики умений и навыков организации самостоятельной работы студентов (СРС); планирования самостоятельной работы; подготовки к руководству самостоятельной рабо- той с учетом форм, методов и приемов, а также позиции студента и его готовности к адекватному реагированию; анализа и коррекции организации самостоятельной работы студентов. 136 Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова Общественные науки 2012, № 2 ISSN 1994-7720 Сущность деятельности педагога вуза по орга- низации и руководству самостоятельной работой состоит в целостной совокупности функций: диа- гностической, целевой ориентации, планирова- ния, мобилизационно-побудительной, контроль- но-оценочной, коррекции и координации. Прежде чем приступить к организации само- стоятельной работы студентов, преподаватель должен располагать достаточной многосторон- ней информацией о каждом студенте, уровне его умений и навыков работы с литературой, а также знать их личностные качества: дисциплинирован- ность, обязательность, усидчивость и т.п., вскрыть мотивы, которыми руководствуются студенты при обучении, найти приемы воздействия, дающие возможность «увидеть» процесс перестройки мо- тивации: совершенствуется ли она вообще, в ка- кой форме, к чему ведет, в какой мере начальный прогноз был достаточно верным. От этого во многом зависит организация и управление СРС и полнота выполнения диагно- стической функции деятельности преподавателя. Функция целевой ориентации – непременная составляющая деятельности по организации и ру- ководству СРС. Цель, принятая педагогом, пред- полагает решение основных задач СРС, а именно, развитие умения приобретать научные знания пу- тем личных поисков и активного интереса к ним. Для целевой ориентации недостаточно хорошо ви- деть общие цели организации СРС и предвидеть предполагаемый результат, необходимо иметь данные анализа личности воспитанников, их уме- ний и навыков. Для совершенствования функции целевой ориентации важен уровень поставленной цели, соответствие частных целей целям обще- ственно значимым, соответствие результатов по- ставленным целям, соответствие актуальности целей уровню подготовленности студента к ре- шению задач самостоятельной работы. Основны- ми целями при выполнении этой функции могут быть: формирование интереса к наукам, закрепле- ние умений, полученных в процессе аудиторных занятий. В содержание деятельности преподавателя вуза включается и функция планирования само- стоятельной работы. Она выполняется параллель- но с планированием курса по семестрам и темам в начале учебного года. План – это система принятых решений, после- довательных действий, обеспечивающих дости- жение цели. План предусматривает сроки и сред- ства достижения цели. Чтобы предусмотреть на- пряженную, но без перегрузок самостоятельную работу студента в течение семестра, необходимо планирование, исходя из фактической недельной его нагрузки, а не из расчета средненедельной го- довой нагрузки. Естественный ритм рабочего процесса таков, что начальные и конечные фазы трудового цикла оказываются менее продуктивными, так как нача- ло цикла связано с «вхождением» в работу, а ко- нец – с утомлением. Применительно к учебному процессу в вузе подобное наблюдается в пределах учебной недели, в пределах семестра, поэтому преподавателю необходимо учитывать этот факт при определении объема материала для самосто- ятельной работы и установления сроков выполне- ния в пределах курса. Целесообразно преподавателям, ведущим род- ственные дисциплины, совместно планировать СРС, чтобы избежать излишних затрат свободного времени студентов. Планирование самостоятель- ной работы студента является одним из средств управления учебным процессом и орудием сти- мулирования самостоятельной работы. Планиро- вать СРС – это значит предвидеть результат такой деятельности. Предвидение же возникает из ана- лиза прошлого опыта деятельности и настоящего, поэтому преподавателю надо изучать прошлое, оценивать приобретенный опыт, рассматривать в единстве прошлое, настоящее и будущее, чему способствует контрольно-оценочная функция. Задача этой функции – контролировать и оце- нивать как свою деятельность по организации и руководству СРС, так и результаты деятельности студентов. Только систематический контроль и оценка могут дать объективное представление об их результатах. С целью планирования, контроля и оценки своей деятельности преподавателю ре- комендуется вести записи в форме дневника или иной форме. Осуществляя контроль над выполнением са- мостоятельной работы студента, преподаватель выбирает форму и способ проведения контроля, что, в свою очередь, зависит от целей контроля, наличия контрольного материала, технических средств контроля. Устный опрос, беседа во вне- аудиторное консультационное время позволяют установить степень достижения поставленных целей обучения, а также стимулировать самосто- ятельную работу. Устный опрос является наибо- лее распространенной формой и имеет большие возможности воспитательного характера путем непосредственного контакта с обучаемым, но по объективности и затратам времени он уступает письменному и машинному контролю. Контроль в письменной форме имеет ряд достоинств: боль- шая объективность оценки; отсутствие субъектив- ного подхода к оценке, обусловленного индивиду- альными особенностями отвечающего; повыше- 137 педагогика и психология л.с. мурадова ние ответственности студентов; создание одина- ковых условий для контролируемых, возможность строгой регламентации контроля и т.д. Машинный контроль обеспечивает самокон- троль, быстрое получение информации о факти- ческом усвоении материала, использование полу- ченной информации для корректировки процесса обучения и управления организацией СРС. В про- цессе обучения находит применение контроль в форме наблюдения преподавателя за работой сту- дента. В последнее время нередко используют со- четание разных форм и видов контроля. Результативность контроля, а значит, и реали- зация контрольно-оценочной функции преподава- теля обеспечиваются рядом требований: 1. Достоверность результатов контроля, что су- щественно как в учебных, так и воспитатель- ных целях. 2. Единство требований, позволяющих давать объективную оценку знаний. 3. Дифференцированность контроля. 4. Плановость контроля. 5. Полнота контроля, необходимого для обеспе- чения «обратной» связи. 6. Автоматизация контроля знаний, учитываю- щая цель контроля и специфику контролируе- мого материала. 7. Простота организации и организационных форм поведения контроля (сведение к миниму- му затрат времени преподавателя и студентов). С учетом целей по руководству СРС препода- ватель организует самостоятельную деятельность учащихся, выбирая пути, методы и средства, в за- висимости от целей и задач и с учетом индивиду- альных особенностей воспитанников. Наиболее положительный результат от вы- полненных заданий преподаватель получает при самостоятельной работе малыми группами, где возникает взаимодействие и взаимозависимость. Известно, что эффективность приобретения знаний пропорциональна степени направленного самостоятельного изучения предмета: результаты усвоения и понимания предмета тем выше, чем большая ответственность за усвоение возлагается непосредственно на студента. В основе развития качественных признаков студентов лежит дис- циплина: своевременное выполнение заданий на самостоятельную проработку материала в полном его объеме. При решении отдельных учебных задач эффек- тивной формой СРС является программирование. Изучение предмета или отдельного вопроса темы производится по программированным заданиям. Контроль при программированном обучении яв- ляется непрерывным и проводится путем выбора ответа из ряда вариантов и сверки его с правиль- ным, или путем ввода символа ответа в контроль- но-сигнальную машину. Положительно то, что пе- дагог как бы на расстоянии может управлять СРС. Функция координации и коррекции деятельно- сти преподавателя заключается в координации де- ятельности соответственно плану организацион- ных мероприятий и коррекции управляющих воз- действий с целью организации и эффективности СРС. Под координацией организационных меро- приятий следует понимать выполнение препода- вателем функций планирования с учетом загрузки студента учебными занятиями, общественной ра- ботой. В этом случае он может правильно выбрать время, чтобы пригласить студента на консульта- цию, оказать помощь в освоении теоретического материала. Неправильно поступают те преподава- тели, которые назначают такие деловые встречи со студентами, не заботясь о том, есть ли у них возможности прийти в назначенное время. Если у студента возникают так называемые «накладки», то это привносит в его состояние эмоциональный дискомфорт, и запланированная консультация не приносит желаемого успеха. Под координацией деятельности понимается изменение форм и методов СРС по приобретению учащимися знаний, умений, навыков. Коррекция возможна только в том случае, если процесс и результат СРС наблюдаем, то есть имеется о них достоверная информация. В этом случае осущест- вляется обратная связь, то есть преподаватель наи- более адекватно реагирует, изменяя или уточняя выбранные формы и средства организации СРС. Таким образом, самостоятельная работа сту- дентов предполагает педагогическое руководство преподавателей, при котором постепенно усили- вается доля собственно самостоятельной актив- ности студентов. Самостоятельность как качество личности включает в себя готовность ставить перед собой цель работы, определять ее план и со- держание, предвидеть самоконтроль и коррекцию. Самостоятельность формируется и проявляется в единстве с уверенностью в себе, самообладанием, решительностью и ответственностью. Дидактически правильно организованная са- мостоятельная работа обеспечивает сознательное глубокое овладение знаниями и умениями, разви- вает культуру личной работы, формирует самосто- ятельность как качество личности. К сожалению, организация самостоятельной работы студентов затрудняется их неподготовлен- ностью. Школьников до сих пор приучают к выу- чиванию и запоминанию готовых знаний, к испол- нительской работе, а в вузе надо самостоятельно мыслить и работать, иначе огромный объем ин- 138 Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова Общественные науки 2012, № 2 ISSN 1994-7720 формации усвоить невозможно. Аккуратность и прилежание студентов могут, конечно, многое им дать, но такие студенты вряд ли смогут выйти за рамки учения и преподавания заученного и сами никогда не смогут чему-нибудь научиться. Основными элементами системы формирова- ния самостоятельности можно считать экономию времени, психическую саморегуляцию, элементы самостоятельности в аудиторной работе, приемы рациональной организации личной работы. К рациональному использованию времени надо готовить студентов в вузе, и это достигается, прежде всего, за счет разумной организации тру- да. Не все студенты осознают, что время дороже золота, так как потерянную минуту, в отличие от материальных ценностей, нельзя вернуть. Под- считано, что за пять лет учебы потеря по одной минуте в час составляет 2% учебного времени, что в сумме составляет один семестр. Но дело не только в прямой экономии, а и в учете наиболее плодотворного для работы вре- мени. Доказано, что наилучшее время – с 8 до 13 часов. В 14 часов студент делает ошибок на 22% больше, чем в утренние часы. Продуктивность работы снижается на 15-20%. К 16 часам работо- способность несколько повышается и держится 2-3 часа. С 20 до 22 часов наблюдается последний пик работоспособности, но он составляет не бо- лее 50% от утренней эффективности труда. Если студент научился рациональному использованию времени, то, вместо 14 часов, ту же работу он смо- жет сделать за 8. Состояние усталости, опустошенности после тяжелого учебного дня может предупредить ква- лифицированное самовоспитание студентов. По этой проблеме имеется обширная научная литера- тура. В данном случае сошлемся на систему пси- хической саморегуляции, предложенную С.Б. Ел- кановым [3]. 1. Способность преодолевать нетерпеливость и вспыльчивость. Для этого рекомендуется упражняться в физических движениях нарочи- то замедленного темпа, стараться действовать спокойно, медленно. В сложных ситуациях ве- сти себя равнодушно, терпеливо. 2. Умение преодолевать застенчивость и страх перед аудиторией. Поскольку эти недостатки являются следствием болезненного самолю- бия, надо придерживаться правила: «буду по- ступать всегда так, как умею». Надо научиться во время беседы, урока отвлекаться от своего «я», говорить проще, естественнее. 3. Развивать общительность. Научиться по внеш- ним проявлениям личности разгадывать вну- треннее состояние человека, уметь добиваться расположения собеседника, проявлять инициа- тиву в общении. 4. Способность преодолевать привычку к лени, пользуясь самоубеждением и самоприказом. Стараться заинтересовать себя. Последнее особенно важно, так как перед началом работы практически всегда возникает барьер нежелания или даже некоторого страха. Студенту надо помочь, научить его приемам пре- одоления негативных переживаний. Учиться сту- дент начинает на аудиторных занятиях. Для него это непростая задача. Хорошая лекция – это не пересказ учебника, а квинтэссенция всего нового в науке, образец творческого мышления и искус- ства преподавания, общение, совместная деятель- ность преподавателя и студентов. Студент должен внимательно и уважительно относиться к слову лектора, развивать в себе пытливость и любозна- тельность. Конспектирование для серьезного студента обязательно. Научившись записывать главное и эстетично оформлять запись, студент готовит себе надежную основу для последующей самостоя- тельной работы. В последнее время в вузах стали широко применяться такие методы работы, как ре- шение педагогических задач, деловые игры. В ка- честве самостоятельной работы студентам неред- ко дают задание подобрать жизненные ситуации, сформулировать на их основе задачи. Для этого студент анализирует прочитанные книги, статьи, советуется с опытными преподавателями. Самостоятельная работа немыслима без само- контроля студентов. Развитие самоконтроля как универсальной интеллектуальной способности осуществляется средствами всех учебных предме- тов, в том числе и иностранных языков. Иностран- ный язык как учебный предмет пользуется своими специфическими приемами обучения самоконтро- лю. Можно с большой вероятностью утверждать, что плохое владение иностранным языком после окончания школы или другого учебного заведения обусловлено несформированностью механизма самоконтроля. При целенаправленном обучении иностранно- му языку именно преподаватель должен сформи- ровать у обучаемых навыки самоконтроля и поль- зования ими. Для того чтобы более четко осознать эту задачу, необходимо понять, что овладение иностранным языком – это процесс, растянутый во времени. Учащиеся овладевают иностранным языком постепенно, шаг за шагом, приобретая знания, навыки, умения, продвигаясь вперед и ис- пользуя опору на изученное и освоенное ранее. Таким образом, самоконтроль – это внутренний механизм речемыслительной деятельности, регу- 139 педагогика и психология л.с. мурадова лирующий овладение внешней речевой деятель- ностью. Необходимо подчеркнуть, что внутренний са- моконтроль должен формироваться как при овла- дении коммуникативными умениями, так и при овладении языковым материалом. При выполнении студентом учебных заданий преподаватель получает сведения о качестве про- текания процесса усвоения, о степени усвоения студентом учебной дозы. Если обучаемый сумел включить изученные языковые единицы в вы- сказывание, значит, у него сформировался навык. Иными словами, если языковая единица употре- блена корректно, в соответствии с нормами ино- странного языка, значит, у обучаемого сформиро- ван внутренний механизм – самоконтроль. Если студент сумел решить коммуникативную задачу, поставленную преподавателем, значит речевой материал усвоен и механизм самоконтроля сфор- мирован. Таким образом, самоконтроль и форми- рование навыков и умений взаимосвязаны и взаи- мообоснованы. Важной характеристикой оптимального разви- тия механизма самоконтроля является неразрыв- ность ошибочности действия и способности бы- стро внести коррекцию. Наличие такой связи слу- жит свидетельством оптимального функциони- рования механизма самоконтроля. Самоконтроль студентов – это механизм, формирование которого требует управления со стороны обучающего. Об- учаемый овладевает необходимыми действиями, проходит все этапы овладения ими, начиная от конструируемых действий на базе ориентировоч- ной основы и заканчивая свободным включением единицы в речевое действие. Обучающее воздей- ствие преподавателя, как и любая другая деятель- ность, имеет свой объект, цели, задачи, структуру и содержание. Самоконтроль, как известно, в своем развитии имеет две формы реализации - непроизвольную и произвольную. Самоконтроль в непроизвольной форме менее совершенен, чем в произвольной, поскольку в учебной деятельности имеют место колебания, некоторая нестабильность в выполне- нии учебных действий. Произвольный самокон- троль связан с осознанностью, произвольностью внимания. Соотношение произвольного и непро- извольного самоконтроля регулируется сложно- стью учебного материала, трудностями, которые он вызывает у обучаемых, степенью адекватности приемов обучения. Чтобы механизм самоконтроля был сформиро- ван и задействован, необходимо в процессе усвое- ния каждого из действий провести основательную их тренировку. Рассматривая вопросы обучения самоконтролю, нельзя не отметить тот факт, что самоконтроль имеет достаточно сложную уровне- вую структуру. В самом общем виде эта структура может быть сведена к трем уровням: 1. Учащиеся корректно осуществляют учебные действия и осознают это, т.е. у них сформиро- ван механизм самоконтроля. 2. Учащиеся совершают некоторые учебные действия ошибочно, осознают это и вносят коррекцию. У них, в целом, сформирован ме- ханизм самоконтроля, однако он меняет свою форму с непроизвольной на произвольную по- сле совершения ошибочного действия. Таким образом, механизм самоконтроля еще не дове- ден до совершенства. 3. Учащиеся совершают ошибочные действия и не осознают этого, то есть механизм самокон- троля у них не сформирован. Оставим за пределами нашего рассмотрения случай идеального, безошибочного становления механизма самоконтроля. Это редкий случай в практике обучения, но все же он имеет место. Рас- смотрим тот случай, когда механизм самоконтроля формируется, но имеет место неустойчивость отдельных действий или даже ошибочность, однако учащиеся обладают способностью замечать свои ошибки, анализировать их причины и, наконец, вносить коррекцию в свои действия. У таких учащихся процесс формирования механизма самоконтроля проходит следующие этапы: фиксирование зоны ошибочного действия; вычисление объекта, в котором допущена ошибка; принятие решения о характере коррекции объекта; осуществление коррекции ошибки; сличение с эталоном; переключение на другой объект. Когда студент возвращается к выполненной работе, то активизи- руется его внимание, память и мышление. Он от- вечает для себя на вопросы: Что бы я сделал ина- че, если бы работу надо было выполнить заново? Чему я научился для будущей подобной работы? В ходе самостоятельной работы выполняется теку- щий самоконтроль. По мере усиления усталости студент должен уменьшать дозу информации, ка- чество которой надо проверить. Желательно под- сказать студентам, что контролировать следует в первую очередь понимание сущности вопросов, ведущих идей. При забывании не спешить смо- треть в текст, а попытаться вспомнить информа- цию. Обнаруженные пробелы в знаниях устранять тут же, применяя повторение, схемы, зарисовки. Важнейшим аспектом СРС является организация продуктивного взаимодействия преподавателей и студентов. Здесь на первый план выдвигаются проблемы индивидуального педагогического общения. По современным представлениям психологов, личность и все ее высшие функции, включая мышление, формируются только под влиянием другой личности в современной деятельности, в общении, в диалоге. Студент включается в познавательный процесс под непосредственным руководством опытного наставника, что способствует формированию личности, развивает потребность в самообразовании.
Литература 1. Соловова H.В. Организация и контроль самостоя- тельной работы студентов: методические рекомен- дации. Самара: Изд-во «Универс-групп», 2006. 15 с. 2. Чернявская С.А. Роль преподавателя в организации самостоятельной работы студентов. Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ», 2010. Т.2. №2, с.15-20 http://ejournal.khstu.ru/ejournal@khstu.ru 3. Елканов С.Б. Основы профессионального самовос- питания будущего учителя. М.: Просвещение, 1989. 198с. 4. Сериков Г.Н. Вопросы взаимосвязи образования и самообразования студентов. Челябинск, ЧПИ, 1999. 148 с.