Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 03.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Сценарий классного часа "Россия начиналась не с меча" | Мартемьянова Елена Валерьевна. Работа №239767

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Мартемьянова Елена Валерьевна
Этот классный час был проведен в 8 классе А в режиме дистанционного обучения. За основу было взято замечательное стихотворение Э.А. Асадова "Россия начиналаст не с меча". Ребята познакомились с этим стихотворением, биографией писателя, его творчеством, критическими статьями.

Классный час, посвященный празднованию 75-летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

Класс: 8 "А"

Классный руководитель: Мартемьянова Е.В.

Дата проведения: ___________________________________2020г.

1. Вступительная речь классного руководителя о теме классного часа (роль СССР в победе над фашизмом, сохранение памяти и уважения к героям войны, недопустимость искажения исторической правды о Второй мировой войне). - 7 мин.

2. Выступления учащихся 8 класса "А". Обучающиеся читаю стихотворение «Россия начиналась не с меча» Э.А. Асадова (стихотворение заранее выучено дома наизусть). - 10 мин.

1. Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась...

Учащийся 1

2. И стрелами звеневшие бои
Лишь прерывали труд ее всегдашний.
Недаром конь могучего Ильи
Оседлан был хозяином на пашне.

Учащийся 2

3. В руках, веселых только от труда,
По добродушью иногда не сразу
Возмездие вздымалось. Это да.
Но жажды крови не было ни разу.

Учащийся 3

4. А коли верх одерживали орды,
Прости, Россия, беды сыновей.
Когда бы не усобицы князей,
То как же ордам дали бы по мордам!

Учащийся 4

5. Но только подлость радовалась зря.
С богатырем недолговечны шутки:
Да, можно обмануть богатыря,
Но победить — вот это уже дудки!

Учащийся 5

6. Ведь это было так же бы смешно,
Как, скажем, биться с солнцем и луною.
Тому порукой — озеро Чудское,
Река Непрядва и Бородино.

Учащийся 6

7. И если тьмы тевтонцев иль Батыя
Нашли конец на родине моей,
То нынешняя гордая Россия
Стократ еще прекрасней и сильней!

Учащийся 7

8. И в схватке с самой лютою войною
Она и ад сумела превозмочь.
Тому порукой — города-герои
В огнях салюта в праздничную ночь!

Учащийся 8

9. И вечно тем сильна моя страна,
Что никого нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, чем война,
Как бескорыстье действеннее жала.

Учащийся 9

10. Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима!

Учащийся 10

 

3. Анализ стихотворения «Россия начиналась не с меча» Э.А. Асадова - 10 мин.

Программное стихотворение Эдуарда Аркадьевича Асадова «Россия начиналась не с меча» — пример высокой патриотической лирики конца XX века. Стихотворение написано в 1974 году. Его автору исполнился 51 год. Опубликованы 9 сборников его стихов. Ранение на войне оставило его слепым, но у этого человека можно поучиться жизнерадостности. По жанру – гражданская лирика, по размеру – пятистопный ямб со смешанной рифмовкой, 10 строф. Рифмы открытые и закрытые. Лирический герой – не только сам поэт, а весь русский народ, обозревающий свою историю. Композиция сюжетная и кольцевая. В четверостишиях оживают страницы школьных учебников: от былинных богатырей Древней Руси до славных побед на Чудском озере, реке Непрядве, Бородинском поле. «Она с косы и плуга начиналась»: человек, работающий на земле, хлебопашец – вот опора и основа народа. «Жажды крови не было»: захватническими походами на другие страны не ходили, не жгли дома мирных жителей, не уводили в плен чужеземцев, не делили чужое добро. «Нынешняя гордая Россия стократ еще прекрасней и сильней»: поэт имел право так сказать после Великой Отечественной войны. «Ведь доброта сильнее, чем война».

Заканчивает он почти на одической, гимнотворческой ноте, знакомой читателю по классической литературе еще XVIII-XIX столетий: и будет так вовеки нерушимо. И потому она непобедима! «Города-герои»: в настоящее время их 13. Эпитеты: лютою, светла и горяча, звеневшие. Метафоры: подлость радовалась, тьмы тевтонцев, плеча не касалась злоба. Просторечные слова: по мордам, уже дудки. Сравнения: как биться с солнцем, бескорыстье действеннее жала. Гипербола: ад сумела превозмочь. Синекдоха: нашли конец. Краткие прилагательные усиливают экспрессию стиха: недолговечны, горяча. «Могучий Илья»: богатырь, русский монах, покоящийся ныне в Киево-Печерской Лавре. «Усобицы»: имеется в виду пресловутая феодальная раздробленность той эпохи, препятствовавшая объединению земель. Множество восклицаний завершаются финальным: непобедима! Инверсия: на родине моей. Анафора: потому. Служение Отечеству, обостренное чувство справедливости и братства с собственным народом переполняют эти торжественные строки.

Сам солдат Великой Отечественной войны, Э. Асадов в произведении «Россия начиналась не с меча» с любовью и гордостью повествует о славных страницах истории России.

В анализе стихотворения принимают участие: учащиеся 11-14

4. Учащиеся 15-16 рассказывают классу о биографии Э.А. Асадова - 7 мин.

Родился в городе Мары Туркестанской АССР в армянской семье. Родители работали учителями. Отец Арташес Григорьевич Асадьянц (1898—1929) родился в Нагорном Карабахе, учился в Томском технологическом институте, член ПСР. 9 ноября 1918 года был арестован на Алтае, освобождён 10 декабря 1919 г. группой П. Канцелярского. Из тюрьмы вышел большевиком, работал следователем Алтайской губЧК. С будущей женой Лидией Ивановной Курдовой (1902—1984) познакомился в Барнауле. В 1921 году уехал на Кавказ, воевал с дашнаками — комиссар стрелкового полка, командир стрелковой роты. С 1923 года — учитель в г. Мары (Туркмения).

После смерти отца в 1929 году Эдуард Асадов переехал с матерью в Свердловск, где жил его дед — врач Иван Калустович Курдов (1867—1938), выпускник Казанского университета, организатор санитарно-эпидемиологического дела и лечебно-профилактической помощи на Урале. Дядя — художник Валентин Иванович Курдов.

В восьмилетнем возрасте написал своё первое стихотворение. Вступил в пионеры, затем был принят в комсомол. С 1939 года жил в Москве на Пречистенке, в бывшем доходном доме Исакова. Учился в 38-й московской школе, которую закончил в 1941 году. Через неделю после выпускного вечера началась Великая Отечественная война. Асадов ушёл добровольцем на фронт, был наводчиком миномёта, потом помощником командира батареи «Катюш» на Северо-Кавказском и 4-м Украинском фронтах. Воевал на Ленинградском фронте.

В ночь с 3 на 4 мая 1944 года в боях за Севастополь под Бельбеком получил тяжелейшее ранение осколком снаряда в лицо. Теряя сознание, он довёл грузовой автомобиль с боеприпасами до артиллерийской батареи. За этот подвиг гвардии лейтенант Асадов был награждён орденом Красной Звезды[4]. Последовало продолжительное лечение в госпиталях. Врачи спасли его жизнь, но не смогли сохранить зрение; и с того времени Асадов был вынужден до конца жизни носить чёрную «полумаску» на лице. В 1946 году поступил в Литературный институт имени А. М. Горького, который с отличием окончил в 1951 году. Эдуард Асадов — автор 47 книг: «Снежный вечер» (1956), «Солдаты вернулись с войны» (1957), «Во имя большой любви» (1962), «Лирические страницы» (1962), «Я люблю навсегда» (1965), «Будьте счастливы, мечтатели» (1966), «Остров романтики» (1969), «Доброта» (1972), «Песня о бессловесных друзьях» (1974), «Ветра беспокойных лет» (1975), «Созвездие Гончих Псов» (1976), «Годы мужества и любви» (1978), «Компас счастья» (1979), «Именем совести» (1980), «Дым Отечества» (1983), «Сражаюсь, верую, люблю!» (1983), «Высокий долг» (1986), «Судьбы и сердца» (1990), «Зарницы войны» (1995), «Не надо сдаваться, люди» (1997), «Не надо отдавать любимых» (2000), «Не проходите мимо любви. Поэзия и проза» (2000), «Смеяться лучше, чем терзаться. Поэзия и проза» (2001) и другие. Кроме того, Эдуард Асадов писал и прозу (рассказы «Зарницы войны», «Разведчица Саша», повести «Фронтовая весна» и «Гоголевский бульвар»). Переводил стихи поэтов Башкирии, Грузии, Калмыкии, Казахстана, Узбекистана.

5. Подведение общих итогов при участии классного руководителя - 6 мин. Участвуют все обучающиеся 8 класса "А" по желанию.

Основной целью данного классного часа является патриотическое воспитание:

Воспитание у учащихся чувства патриотизма;

Развитие и углубление знаний об истории и культуре России и родного края;

Развитие способностей осмысливать события  и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;

Становление многосторонне развитого гражданина России в культурном, нравственном и физическом отношениях;

Развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов.

Основные задачи:

1. Расширить и углубить знания школьников о Великой Отечественной войне и подвиге советского народа

2. Укрепление чувства гордости за свою Родину

3. Расширение знаний по предмету литература (знакомство с биографией и творчеством Э.А. Асадова)

4. Совершенствование навыков анализа литературного произведения

5. Совершенствование навыков тематического обсуждения и ведения дискуссии.

6. Воспитание характера на примере биографии писателя-фронтовика, который потеряв зрение, не сдался, а добился много.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×