Сценарий праздника, посвященного Дню рождения Республики Мордовия | Макаркина Любовь Владимировна. Работа №240355
Автор: Макаркина Любовь Владимировна
Я живу в прекрасной республике - Мордовия. Моя малая родина очень красива: своей природой, своими людьми. Публикуемый материал , я думаю, будет интересен воспитателям детских садов не только моей республики, но и других, так как на его основе можно раработать сценарий ко Дню рождения и своей республики тоже. Спасибо!
Сценарий праздника, посвященного Дню рождения республики Мордовия «Родимый край, тобою я живу!»
Разработала: воспитатель Макаркина Л.В.
Дети входят в празднично украшенный зал: на центральной стене – флаг, герб Мордовии, справа – «мордовка», слева – «мордвин», по обеим сторонам мордовские орнаменты и дата, сколько лет Мордовии. По двум противоположным сторонам расположены экспонаты – мордовские женские платья и полотенца, мужская одежда, домашняя утварь мордвы.
1 ребенок: - Есть край цветущий на земле,
Где песня жаворонком вьется
Там речек синь, там ширь полей,
Тот край Мордовией зовется.
2 ребенок: - Есть край цветущий на земле,
Мордовская земля
Тебе все наши песни и стихи
И любим мы раздольные поля,
Суры и Мокшы чистые пруды!
1 ведущий: - Мокшень крайняй, шачем крайняй
Моньге морозень примак
Катк сон паксять велькса гайняй,
Прокс аф сетьмани сон катк!
2 ведущий: - Мы славим свой мордовский край
И гордо говорим всем людям:
-Тот, кто не знал нас, нынче знай
Шумбрат, мой брат, знакомы будем!
1 ведущий: - Шубрат – всем говорю я вам,
Шумбрат – для друга сердце настежь,
Шубрат – все гости и друзья!
Вместе: - Шубрат – мы всем желаем счастья!
1 ведущий: - А сейчас прозвучит самая главная и торжественная мелодия Мордовии – гимн. Прошу всех встать (все встают, звучит гимн).
2 ведущий: - Здравствуйте, друзья! 10 января наша республика отмечает свой День рождения. Сегодня мы приглашаем вас совершить путешествие по родному краю. Согласны? Но на чем же нам отправится в путь? А давайте поедем на автобусе?! Рассаживайтесь поудобнее, будьте внимательны, соблюдайте порядок (звучит сигнал отправки, дети имитируют езду на автобусе).
1 ведущий: - Первая остановка – «Историческая»
Если посмотреть на карту – невелика по размерам территория Мордовии. На карте она занимает совсем мало места. Но если бы вы захотели пройти с рюкзаком за плечами вдоль её границ, полюбоваться красотами мордовских полей и лесов, гладью озер и рек, то вам понадобится очень много времени.
В Мордовии 22 района. Район, в котором мы с вами живем – Зубово-Полянский. Семь больших и малых городов расположились на территории Мордовии. Это – столица город Саранск, древние города – Темников и Рузаевка, города – Ковылкино, Краснослободск, Ардатов, Инсар и больше тысячи сел и деревень. У каждой страны, республики есть свои государственные символы. Какие государственные символы Мордовии вы знаете? (дети рассказывают о гербе и флаге).
Мордовию знают далеко за её пределами, благодаря знаменитым землякам: адмиралу Ф. Ушакову, скульптуру С. Эрьзи, герою П. Девятаеву, летчику –космонавту В.Дежурову, художнику – Ф. Сычкову, писателю – Я. Пинясову.
2 ведущий: - Земля моя, мордовская, родная!
Здесь родились мы, здесь живем.
Твои богатства всюду прославляя,
О красоте мордовской мы споем!
(Исполняется песня о Мордовии, запевают воспитатели, припев поют дети)
«Земля моя, любимая»
1.Здесь небо ясно – ясное
И солнце горячей
Я знаю, нет прекраснее
Мордовии моей
Припев. Край мой, край- царство зеленых лесов
Край мой, край – край шелковистых лугов
Люблю, земля, твои поля,
Тенистых садов шатры
Хлебный прибой от Мокши до Суры.
2.А как легко здесь дышится!
Какой простор степной!
Родные песни слышатся
Над Мокшей и Сурой!
(припев тот-же)
3.Ни с чем ты не сравнимая,
Пленяешь красотой,
Земля моя любимая,
Горжусь твоей судьбой!
Перекличка.
1 ребенок: - Нас мордвов немного
Наша Родина невелика
Но сегодня и наша дорога
Широка, словно Мокша-река.
2 ребенок: - Позади наши слезы и муки,
Мы единого братства звено
Сто друзей протянули нам руки
Сто народов со мной заодно.
3 ребенок: - Нашей силы великой основа
В этих верных и сильных руках
Потому и «Мордовия» слово
Всё слышней на других языках.
4 ребенок: - Пусть уходит из мира тревога
Навсегда – на года, на века
Я – мордвин и друзей моих много
И Отчизна у нас велика1
(Исполняется песня «Россия», девочки танцуют с цветами, подготовительная группа – поет, старшая - танцует).
1 ведущий: - Приглашаю продолжить наше путешествие (дети под музыку имитируют езду).
- Стоп! Остановка – «Лесная поляна» или «Вирень пакся».
- Наша республика богата лесами, разные деревья в них растут: это и сосны, и ели, и березы, и клены, липы и осины, кудрявые рябины и, конечно, могучие дубы. А еще в Мордовии есть заповедник. Там живут такие красивые и гордые животные, как зубры, лоси и кабаны, захаживают олени, обитает множество птиц. Их охраняют люди и заботятся о них. А еще о них заботится мордовская царица леса. Кто она? (Вирява)
Проводится игра «Вярява» с детьми подготовительной группы.
Перекличка.
1 ребенок: - В любой чащобе лишних нет деревьев
И даже если вырубить кусты,
То и тогда леса лишатся древней,
Естественной и дивной красоты.
2 ребенок: - Как согревает чье-нибудь участье,
Когда слепой беды наступит срок
Так человек, тогда бывает счастлив,
Когда он на земле не одинок.
3 ребенок: - Хватает Волге широты и сини,
Но с Мокшею она еще сильней
И для меня бы не было России,
Без маленькой Мордовии моей!
2 ведущий: - Береза – любимое дерево жителей Мордовии. О ней слагают песни, вокруг неё водят хороводы. Ласково её называют по-мордовски – келуня. И сейчас наши девочки исполнят песню «Луганяса келунясь».
(Девочки исполняют песню).
1 ведущий: - Внимание, внимание! Любезные друзья,
Вас в сказку приглашаю войти сегодня я.
(Показ сказки мордовской писательницы – сказительницы Серафимы Люлякиной).
«Бедный зайчик заболел»
Автор: - Жил-был зайчик косенький
Серенький, бесхвостенький,
Жил в лесу он много лет.
Знал он в чаще каждый след.
И сушняк и бурелом
Был зайчишечке знаком.
Хорошо зайчишка жил.
Ни о чем он не тужил
Грыз морковь, редис, капустку
Свежую жевал так хрустко!
Но пришла, увы, зима.
По ночам такая тьма!
Сразу столько всяких бед!
И уже капустки нет!
Три недели голодал –
Лишь одну кору гдодал.
По осинку в лес ходил –
Лапку шибко повредил.
Заболел он, занемог,
Под кусточек, бедный, лег…
Зайка: -Видно смерть пришла за мной…
Автор: - Призадумался косой…
- Вдруг лиса…
Лиса: - Что, скажи, стряслось с тобой?
Ой,ой,ой!
Ой,ой,ой!
Да ведь ты совсем больной!
Да……Совсем-совсем больной……
На, покушай, братец мой !
Автор: - И насыпала она
Зайцу горсточку зерна.
Лиса: - Побегу-ка за ежом.
Он у нас в лесу врачом!
Надо, Зайка, поскорей
Звать на помощь всех зверей!
Автор- Тут быстрей всей прилетел воробей……
На кустик сел.
Воробей: - Чик-чирик! Я все могу!
Я зайчишке помогу.
Я воробышков лечу сам!
Зачем ходить к врачу?!
Автор: - Стал он заиньку поить
С клюва в рот водичку лить….
Автор: - Белка к зайчику пришла.
Белка: - Вот орешков принесла….
И средь них есть непростой,
А целебный, золотой!
Автор: - Тут притопал добрый Мишка.
Мишка: - Заболел, ты, брат зайчишка?
Я вот тут принес медок,
Выздоравливай, дружок!
Автор: - А потом и врач пришел.
Сделал заиньке укол…
Стал зайчишка поправляться,
Стал домой он собираться.
Провожали всей гурьбой
Зайца серого домой.
В путь гостинцев надавали
И здоровья пожелали.
Он спасибо всем сказал
И, хитрец, в другую сказку…..
Побежал!
1 ведущий: - Дети, весело вам было на этой остановке? А теперь нам пора ехать дальше. Нас еще много интересного ждет впереди (имитируют езду).
2 ведущий: - Ребята, а теперь всех вас приглашаю на игру «Раю-раю» (играют дети старшей группы)
1 ведущий: - Занимайте места, отправляемся дальше. Стоп! Следующая остановка «Музыкальная». На этой остановке ждут нас веселые песни. Наш народ очень музыкальный. Любая работа, любое дело сопровождается песней. У нас есть свои знаменитые композиторы: Сураев-Королев, Н. Кошелева. Давайте послушаем очень добрую и ласковую песню Н. Кошелевой «Сембодонга мазыняй».
«Сембодонга мазыняй»
1.Тядянязе, панчфкязе,
Сельмаванянь панчсизе,
Ляпе вастонь ацайняй,
Валда ононь пацяняй.
Припев: Тядяй, тядяй-аваняй,
Маланязон сак.
Моронязень ладяйне
Лемозот исяк.
Ладяйне и мораса,
Мяльняцень аф коласа.
2.Тядянязе, шнайнязе,
Лямбоняста щайнязе,
Симдиняй и андыняй,
Тячиняй и вандыняй.
Припев: тот же
3.Тядянязе, фкянязе,
Золотань сиянязе.
Виде валонь азыняй,
Сембодонга мазыняй!
Припев: тот же
1 ведущий: - Ну-ка, дети, подружней
Запевай частушки!
Запевайте веселей, чтоб порадовать гостей.
Частушки
1 ребенок: - Кямоняне покайхть
Масторгу аф токайхть
Учень-учень шоподемс
Тяни киштян топодемс.
2 ребенок: - Гармонист, гармонист,
Морак сиденяста
Шусторанга ничего
Минь кшитьтяма можно.
3 ребенок: - Касанязе монь кувака
Понаса сонь локшекс
Васенда мон морань рузке
Тяни карман мокшекс.
4 ребенок: - Вярьга мин самолет
Тотмосонза ванама
А минь воспитательньке
Ирина Ивановна.
2 ведущий: - Приглашаю вас продолжить наше путешествие («едут дальше»)
- Вот мы и вернулись в наш родной поселок Явас, в наш детский сад.
Читает ребенок: - Поселок мой в краю мордовском
С названьем звонким – мой Явас
Среди дорог и дальних странствий
Ты неизменно манишь нас.
1 ведущий: - Здесь зори – ягоды лесные
Здесь песни не дают уснуть
Здесь свет забрезжил нам впервые
Отсюда выйдем в дальний путь.
2 ведущий: - Где мы отыщем край чудесней?
Он вырастил детей своих
Он щедро одарил нас песней
И вечно поселился в них.
1 ведущий: - И потому мы без сомненья
Сливаем голоса дружней
Пусть Родина услышит пенье
Своих признательных детей.
Исполняется песня «Земля мордовская»
1.Когда под вечер соловьиный
Иду я в дальние края
Передо мной в красе былинной
Моя мордовская земля.
Припев. Земля мордовская, земля старинная
Земля мордовская, земля былинная
Земля моя - красавица
Делами славится.
2. Здесь Ильи Муромца вся сила
Твоей защитою была
Ты Полежаева растила
и Эрзе краски ты дала
3. Ты пишешь красивыми строками
Листы истории своей
Гордишься в прошлом земляками
Растишь героев наших дней.
1 ведущий: - Вот и закончилось наше путешествие.
Мирный ветер летит над родною страной
Где сады шелестят молодою листвой,
Где растут и растут города.
Земли есть и красивей –
Мне не надо иной:
Ты ведь тоже Россия,
Край мордовский, родной!
(Воспитатель в мордовском костюме под музыку вносит блины, угощает детей).