Семейный кодекс в сказках А.С. Пушкина

Автор: Кузьмина Татьяна Ивановна

Семейный кодекс в сказках А.С. Пушкина 

Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики. Это говорит о том, что проблемы семьи и семейных ценностей являются для власти безусловным приоритетом. Дети должны стать активными участниками в реализации этих важнейших задач, направленных на возрождение и всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства. 

Что такое для человека семья? Это в первую очередь дом, в том его понимании, когда он полон родных и любимых людей, где можно найти успокоение и поддержку, где тебя все любят и заботятся о тебе. Это тыл и фундамент, на котором строится вся жизнь. Все мы рождаемся в семье, а вырастая, создаем свою собственную. Так устроен человек и таков жизнь....

Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье, ещё до школы формируются основные черты характера ребёнка, его привычки,  на примере старших, воспитывается  чувство патриотизма, любовь к Родине. И каким будет  ребёнок,  зависит от отношений в семье, между её членами.  

Детские годы – это школа, учителя, преподававшие нам наряду со своими предметами, сложную науку жизни, научившие  уважать себя и других, думать, добиваться результатов постоянным и напряженным трудом.

Детство – стремление вперед, это новые цели и новые дела. И в минуты успеха, радости, как и в  минуты боли, мысленно возвращаешься туда, где тебя ждут, где живут люди, которых любишь, уважаешь, ради которых  трудишься и живешь. Это твоя семья.

Сказки Пушкина - это одно из ярких проявлений таланта поэта. В своих сказках Пушкин большое внимание уделял семейной жизни героев, создав своеобразный кодекс семейной жизни.

В сказках Александра Сергеевича Пушкина затронута  тема взаимоотношений в семье. Это не удивительно, потому что и сам писатель мечтал, чтобы у него была большая дружная семья: много ребятишек, ласковая, тихая, любящая жена, чтобы в семье были лад и тепло. В своих сказках поэт хотел показать, какими должны быть отношения в семье и каких отношений в семье быть не должно.

А.С. Пушкин  был гениален, не только как поэт, но и как человек – ученый, мыслитель шумных народных гуляний, семьянином. Итак, Пушкин женился. Чего он ждал от семейной жизни, и какой она должна была быть, по его представлениям эта семейная жизнь поэта?

Он хотел бы видеть жену тихой, хозяйственной в деревянном доме,  далеко от столицы, петербургских балов. Пушкин увидел Наталью Николаевну 16-летней девушкой, когда «красоту ее едва стали замечать  в свете». Став женой Пушкина Наталья Николаевна достойно исполняла эту нелегкую роль. Он не задумывался, по силам ли ей это, московской барышне, вдруг ставшей  женой первого поэта  России, первой  красавицей  «роскошной царевной  Невы», хозяйкой  большого дома – всегда  без  денег, с дерзкими  слугами, болеющими детьми, всегда  или  после  родов, или в  ожидании   ребенка чувство своей «взрослости»  оглушало  ее, успех  кружил голову. Но  она  была  не глупа  и  доброжелательна. Восприняли женитьбу Пушкина «с чувством благосклонного удовлетворения». Им казалось, что поэт, женившись «остепениться» и перестанет быть для  них источником  беспокойства.  

Какой  же  идеал семейной  жизни рисовался  самому  Пушкину? Идеал этот приходилось создавать самому: предшествующая культурная  традиция  избаловала  образами  любви счастливой и  любви  несчастной,  она  содержала  даже  поэтические  картины  семейного «рая в  шалаше», но о  том, как совместить  поэзию  семейной  жизни  с  ее  прозой – она молчала. Все знали, как должен себя вести в  жизни  поэт – романтик. Но каковы нормы жизненного поведения «поэта действительной?» как реализм  художественного  мировоззрения  должен  преломиться в каждодневном быту поэта? Так, в III главе  «Евгения  Онегина»  Онегин практически характеризует Ленскому семейство Лариных  словами  « простая русская  семья».

 Сейчас Пушкин  сходными словами мог бы охарактеризовать  свой  идеал  семейной  жизни. Идеал этот  отнюдь не  был  «прост» и включал в  себя  много  пушкинских  надежд  и  заветных  убеждений.

     По мнению  А.В.Запорожца, ценность сказки в том, что «она способствует активному сопереживанию  персонажам,  постановке  себя  на их место, действию  как бы от  их лица», благодаря   сказке  во  многом  открывается  смысл  и  моральная  значимость  человеческих  поступков.

Сказки  Пушкина – это  одно  из проявлений  таланта  поэта. Пушкин  писал  специально  для  детей, и  тем  не менее  его  сказки прочно  вошли  в круг  делового  чтения  и  стал  классикой.  В  своих  сказках  Пушкин  большое  внимание  уделял  народности,  одной  из  сторон, которой  является  семейный  кодекс  народной  жизни. Особенно,  он  отражается  в «Сказке  о  царе  Салтане», и  это  не  удивительно, т.к.  эта  сказка была  написана  почти  сразу  после  женитьбы  как  своеобразное  величание  невесты – красавицы, выражение  переполнивших  поэта  чувств.

 В основу «Сказке о царе  Салтане» положен  известный  у  всех  народов  волшебно – сказочный  сюжет «Чудесные  дети». Восточные  славяне  создали  самобытной тип (версию) этой  сказки. Она  возникла  в  период  матриархата  и первоначально  выразила  исторически  прогрессивное   стремление  женщины  к  «праву на  целомудрие» т.е. идеал  парной семьи, выдерживающей  противодействие  рода (в лице  сестер героини).

Герои пушкинских  сказок  отличаются  необычной  душевной  деликатностью, благородством  и  нравственной  чистотой,  свойственной  лучшим  представителям  русского народа. Они умны, хорошо  разбираются  в людях, решительны  в  действиях, чисты  в  помыслах, цельные и  сильные  натуры. Герои при  этом поступают  с  величайшей  ответственностью,  ведут  себя  на  самом  высоком  нравственном  уровне.

Как будто  не  задумываясь, жениться  царь  Салтан  на простой  девушке, так как та обещала  осуществить, видимо, давнишнюю  его  мечту  о  сыне – богатыре. И он  не  зря  поверил ее  словам: не обманула.

   Царевна Лебедь, прежде  чем  удовлетворить  последнее  и  самое  важное  желание  Гвидона,  изложила  перед ним  кодекс  народной  семейной  жизни, требования  к  жениху  и  призвала  его  пораздумывать  обо  всем,  чтоб «не раскаяться об этом».

Князь дает клятву и  просит  матери  благословенья «жить  в  совете и  любви». Благословение – одно  из  семейных  ценностей  в  семье  царя Салтана. Выясним  контексты  употребления  этого  важнейшего  для  содержания  сказки  понятия, обратимся  к  толкованию  самого  понятия «благословление»  в  духовно-нравоучительную  литературу. Благословление – это  благое  слово. В благословлении  родителей  присутствуют  благословление  Небесного  Отца – Бога и  Небесной  Матери – Церкви. «Родительское  благословление – это самое  большое  наследство, которое  родители  оставляют  своим  детям». Таким образом, по представлениям  героев, через  родительское  благословление  совершается  воля Бога. В  этой сказке  идеалом  человеческих  отношений  является  семья, во  главе – отец и  мать.

В старину  отношение  к  браку  было  намного  серьезней, чем  сейчас, т.к. люди  понимали, что  жить  до  гробовой  доски – это  не  просто  слова, а  реальность.

В пушкинских сказках заключено 5 браков, и  все  они  за  исключением  брака  царя  с  царицей, которая  «горда, ломлива, своенравна  и  ревнива»  в  сказке  «Сказке  о  мертвой  царевне», является  примерами  целомудрия  к  любви.

  В  каждом  браке  издревне  главою  считался муж, а  жена  подчинялась  ему. Однако  у  Пушкина  в  «Сказке о  рыбаке и рыбки» домом  верховодит жена,  держа  мужа  на  побегушках. С  каждым  разом, все  более  приобретая  власть  и  богатство,  старуха  становиться  все  злее,  сварливее  и  жаднее. Используя прямую  речь  героев, Пушкин  рисует  психологический  контраст  бодрого,  кроткого, бескорыстного  старика  и  злой, жадной, сварливой  старухи,  усиливая  это  звуковой  инструментовкой  стиха:

Бог  с  тобой  золотая  рыбка!

Твоего мне  откупа  не  надо:

Ступай  себе  в  синее  море,

Гуляй  там  себе на  просторе.

(Старик)

Дурачина  ты, простофиля!

Выпросил, дурачина  корыто!

В  корыте  много  ли  корысти?

Воротись,  дурачина, ты  к  рыбке,

Поклонись  ей, выпроси  уж  избу.

(Старуха)

Сварливая  ругань  старухи  раздается  до  тех пор, пока  она – крестьянка. Как только  рыбка  превращает  ее  в  столбовую  дворянку.  Она  начинает  обращаться  со  стариком  иначе:  не  как  с  податливом  мужем, а как  с  холопом:

На него  прикрикнула  старуха,

На  конюшню  служить  его  послала

На  него  старуха  не  взглянула,

Лишь  с  очей  прогнать  его  велела.

Отношение  старика  к  социально  «восходящей»  старухе более  сложное. Он  до  конца  продолжает  видеть  в  ней  свою  жену:

Разбранила  меня  старуха;

Еще  пуще  старуха  браниться;

Пуще  прежнего  старуха  вздурилась;

Опять моя старуха бунтует;

Что  мне  делать  с  проклятою  бабой?

Приведенный ряд показывает,  что  старика, как  и  у  рыбки,  неуклонно  нарастает   возмущение,  переходящее  в  гнев.  Однако,  когда  старик  попытался  разговаривать  со  старухой – столбовой   дворянкой, как  с  женой, то  был  наказан.

Но  почему  же  наказан  старик? Ведь  он  добрый, трудолюбивый. Живущий  в  гармонии  с  природой,  удовлетворяется  малом  в  жизни, но при  его  безропотной  покорности  он  способствует  умножению  зла; а наказан  за  то, что  он  должен  быть  в  семье  главой, и  он  отвечает  за  старуху, как  за  свою  жену.

О том,  что  такие  отношения  противоестественны  в  семье,  понимают  даже  дети.  Из  книги  К.И.Чуковского «От двух до пяти»: «Девочка четырех  лет прочла  сказку   о  рыбаке  и  рыбке».

- Вот  глупый  старик, – возмущалась  она, - просил  бы  у  рыбки  не  новый  дом, не  новое  корыто,  просил  бы  сразу  новую  старуху!»

  В сказках  Пушкина  отражены  не  только  отношения  в  браке  между  супругами, но  и  отношение  детей  к  родителям, а  также  отношение  младших  к  старшим.

Дети  относятся  к  родителям  с  большим  уважением  и  почтением, что  выражается  в  словах  и  поступке. Например: отношение  князя  Гвидона  и  матери:

Государыня – царица!

Выбрал  я  жену  себе

Дочь  послушную  тебе

Просим  оба  разрешенья,

Твоего  благословенья.

Образ Лебеди  выбран  не  просто. Идеализируя  личные  отношения  к  жене, поэт  сделал  этот образ  художественным центром  сказки. Поэт  находил  красоту  Натальи  Николаевны  царственной: «будь  молода, потому что  ты  молода – и  царствуй, потому  что  ты  прекрасна». Художники не  раз  пытались  изобразить  прекрасную  царевну  Лебедь  из  пушкинской  сказки, но  поэт  сам  позаботился  об  этом.

Лучше  всего, ее  облик  передает  акварельный  портрет  Натальи  Николаевны   созданный  в  1882г. А. Брюлловым. В  ней  есть и  величественность, и «лебежья»  прелесть  нежных  плеч и  пышные  кружева  белого  платья, словно  распушенные  перья  лебеди, и  коса, и  даже «звезда»  на лбу.

Однако. Несмотря  иерархию в  семье, отношения  между  родными  очень  гуманны.  Один  из  центральных  образов – царь Салтан – добродушен  и  доверчив, поэтому  он  оказывается  жертвой  злых  казней. Главным образом, в  характеристики этого  героя  является  положительное  начало – доброта  и  преданность. Он  не  может  забыт  жену и  хотя  сидит  на  престоле, весь сияя в  золоте, но  неизменимо с  грустной  думой  на лице. Обращаясь  к  гостям – корабельщикам  с  одним  и тем же  вопросом: «Какое в  свете  чудо?» – царь, по – видимому, надеется  услышать  весть  о  жене. А  найдя  ее на  острове, он  испытывает  сильное  душевное  потрясение,  и  тут  же  начинается  веселый  пир.

 Все узнают о проделках злой  бабы - Бабарихи  и  Ткачихи с  поварихой, но  их  царь  Салтан  не  наказывает, а  на  радостях  «отпустил  всех  трех  домой».

Итак,  волшебные  сказки  Пушкина  поэтизировали  тему семейного счастья,  послужили  предупреждением для тех, кто забывал старые традиции семейной  жизни.  В сказках А.С. Пушкин  создал своеобразный кодекс семейной жизни, то есть  на примере своих героев  показал  правила поведения  членов  семьи:  супругов  между  собою,  родителей  и  детей, и отношений  между ними. Сказки  Александра Сергеевича Пушкина являются  энциклопедией отношений. Эти  сказки  учат нас строить семью на  основе любви и  взаимоуважения.

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x