ШКОЛА ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ Ю.А. ЖДАНОВА В ПРОСТРАНСТВЕ ДАНЮИ ☼
Автор: Смыкова Елена Алексеевна
Е.А. Смыкова, п.д.о., педагог-организатор сектора научно-исследовательской деятельности и инновационного развития МБУ ДО ДТДМ, руководитель секции «Философия и культурология».
ШКОЛА ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ Ю.А. ЖДАНОВА В ПРОСТРАНСТВЕ ДАНЮИ
Ю.А. Жданов, крупнейший ученый, оставивший глубокий след в отечественной культуре, образовании и науке, был исследователем философских и методологических проблем современного естествознания, видным организатором и общественным деятелем. Обладая энциклопедическими познаниями и философской глубиной мышления, он совместно с В.Е. Давидовичем разработал деятельностную концепцию культуры, которая заложила основу ростовской философско-культурологической школы. Продолженная их последователями Е.Я. Режабеком, Г.В. Драчем, В.К. Королёвым, О.М. Штомпелем и другими, она стала одной из авторитетнейших культурологических теорий, в которой культура понимается как способ или технология человеческой деятельности [1, 80]. Ю.А. Жданов углубил данную формулу: «Культура есть сторона всякой деятельности, всех разнообразных форм жизнепроявления человека, всех сторон его активности в общественном и природном мире» [2, 209]. По его инициативе была организована первая среди университетов страны кафедра теории культуры, этики и эстетики, позволившая РГУ на долгое время стать одним из признанных центров культурологической мысли. Ю.А. Жданову принадлежит серия работ о деятелях отечественной науки и культуры, по проблемам теории культуры состоялись его выступления на международных конференциях в Бухаресте, Праге и Афинах.
Деятельностная концепция культуры имеет гуманистическую направленность, так как её авторы отмечают фундаментальную роль личности как созидающего начала в истории человечества. В последнее время она нередко критиковалась, тем не менее, с её помощью гораздо легче выявить специфику феномена культуры. Активная целенаправленная деятельность и есть сама человеческая жизнь. Деятельность – фундаментальная характеристика человеческого бытия, есть источник (субстанция) истории, мотор, обеспечивающий развитие человечества. Культура – то, что обеспечивает реализацию самой деятельности, способ её осуществления. Она – искусственная (а не естественная) технология деятельности, осуществляет не генетическую, а социальную программу. Наконец, она – способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей человеческой жизни. Культура - принцип связи человека с предметом (с миром), способ его вхождения в общественную жизнь, она есть характеристика ментальности (т.е. определённой, выработанной поколениями установки сознания на мир). Культура – способность использовать всё, что накоплено в процессе развития человечества.
Таким образом, по Ю.А. Жданову, культура – специфический способ организации и развития человеческой деятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношения людей к природе, к себе, между собой. Он всегда подчеркивал важную роль культуры в становлении и развитии личности, потому особое внимание и заботу Ю.А. Жданов уделял образованию и воспитанию подрастающего поколения в ДАНЮИ.
В 1977 году по инициативе и прямом участии почетного президента Донской академии наук юных исследователей Ю.А. Жданова, талантливым учёным и педагогом, была образована секция «Философия и культурология». В своей работе секция постоянно опирается на труды учёного. Его фундаментальная работа «Сущность культуры», написанная в соавторстве с известным университетским философом В.Е. Давидовичем, является важным методологическим пособием в деятельности секции и основой для разработки тематики исследовательских работ учащихся.
За многие годы секция увеличилась не только количественно (расширилась «география» участников: кроме ростовских школьников, на весеннюю конференцию ДАНЮИ приезжают с докладами учащиеся из многих городов и сёл Донского края и Кубани), но и качественно: усложнилась проблематика докладов, всё чаще даёт себя знать определённое «присутствие» глубокой аналитической мысли учёного. Это показатель того, что сегодня растет интерес старшеклассников к философским и культурологическим вопросам, проявляемым в их исследованиях. Так, Лаврищеву Олесю (11 кл., МБОУ гимназия им. А.С. Пушкина, г. Шахты) как представительницу прекрасного пола увлекла тема «Эталоны женской красоты. Анорексия как социальная проблема», Иванову Анастасию (10 кл., МБОУ СОШ № 2, г. Красный Сулин) заинтересовала «История воскресных школ. Воскресные школы в нашем городе»; Абукаева Юлдуз (11 кл., МБОУ ГЮИ, г. Ростова-на-Дону), неравнодушная к процессам, происходящим в современном обществе, увлеченно исследовала «Образ мусульманина на основе Корана и в представлении современной молодежи»; Карпенко Анастасия (11 кл., МАОУ лицей №27 им. А.В. Суворова, г. Ростов-на-Дону), неравнодушная к неэтичному отношению своего «невидимого» собеседника, представила работу «Сетевая этика как философия»; Михайлюка Андрея (8 кл., МБОУ СОШ №17 с. Крученая Балка) привлекла тема: «Красивый почерк в век компьютеризации»; порадовал жюри Колесников Остап (11 кл., МБОУ гимназия им. А.С. Пушкина, г. Шахты), представив содержательный доклад «Влияние средств массовой коммуникации на развитие гражданской культуры в России».
Отрадно, что юные исследователи не боятся браться за весьма сложные, проблемные темы, по которым в современной науке еще нет устоявшегося мнения. Особый отклик аудитории вызвала работа Марии Черниченко (11 кл., МБОУ лицей № 58, г. Ростов-на-Дону) «Проблема клонирования: полемика в обществе, отражение дискуссии в зарубежной литературе и массовой культуре».
Все чаще юные исследователи, обращаются к трудам Ю.А. Жданова. На XXXVIII конференции ДАНЮИ Артем Мясников (9 кл., МБОУ ДОД ДДТ, г. Батайск) представил доклад «Мир природы и человека в работе Ю.А. Жданова «Мимолетности», еще раз подтверждая, что он был известен не только как авторитетный ученый, влиятельный общественный деятель, но и преданный почитатель литературы и искусства.
Секция «Философия и культурология» всегда работает в тесной связи с факультетом философии и культурологии ЮФУ. На нём ведется активная работа со школьниками, для которых занятия проводятся опытными преподавателями. Здесь они узнают о философии как науки и основных социокультурных проблемах, о мировой культуре и искусстве прошлых веков и современности, о многих других явлениях, издавна волнующих всех мыслящих людей. Ежегодно победители и призеры секции «Философия и культурология» приглашаются на факультет философии и культурологии для участия в научной студенческой конференции «Неделя науки в ЮФУ». Приятно отметить, что некоторые доклады старшеклассников выглядят не слабее студенческих.
Знакомясь с трудами Ю.А. Жданова, постоянно обращаясь к ним при написании исследовательских работ под руководством опытных учителей-наставников, учащиеся приобретают знания, умения и навыки научной работы. Именно благодаря им они могут совершать самостоятельные выходы в мир науки. Для многих школьников участие в секции «Философия и культурология» является хорошим стартом для поступления на факультет философии и культурологии, другие гуманитарные факультеты ЮФУ. Своими философско-культурологическими работами выдающийся учёный внёс весомый вклад в науку, на освоение которого и ныне ориентирована работа секции ДАНЮИ.
Литература
1. Давидович В.Е. Онтология культуры // Культурология / Под науч. ред. проф. Г.В. Драча. Изд. 14-е. Ростов н/Д., 2008. С. 80.
2. Жданов Ю.А. Размышления о сущности культуры // Жданов Ю.А. Избранное: В 3 т. Т. 2. Ростов н/Д., 2009. С. 209.