"Школьная библиотека, - это больше, чем просто | Яровенко Валентина Михайловна. Работа №207454
Автор: Яровенко Валентина Михайловна
Современная школьная библиотека – это учебная библиотека, которая поддерживает внеклассную и внешкольную работу, особенно в условиях перехода школы на целый день по стандартам второго поколения.
Государственное казённое общеобразовательное учреждение
Ростовской области
«Таганрогская санаторная школа-интернат»
«Школа - это, прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения».
(В.А.Сухомлинский)
Школьная библиотека – это больше, чем просто книги
Современная школьная библиотека – это учебная библиотека, которая обеспечивает информацией и документами учебный процесс. Это и специальная библиотека, которая обслуживает педагогический коллектив, и публичная библиотека, которая предоставляет учащимся необходимые ресурсы для проектной и творческой деятельности. Это библиотека, которая поддерживает внеклассную и внешкольную работу, особенно в условиях перехода школы на целый день по стандартам второго поколения.
Важной проблемой современного российского образования является духовное общение школьников. Одной из причин духовно-нравственного нездоровья детей является, по мнению некоторых исследователей, отсутствие у них интереса к чтению.
В наш век научно-технического прогресса, в котором господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к книге.
В условиях перехода на ФГОС библиотеки образовательных учреждений становятся информационно-библиотечными центрами, обеспечивающими информационную поддержку.
Миссия школы, учителя, воспитателя, классного руководителя, педагога-библиотекаря заключается в том, чтобы пробудить интерес к чтению и помочь ребёнку полюбить слово, научить его осмысленно читать. Заставить читать нельзя, но можно увлечь, научить, «заразить».
В задачи школьной библиотеки входит:
Обеспечение
участникам образовательного
процесса
дост
упа к
информации,
знаниям идеям и культурным
ценностям;
воспитание
культурного и гражданского самосознания,
помо
щь в социализации обучающегося,
разви
тии его творческого потенциала;
фо
рмирование навыков независимого
библи
отечного пользователя: обучение
поиску, отбору и критической оценке информации.
Чтобы обеспечить выполнение этих задач, должна быть достаточно развитая материально-техническая база, позволяющая обеспечить доступ к информационным ресурсам Интернета, к учебной и художественной литературе; к коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях; к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Работа школьной библиотеки ГКОУ РО «Таганрогская санаторная школа-интернат» в рамках ФГОС направлена на:
обеспечение
материально-техническо
го
оснащения
;
организацию
фонд
а
дополнительной литературы
;
организацию
доступ
а
к электронным ресурсам
;
формировани
е
навык
ов
независимого библиотечного пользователя
;
обеспечение
информационно-методическ
ой
деятельност
и
участников образовательного процесса
;
организацию
внеурочной деятельности.
Материально-техническое оснащение библиотеки
Библиотека используется в качестве справочно-информационного центра, оснащенного всеми видами ТСО, обеспечивающего условия для индивидуальных занятий учащихся.
Она расположена на первом этаже жилого корпуса ГКОУ РО «Таганрогская санаторная школа-интернат», занимает изолированный приспособленный класс – комнату площадью 53,6 кв.м.
Библиотека оборудована: столами (4шт.) для читателей, шестью демонстрационными библиотечными стеллажами. Под стеллажи используются шкафы. Оснащена двумя переносными компьютерами, с выходом в интернет, принтером и ксероксом. Читальный зал в библиотеке совмещён с абонементом, где 10 посадочных мест для работы.
Освещение библиотеки соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Имеется дополнительное помещения для хранения учебников.
Библиотечный фонд формируется в соответствии с учебным планом и образовательными программами, реализующими образовательным учреждением.
В школьной библиотеке постоянно ведется прием и обработка поступившей учебной, методической и художественной литературы, проводится списание устаревшей по содержанию и ветхой литературы.
Библиотека укомплектована учебниками по ФГОС для 5-7 классов, так же ведется электронный каталог к этим учебникам.
Все обучающие обеспечены учебниками, так же имеется доступ к электронным приложениям.
Электронные приложения:
Ладыженская
Т.А., Баранова М.Т.,
Тростенцова
Л.А. Русский язык 5 класс. Издательство «Просвещение».
Баранова М.Т.,
Ладыженская
Т.А.,
Тростенцова
Л.А. Русский язык 5 класс. Издательство «Просвещение».
Горячева Н.А., Островская О.В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикла
дное искусство в жизни человека
5 класс.
Издательство «Просвещение».
Смирнова А.Т., Хренникова Б.О. Основы
безопасности жизнедеятельности 5 класс
.
Издательство «Просвещение».
Смирнова А.Т., Хренникова Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности 6 класс
.
Издательство «Просвещение».
Аудиприложение к учебнику Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство. Музыка 5 класс. Издательство «Дрофа».
Аудиприложение
к учебнику
На
уменко
Т.И.,
Алеев
В.В.
Искусство. Музыка
6 класс.
Издательство «Дрофа».
Аудиприложение
к учебнику
Науменко
Т.И.
,
Алеев
В.В.
Искусство. Музыка 7 класс
.
Издательство «Дрофа».
Аудиприложение
к учебнику
Науменко
Т.И.,
Алеев
В.В. Музыка 7 класс.
Издательство «Дрофа».
Аудиприложение
к учебнику Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык 5 класс.
Издательство «Дрофа».
Аудиприложение
к учебнику Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык 6 класс.
Издательство «Дрофа».
Аудиприложение
к учебнику Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык 7 класс.
Издательство «Дрофа».
Наименование электронных образовательных изданий (медиатека):
Библиотека электронных наглядных пособий «Биология 6-9 классы».
Основы правовых знаний. 8-9 классы.
История. 5 класс.
Биология. Анатомия и физиология человека. 9 класс.
Фраза (электронный тренажер по
орфографии
).
Атлас древнего мира.
Интерактивная математика 5-9 классы.
Библиотека электронных наглядных пособий «География 6-10 классов
»
.
Электронное средство учебного назначения «Экономика и право».
Электронное средство учебного назначения «Вычислительная математика и программирование»
Библиотека электронных наглядных пособий. «Физика 7-11
классы».
Электронное средство учебного назначения «ОБЖ 5-11 класс ».
Библиотека электронных наглядных пособий. «Химия 8-11 классы».
Электронное средство учебного назначения «История искусства».
Библиотека электронных наглядных пособий «Астрономия 9-11 классы».
Библиотека электронных наглядных пособий «
Мировая художественная культура 10-11 классы
».
Математика. 5-11 классы.
Физика. 7-11 классы.
Химия. 8-11 классы.
Обществознание
Химия для всех XXI. Решение задач. Самоучитель.
Всеобщая история.
Биология 6-11 классы.
Фонд дополнительной литературы
В школьной библиотеке есть фонд дополнительной литературы:
отечественная
и зарубежная, классическая и современная
художественная
литература;
научно-популярная и научно-техническая литерат
ура;
издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту,
экологии, правилам безопасного поведения на дорогах;
справочно-библиогра
фические и периодические издания, словари.
Библиотека отечественной классической литературы в 100 томах.
«Антология мировой детской литературы». В восьми томах «Антологии мировой детской литературы» собраны произведения лучших русских и зарубежных авторов, пишущих для детей, в том числе рассказы и повести фантастов, приключенческая литература, стихи и проза наиболее популярных у школьников современных литераторов. Всего более 150 имен. Эта серия предлагается как пособие для подготовки к урокам литературы и для внеклассного чтения. Кроме того, она призвана удовлетворить потребность любознательного школьника в чтении как таковом. В составлении томов приняли участие лучшие учителя Москвы и других городов. Все произведения сопровождаются художественными очерками об их авторах, а также обширной справочной информацией. «Антология» рассчитана на детей до 14 лет.
Литература Дона: Хрестоматия для чтения с 5 по 11 классы.
Хрестоматия по литературе с 5 по 10 классы. Хрестоматия составлена в соответствии с программой по литературе для общеобразовательной средней школы, включает в себя помимо предусмотренных программой произведений русских и зарубежных писателей также тексты для внеклассного чтения.
Библиотека зарубежной литературы, книжная серия «Библиотека школьника» (110книг): Жюль Верн, Виктор Гюго, Джанни Родари, Артур Конан Дойл и т.д.
Энциклопедии:
Большая Российская энциклопедия: В 30 т. (10 томов +Т. « Россия») Большая Российская энциклопедия – фундаментальное энциклопедическое издание характеризующее природу, население, экономику, историю, технику и другие важные аспекты современного состояния и прошлого мировой цивилизации.
Энциклопедия для детей Аванта + (просто о сложном, интересно о важном) в библиотеке имеются: «Математика», «Информатика», «Физика» ч.1,2, «Химия», «Астрономия», «Космонавтика», «Техника», «Биология», «Птицы и звери», «Домашние питомцы», «Экология», «География», «Россия: физическая и экономическая география», «Геология», «Всемирная история», «История России» (части 1,2,3), «История XX века. Зарубежные страны» (дополнительный том), «Страны. Народы. Цивилизации», « Человек», «Искусство», «Всемирная литература», «Русская литература» (части1,2), «Языкознание. Русский язык», «Выбор профессии», «Спорт», «Личная безопасность», «Великие люди мира», «Российские столицы. Москва и Санкт-Петербург», «Москвоведение», «Общество. Экономика и политика».
Книги серии «Сто великих» – уникальные энциклопедии жизни знаменитых людей п выдающихся творений человеческого гения, самых удивительных явлений и загадок природы, величайших событий и культуры.
Словари: по русскому, по немецкому и английскому языку; орфографический словарь; словообразовательный словарь русского языка; словари антонимов и синонимов; фразеологический и этимологический словарь.
Газеты: «Добрая Дорога Детства», «Последний звонок».
Журналы: «Лазурь», «Свирель», «Мир техники для детей», «Техника молодёжи», «Юный натуралист», «Юный эрудит», «Путеводная звезда».
Организация доступа к электронным ресурсам
Требования к информационно-образовательной среде является одной из главных составляющих ФГОС. Чтобы школьная библиотека стала грамотным инструментом модернизации учащимся предложен определенный перечень электронных ресурсов для выполнения проектной и исследовательской работы.
Перечень этих электронных ресурсов: biblio.litres, iprbookshop.ru, e.lanbook.com, bibliorossica.com. Они находятся в легком доступе для учащихся, выведены на быстрой панели в браузере.
Организация внеурочной деятельности
Новый стандарт образования позволяет внедрить библиотечные программы и проекты в образовательный процесс, ведь одной из его задач является обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников, единства учебной и внеурочной деятельности.
Организация внеурочной деятельности построена таким образом, чтобы в процессе привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка.
Занятия с учащимися проходят один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Исходя из этого, была создана программа по внеурочной деятельности для учащихся 5 класса «За знаниями – в библиотеку».
Цель этой программы заключается в том, чтобы активизировать детское чтение как важнейший фактор развития культуры подрастающего поколения.
Задачи программы направлены на создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировании эстетического отношения ребёнка к жизни, приобщения его к классике художественной литературы, выработке привычки к вдумчивому чтению, умению применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения.
Программа предусматривает не только чтение и обсуждение книг, но и экскурсии, прослушивание аудио-произведений, рисование иллюстраций к прочитанным рассказам, составление портретов полюбившихся героев.
Основные направления программы внеурочной деятельности направлены на:
г
ражданско-патриотическое воспитание
;
н
равственно-эстетическое воспитание
;
з
доровъесберегающее
воспитание
;
м
ир художественной литературы. Формирование культуры чтения.
В план программы включены: работа со справочной литературой, библиотечные часы, викторины, путешествие по страницам книг известных писателей, презентации, книжные выставки.
Для повышения интереса детей к книгам, библиотека школы-интерната сотрудничает с библиотеками города: детской библиотекой им.
М. Горького, библиотекой им. А. Гайдара, центральной городской публичной библиотекой им. А.П. Чехова. В течение года учащиеся посещают эти библиотеки, участвуют в мероприятиях и дистанционных конкурсах.
Школьная библиотека играет важную и значимую роль в воспитательном процессе, в поощрении стремления детей к овладению знаниями.
Она принимает активное участие в проектной деятельности учащихся, предоставляя традиционные и электронные источники информации, обучая поиску, отбору, обработке полученной информации.
Со стороны педагога-библиотекаря учащимся всегда оказывается любая помощь в выборе и поиске информации. Он работает в тесном контакте с классными руководителями и воспитателями, как результат – совместные мероприятия, где библиотекарь выполняет информационную функцию, рассказывая о книгах, событиях, людях.
В настоящее время школьная библиотека ставит в центр своей деятельности читателя – школьника, а информационные технологии рассматриваются ими как цель, как средство, помогающее освоению интеллектуального и эмоционального потенциала мировой культуры, совокупного жизненного опыта поколений. Главное в библиотечной деятельности, ориентация на читателя, удовлетворение читательских потребностей, создание наилучших условий для его личностного роста и самореализации.