Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 03.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Школьная библиотека, - это больше, чем просто | Яровенко Валентина Михайловна. Работа №207454

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Яровенко Валентина Михайловна
Современная школьная библиотека – это учебная библиотека, которая поддерживает внеклассную и внешкольную работу, особенно в условиях перехода школы на целый день по стандартам второго поколения.

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

Ростовской области

«Таганрогская санаторная школа-интернат»

 

«Школа - это, прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения».

(В.А.Сухомлинский)

Школьная библиотека – это больше, чем просто книги

 

Современная школьная библиотека – это учебная библиотека, которая обеспечивает информацией и документами учебный процесс. Это и специальная библиотека, которая обслуживает педагогический коллектив, и публичная библиотека, которая предоставляет учащимся необходимые ресурсы для проектной и творческой деятельности. Это библиотека, которая поддерживает внеклассную и внешкольную работу, особенно в условиях перехода школы на целый день по стандартам второго поколения.

Важной проблемой современного российского образования является духовное общение школьников. Одной из причин духовно-нравственного нездоровья детей является, по мнению некоторых исследователей, отсутствие у них интереса к чтению.

В наш век научно-технического прогресса, в котором господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к книге.

В условиях перехода на ФГОС библиотеки образовательных учреждений становятся информационно-библиотечными центрами, обеспечивающими информационную поддержку.

Миссия школы, учителя, воспитателя, классного руководителя, педагога-библиотекаря заключается в том, чтобы пробудить интерес к чтению и помочь ребёнку полюбить слово, научить его осмысленно читать. Заставить читать нельзя, но можно увлечь, научить, «заразить».

В задачи школьной библиотеки входит:

Обеспечение

участникам образовательного

процесса

дост

упа к

информации,

знаниям идеям и культурным

ценностям;

воспитание

культурного и гражданского самосознания,

помо

щь в социализации обучающегося,

разви

тии его творческого потенциала;

фо

рмирование навыков независимого

библи

отечного пользователя: обучение

поиску, отбору и критической оценке информации.

Чтобы обеспечить выполнение этих задач, должна быть достаточно развитая материально-техническая база, позволяющая обеспечить доступ к информационным ресурсам Интернета, к учебной и художественной литературе; к коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях; к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Работа школьной библиотеки ГКОУ РО «Таганрогская санаторная школа-интернат» в рамках ФГОС направлена на:

обеспечение

материально-техническо

го

оснащения

;

организацию

фонд

а

дополнительной литературы

;

организацию

доступ

а

к электронным ресурсам

;

формировани

е

навык

ов

независимого библиотечного пользователя

;

обеспечение

информационно-методическ

ой

деятельност

и

участников образовательного процесса

;

организацию

внеурочной деятельности.

 

Материально-техническое оснащение библиотеки

Библиотека используется в качестве справочно-информационного центра, оснащенного всеми видами ТСО, обеспечивающего условия для индивидуальных занятий учащихся.

Она расположена на первом этаже жилого корпуса ГКОУ РО «Таганрогская санаторная школа-интернат», занимает изолированный приспособленный класс – комнату площадью 53,6 кв.м.

Библиотека оборудована: столами (4шт.) для читателей, шестью демонстрационными библиотечными стеллажами. Под стеллажи используются шкафы. Оснащена двумя переносными компьютерами, с выходом в интернет, принтером и ксероксом. Читальный зал в библиотеке совмещён с абонементом, где 10 посадочных мест для работы.

Освещение библиотеки соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Имеется дополнительное помещения для хранения учебников.

Библиотечный фонд формируется в соответствии с учебным планом и образовательными программами, реализующими образовательным учреждением.

В школьной библиотеке постоянно ведется прием и обработка поступившей учебной, методической и художественной литературы, проводится списание устаревшей по содержанию и ветхой литературы.

Библиотека укомплектована учебниками по ФГОС для 5-7 классов, так же ведется электронный каталог к этим учебникам.

Все обучающие обеспечены учебниками, так же имеется доступ к электронным приложениям.

Электронные приложения:

Ладыженская

Т.А., Баранова М.Т.,

Тростенцова

Л.А. Русский язык 5 класс. Издательство «Просвещение».

Баранова М.Т.,

Ладыженская

Т.А.,

Тростенцова

Л.А. Русский язык 5 класс. Издательство «Просвещение».

Горячева Н.А., Островская О.В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикла

дное искусство в жизни человека

5 класс.

Издательство «Просвещение».

Смирнова А.Т., Хренникова Б.О. Основы

безопасности жизнедеятельности 5 класс

.

Издательство «Просвещение».

Смирнова А.Т., Хренникова Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности 6 класс

.

Издательство «Просвещение».

Аудиприложение к учебнику Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство. Музыка 5 класс. Издательство «Дрофа».

Аудиприложение

к учебнику

На

уменко

Т.И.,

Алеев

В.В.

Искусство. Музыка

6 класс.

Издательство «Дрофа».

Аудиприложение

к учебнику

Науменко

Т.И.

,

Алеев

В.В.

Искусство. Музыка 7 класс

.

Издательство «Дрофа».

Аудиприложение

к учебнику

Науменко

Т.И.,

Алеев

В.В. Музыка 7 класс.

Издательство «Дрофа».

Аудиприложение

к учебнику Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык 5 класс.

Издательство «Дрофа».

Аудиприложение

к учебнику Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык 6 класс.

Издательство «Дрофа».

Аудиприложение

к учебнику Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык 7 класс.

Издательство «Дрофа».

Наименование электронных образовательных изданий (медиатека):

Библиотека электронных наглядных пособий «Биология 6-9 классы».

Основы правовых знаний. 8-9 классы.

История. 5 класс.

Биология. Анатомия и физиология человека. 9 класс.

Фраза (электронный тренажер по

орфографии

).

Атлас древнего мира.

Интерактивная математика 5-9 классы.

Библиотека электронных наглядных пособий «География 6-10 классов

»

.

Электронное средство учебного назначения «Экономика и право».

Электронное средство учебного назначения «Вычислительная математика и программирование»

Библиотека электронных наглядных пособий. «Физика 7-11

классы».

Электронное средство учебного назначения «ОБЖ 5-11 класс ».

Библиотека электронных наглядных пособий. «Химия 8-11 классы».

Электронное средство учебного назначения «История искусства».

Библиотека электронных наглядных пособий «Астрономия 9-11 классы».

Библиотека электронных наглядных пособий «

Мировая художественная культура 10-11 классы

».

Математика. 5-11 классы.

Физика. 7-11 классы.

Химия. 8-11 классы.

Обществознание

Химия для всех XXI. Решение задач. Самоучитель.

Всеобщая история.

Биология 6-11 классы.

 

Фонд дополнительной литературы

В школьной библиотеке есть фонд дополнительной литературы:

отечественная

и зарубежная, классическая и современная

художественная

литература;

научно-популярная и научно-техническая литерат

ура;

издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту,

экологии, правилам безопасного поведения на дорогах;

справочно-библиогра

фические и периодические издания, словари.

Библиотека отечественной классической литературы в 100 томах.

«Антология мировой детской литературы». В восьми томах «Антологии мировой детской литературы» собраны произведения лучших русских и зарубежных авторов, пишущих для детей, в том числе рассказы и повести фантастов, приключенческая литература, стихи и проза наиболее популярных у школьников современных литераторов. Всего более 150 имен. Эта серия предлагается как пособие для подготовки к урокам литературы и для внеклассного чтения. Кроме того, она призвана удовлетворить потребность любознательного школьника в чтении как таковом. В составлении томов приняли участие лучшие учителя Москвы и других городов. Все произведения сопровождаются художественными очерками об их авторах, а также обширной справочной информацией. «Антология» рассчитана на детей до 14 лет.

Литература Дона: Хрестоматия для чтения с 5 по 11 классы.

Хрестоматия по литературе с 5 по 10 классы. Хрестоматия составлена в соответствии с программой по литературе для общеобразовательной средней школы, включает в себя помимо предусмотренных программой произведений русских и зарубежных писателей также тексты для внеклассного чтения.

Библиотека зарубежной литературы, книжная серия «Библиотека школьника» (110книг): Жюль Верн, Виктор Гюго, Джанни Родари, Артур Конан Дойл и т.д.

Энциклопедии:

Большая Российская энциклопедия: В 30 т. (10 томов +Т. « Россия») Большая Российская энциклопедия – фундаментальное энциклопедическое издание характеризующее природу, население, экономику, историю, технику и другие важные аспекты современного состояния и прошлого мировой цивилизации.

Энциклопедия для детей Аванта + (просто о сложном, интересно о важном) в библиотеке имеются: «Математика», «Информатика», «Физика» ч.1,2, «Химия», «Астрономия», «Космонавтика», «Техника», «Биология», «Птицы и звери», «Домашние питомцы», «Экология», «География», «Россия: физическая и экономическая география», «Геология», «Всемирная история», «История России» (части 1,2,3), «История XX века. Зарубежные страны» (дополнительный том), «Страны. Народы. Цивилизации», « Человек», «Искусство», «Всемирная литература», «Русская литература» (части1,2), «Языкознание. Русский язык», «Выбор профессии», «Спорт», «Личная безопасность», «Великие люди мира», «Российские столицы. Москва и Санкт-Петербург», «Москвоведение», «Общество. Экономика и политика».

Книги серии «Сто великих» – уникальные энциклопедии жизни знаменитых людей п выдающихся творений человеческого гения, самых удивительных явлений и загадок природы, величайших событий и культуры.

Словари: по русскому, по немецкому и английскому языку; орфографический словарь; словообразовательный словарь русского языка; словари антонимов и синонимов; фразеологический и этимологический словарь.

Газеты: «Добрая Дорога Детства», «Последний звонок».

Журналы: «Лазурь», «Свирель», «Мир техники для детей», «Техника молодёжи», «Юный натуралист», «Юный эрудит», «Путеводная звезда».

Организация доступа к электронным ресурсам

Требования к информационно-образовательной среде является одной из главных составляющих ФГОС. Чтобы школьная библиотека стала грамотным инструментом модернизации учащимся предложен определенный перечень электронных ресурсов для выполнения проектной и исследовательской работы.

Перечень этих электронных ресурсов: biblio.litres, iprbookshop.ru, e.lanbook.com, bibliorossica.com. Они находятся в легком доступе для учащихся, выведены на быстрой панели в браузере.

Организация внеурочной деятельности

Новый стандарт образования позволяет внедрить библиотечные программы и проекты в образовательный процесс, ведь одной из его задач является обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников, единства учебной и внеурочной деятельности.

Организация внеурочной деятельности построена таким образом, чтобы в процессе привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка.

Занятия с учащимися проходят один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Исходя из этого, была создана программа по внеурочной деятельности для учащихся 5 класса «За знаниями – в библиотеку».

Цель этой программы заключается в том, чтобы активизировать детское чтение как важнейший фактор развития культуры подрастающего поколения.

Задачи программы направлены на создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировании эстетического отношения ребёнка к жизни, приобщения его к классике художественной литературы, выработке привычки к вдумчивому чтению, умению применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения.

Программа предусматривает не только чтение и обсуждение книг, но и экскурсии, прослушивание аудио-произведений, рисование иллюстраций к прочитанным рассказам, составление портретов полюбившихся героев.

Основные направления программы внеурочной деятельности направлены на:

г

ражданско-патриотическое воспитание

;

н

равственно-эстетическое воспитание

;

з

доровъесберегающее

воспитание

;

м

ир художественной литературы. Формирование культуры чтения.

В план программы включены: работа со справочной литературой, библиотечные часы, викторины, путешествие по страницам книг известных писателей, презентации, книжные выставки.

Для повышения интереса детей к книгам, библиотека школы-интерната сотрудничает с библиотеками города: детской библиотекой им.

М. Горького, библиотекой им. А. Гайдара, центральной городской публичной библиотекой им. А.П. Чехова. В течение года учащиеся посещают эти библиотеки, участвуют в мероприятиях и дистанционных конкурсах.

Школьная библиотека играет важную и значимую роль в воспитательном процессе, в поощрении стремления детей к овладению знаниями.

Она принимает активное участие в проектной деятельности учащихся, предоставляя традиционные и электронные источники информации, обучая поиску, отбору, обработке полученной информации.

Со стороны педагога-библиотекаря учащимся всегда оказывается любая помощь в выборе и поиске информации. Он работает в тесном контакте с классными руководителями и воспитателями, как результат – совместные мероприятия, где библиотекарь выполняет информационную функцию, рассказывая о книгах, событиях, людях.

В настоящее время школьная библиотека ставит в центр своей деятельности читателя – школьника, а информационные технологии рассматриваются ими как цель, как средство, помогающее освоению интеллектуального и эмоционального потенциала мировой культуры, совокупного жизненного опыта поколений. Главное в библиотечной деятельности, ориентация на читателя, удовлетворение читательских потребностей, создание наилучших условий для его личностного роста и самореализации.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×