Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья | Мерзлякова Наталья Вячеславовна. Работа №353556. Номер работы: №353556
На сегодняшний день в сфере образования проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья стоит очень остро. Очень большую роль в процессе социальной адаптации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья играет социальное воспитание. Современные детские сады помогают таким детям достичь необходимого уровня, который в дальнейшем даст им возможность адаптироваться в жизни, а также продолжать свое образование.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья
На сегодняшний день в сфере образования проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья стоит очень остро. Такому понятию, как ограниченные возможности здоровья, соответствует понятие минимальные органические или функциональные повреждения центральной нервной системы. Дети с ограниченными возможностями здоровья характеризуются незрелостью эмоционально-волевой сферы, а также имеют недоразвитие познавательных процессов. Социализация помогает детям с ограниченными возможностями компенсировать нарушенные функции, помогает их корректировать, обеспечивает возможность детям приобщаться к окружающему миру, его красоте, учит их общаться со сверстниками, участвовать во всех мероприятиях, как в саду, так и в группе. А также познавать все новое и интересное, стремиться к лучшему, а самое главное – учит детей с ограниченными возможностями дружить, любить не только близких людей, но и животных, свою Родину, интересоваться растениями, насекомыми, птицами, познавать мир своими глазами. Очень большую роль в процессе социальной адаптации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья играет социальное воспитание. Современные детские сады помогают таким детям достичь необходимого уровня, который в дальнейшем даст им возможность адаптироваться в жизни, а также продолжать свое образование.
Обязательно на помощь педагогам должны прийти самые лучшие помощники – родители. Наши родители – это самые первые педагоги для ребенка, которые прошли очень сложный период развития, воспитания и обучения своего дитя. Семьи, в которых есть дети с ограниченными возможностями здоровья, обязательно консультируются всеми специалистами (логопедами, дефектологами, психологами) и получают более пристальное внимание к себе со стороны воспитателей, музыкальных руководителей, хореографа, специалиста по физической культуре. Затронув более предметно инклюзивное образование, мы должны отметить, что существует много проблем в создании условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. А именно: проблема неприятия таких детей, проблема в осуществлении и представлении подходов в обучении детей с ограниченными возможностями развития.
Существуют трудности в оформлении необходимых документов, возникают вопросы психологической социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Часто мы встречаем родителей, не желающих обучать своих нормально развивающихся детей совместно с детьми с ограниченными возможностями здоровья. На наш взгляд, это очень плохо сказывается на развитии, воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Также возникают трудности в создании качественного психолого-педагогического сопровождения. Мы считаем, что самая главная проблема – негативное отношение со стороны нормально развивающихся детей. Пробелы в их воспитании, низкое социально-нравственное положение, желание унизить, оскорбить, высмеять детей с ограниченными возможностями здоровья наносят непоправимый вред психологическому состоянию последних, а также приводят их в состояние стресса. Для преодоления существующих проблем дошкольное образовательное учреждение обязательно должно обеспечить нормативно-правовую базу процесса инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Следует обязательно обеспечить образовательный процесс профессионально подготовленными кадрами, которые смогут реализовать инклюзивный подход на высоком уровне. Дошкольное учреждение обязательно должно иметь программно-методическое обеспечение, а именно:
1) учебные планы;
2) учебные программы или их варианты;
3) по необходимости - специальные учебники и рабочие тетради;
4) дидактические и настольно-печатные игры;
5) пособия для изучения здоровьесберегающих технологий (пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики, музыкальных пауз, физкультурных минуток, некоторых видов точечного массажа);
6) обеспечение психолого-педагогической и социальной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья (по всем возрастам).
Мы считаем, что решение этих проблем, возникающих в условиях детских образовательных учреждений, обязательно снимет барьер во всех сферах и будет способствовать более успешному развитию инклюзивного образования.
Следует активно вовлекать в работу учреждения семью, в которой есть дети с ограниченными возможностями здоровья. Для таких семей мы готовим ряд консультаций по проблемам развития их детей, пытаемся обучать родителей доступным для них методам и приёмам оказания помощи детям в домашних условиях. И, конечно же, организовывать обратную связь родителей с учреждением. Положительный результат даёт живое общение, личные беседы со всеми членами семьи, передача опыта взаимодействия других семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Заинтересованные родители будут активно взаимодействовать с педагогами и специалистами детского сада и стараться внести посильный вклад в обучение и воспитание своих детей.
Все педагоги используют в своей работе цифровые ресурсы, которые помогают им выстроить индивидуальный образовательный план, а самое главное – помогают учитывать различные возможности и потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. Комплекс важнейших социально-педагогических задач помогает адаптировать детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальная адаптация и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья – сложный процесс. Социализация позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья стать полноправными членами общества.
Мы считаем, что в здоровом обществе следует формировать правильное представление о проблемах детей с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время инклюзия активно развивается. Появилось очень много нововведений. Мы живём в век цифровых технологий. Они, разумеется, не обошли и систему образования, в частности дистанционного. Технология очень удобна для детей, которые не имеют возможности обучаться и присутствовать в детском саду в силу своих индивидуальных особенностей.
Для себя мы сделали очень полезный вывод: все дети, несмотря на свои физические, социальные, интеллектуальные и другие особенности, должны быть обязательно включены в систему образования и воспитания со своими сверстниками.
Литература
1. Милованова Н.Ю. Воспитание, социальное воспитание и социальная адаптация личности в контексте социализации / Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 1 (117).
2. Инклюзивное образование. Выпуск 4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду / под редакцией Т. Н. Гусевой. М.: Центр «Школьная книга».
3. Смолярчук И.В. Социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования / Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического университета. 2014. № 2 (18).