Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 08.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Социальная адаптация.Роль экономических знаний в подготовке к самостоятельной взрослой жизни. | Гухман Любовь Николаевна. Работа №255177

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Гухман Любовь Николаевна
социальная адаптация старшеклассников через экономические знания

Социальная адаптация старшеклассников.
Роль экономических знаний в подготовке к самостоятельной взрослой жизни.
Учитель математики
Л.Н.Гухман.
В последние годы термин социальная адаптация получил широкое распространение в научных исследованиях и практической работе психологов, реабилитологов, педагогов. При этом часто термин адаптация отождествляется с такими понятиями, как интеграция, социализация, реабилитация, компенсация. Понятие социальная адаптация применяется достаточно свободно в разных аспектах деятельности. Л.В. Мардахаев определяет социальную адаптацию как активное приспособление человека к условиям социальной среды, благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.
Успех социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями интеллекта напрямую зависит от глубины и качества знаний, умений и навыков, получаемых ими в школе. Чем выше уровень сформированных знаний, в том числе математических (геометрических), тем легче ребёнку приспособится к условиям современного общества. найти в нём свою нишу, почувствовать собственную значимость. Таким образом, специальная (коррекционная) школа VIII вида призвана средствами образования обеспечить активное участие каждого выпускника в жизни общества, помочь ему в социальной адаптации, обеспечить достаточный уровень качества жизни.
Понятно, что все содержание образование в коррекционной школе направлено на успешную адаптацию выпускника в обществе. Особенно часто мы говорим о трудовом обучении, об уроках домоводства. В 10-11классах уроки трудовой подготовки готовят к самостоятельному труду по получаемой профессии.
Кроме того, за годы обучения в школе во внеурочной деятельности была проведена определенная работа: это и беседы о труде, просмотры роликов о производстве и труде взрослых,совершены разные экскурсии,( на молокозавод,на хлебокомбинат ), профессиональные учебные заведения, на выставки, в службу занятости, разные музеи, на которых учащиеся учатся общаться, правильно вести себя.(привести пр. с экскурсии на хлебозавод).
Значительное внимание в работе по социализации обучающихся уделяется воспитанию положительных качеств личности таких как: деловитость, которая формируется при организации практической деятельности, распределении поручений между учениками с учётом их возможностей; бережное отношение к имуществу – при поддержании в порядке школьных помещений, участии в ремонте. В такой деятельности дети общаясь со взрослыми и сверстниками, накапливают определённый запас знаний, перенимают отношения взрослых. Но этого недостаточно.
Современные политические, экономические и социальные изменения, происходящие в жизни нашего государства,( это и применение компьютеров и программированных станков и вообще технический прогресс, который произошел за последнее время) предъявляют все более повышенные требования в подготовке к самостоятельной жизни выпускников специальных (коррекционных) школ.
Перед педагогами школ ставится очень конкретная задача: создать условия, способствующие наиболее успешному вступлению выпускников специальной школы в более сложные экономические отношения, как на производстве, так и в быту после окончания школы. Процесс адаптации к социальным и экономическим условиям жизни значительно усложняется на фоне постоянного снижения жизненного уровня основной части населения, экономической и политической нестабильности.
На нынешней московской августовской конференции в Министерстве образования говорилось: Надо не готовить детей к выпускным экзаменам, а готовить их к жизни каждому учителю средствами своего предмета, содержанием всего школьного уклада жизни.
Учитывая актуальность проблемы и осознавая значимость ее решения для судьбы каждого выпускника школы, необходимо постараться найти возможность на уроках математики, не отступая от реализации содержания учебной программы, давать старшеклассникам экономические знания. Почти каждый урок математики носит социальную направленность.
Определила основную цель на уроках:
-создать условия по формированию элементарного уровняэкономической грамотности, необходимого для самостоятельнойжизни выпускника специальной (коррекционной) школы всовременных экономических условиях.
Для достижения этой цели считаю необходимым решить следующие
задачи для детей:
-вырабатывать адекватное представление о повседневной
экономической действительности
-помочь в приобретении социального опыта посредством анализаконкретных экономических ситуаций.
Преподавание математики с элементами экономики обеспечивает возможность продвижения учащихся коррекционной школы в овладении элементарными экономическим понятиями, математическими знаниями и умениями, помогает выпускникам более успешно адаптироваться на производстве, в повседневной жизни при современных экономических условиях. Останавлюсь на темах,которые особенно важны для дальнейшей жизни.
При изучении темы Проценты в 9 классе открывается широкая возможность для решения задач, взятых из жизни. При постоянно меняющихся ценах на товары, при многообразии цен на одни и те же виды товаров в различных магазинах, при таких явлениях, как скидки и распродажа выпускники должны научиться ориентироваться во всех этих явлениях и уметь выбрать, где с наименьшей потерей для своего бюджета сделать ту или иную покупку.
Поддерживать интерес к изучению данного экономического материала позволяет введение проблемных ситуаций связанных с жизненным опытом. Например, классный руководитель 9а класса решила заказать изготовление набора корпусной мебели в кредит, она обратилась к нам за помощью, помочь определить ей, в какой из мебельных фирм города будет выгоднее оформить заказ. Учащиеся изучили все условия кредита и подсказали, где выгоднее будет заключить договор. Как велико было чувство гордости, когда педагог поблагодарила за разумное решение ее проблемы.
Или такая задача:
Из зарплаты вычитают 13% подоходнего налога и 1% отчисляют в пенсионный фонд. Сколько денег будет выдано работнику с суммы в 15000 рублей?
Компьютер стоит 22600рубей. Сколько денег заплатит покупатель, если скидка составяет 12%.
В 10-11классах введен учебный предмет "Экономический практикум". Он представляет собой систематизированный курс основ экономики , имеющий практическую направленность. Предпочтение в процессе изучения отдается вопросам экономики семьи и личного потребления, поскольку именно в этой сфере экономических отношений выпускникам придется принимать самостоятельное решения. Практикум рассматривается не только и не столько как учебная дисциплина сколько как общеразвивающий в социальном плане предмет, помогающий подросткам практически осмыслить и усвоить самые элементарные сведения об экономических отношениях человека с окружающим его миром, которые необходимы для адаптации учащихся в современных социально- экономических условиях. Этот предмет направлен на формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, думать по хозяйски.
В содержании курса изучаются такие темы как "Экономика как хозяиство","Человек и экономическая система", Человек и собственность", "Человек как работник", "Человек как потребитель" и другие темы. По всем темам представлен обширный практикум, включающий разнообразные задания, упражнения, деловые игры, конкурсы, задачи экономического содержания, кроссворды, микросюжеты, реальные ситуации, экономические тесты, актуальные экономические ситуации.
Например, по теме Повременная и сдельная, номинальная и реальная заработная плата при обсуждении вопроса о справедливой зарплате предлагаю проанализировать довольно распространенную парадоксальную ситуацию, противоречащую здравому смыслу, когда один и тот же размер заработной платы за одинаковую работу:
- выплачивается пенсионеру, получающему неплохую пенсию и
имеющему взрослых работающих детей и молодому мужчине,
имеющему на иждивении двух детей;
- или холостому парню и одинокой молодой женщине, имеющей
на иждивении двух детей.
Ученики однозначно пришли к выводу, что так не справедливо. Вместе
ставим себе задачу: Существует ли справедливая зарплата, и какой она должна быть? Посредством приведения различных примеров (в этом хорошо помогают и сами дети) подвожу старшеклассников к выводу, что одного варианта справедливости, устраивающего всех не существует. В реальной жизни одно и то же решение воспринимается людьми по-разному. Одни считают это решение справедливым, а другие нет. В жизни получается так, если работника устраивает величина заработной платы, которую предлагает ему работодатель, значит, он считает ее приемлемой и справедливой для себя, а если не согласен, то, значит, считает ее несправедливой и будет искать более достойную.
При знакомстве с вопросом Семейные сбережения предлагаю старшеклассникам самим поставить цель урока после предъявления различных позиций (обменять на доллары, купить акции или облигации, положить в банк под проценты, либо потратить на вещи), они без особого труда формулируют задачу Как их приумножить?. Просчитав все предложенные варианты по конкретной сумме (5 000 рублей) определили возможный доход. Одни варианты отличались очевидной выгодой от других, обещали большой доход, но стараюсь подвести учеников и к рассмотрению слабых сторон каждого варианта (курс доллара может упасть; банк может не выплатить обещанные проценты, особенно коммерческий; дивиденды по акциям будут не выплачены, если не будет прибыли; банковский процент обычно не перекрывает процента инфляции). В результате всей проделанной работы подвожу учеников к осознанию того, что прежде, чем сделать окончательный вывод, необходимо тщательно продумать и сравнить различные подходы в решении того или иного вопроса.
На уроках рассматриваем и находим ответы на такие вопросы:
-Почему товаров в магазинах много, а большинство людей не готовы ихприобрести? Разве они в них не нуждаются?
-Почему у нас слабо распространена продажа дорогих товаров врассрочку?
- Чем объяснить разницу в потребностях детей, взрослых и пожилых?
- Почему сложные проценты выгодны для вкладчика и не выгодны для банка?
- Кому больше угрожает безработица: сельским или городским жителям, молодым людям, средних лет или пожилым? Почему?
- Выгодно ли страхование в период инфляции? Обоснуй свой ответ.
- Никто не любит налоги. Почему тогда они существуют?
- Почему косвенные налоги наиболее обременительны для малообеспеченных людей? (привожу пример с сигаретами, т.к. подавляющее большинство старшеклассников курит) и т.п.
Рассматривая проблемные вопросы данного характера, ученики открывают неожиданные для себя явления повседневной жизни. Многие ученики не скрывали своего удивления. Обсуждение вопросов, продиктованных самой жизнью, всегда воспринимается подростками с интересом.
Старшеклассникам нравится отвечать на поисковые вопросы, требующие объяснения различных изречений, например:
- Как вы относитесь к высказыванию Л.Н.Толстого: Избыток удобств жизни уничтожает все счастье удовлетворения потребностей?
- Как вы понимаете высказывание немецкого поэта Лаватера: Никогда не говорите, что вы знаете человека, если вы с ним не делили наследство ?
В целом курс Экономический практикум, включающий знания, непосредственно связанные с жизнью и повседневной хозяйственной практикой человека, заставляющий размышлять, рассуждать, принимать решения, воспринимается старшеклассниками с интеллектуальной недостаточностью позитивно.
Поисковые вопросы используются при изучении многих тем курса Экономический практикум. Приведем примеры таких вопросов:
- Почему торговлю можно сравнить с колесом?
- Почему странам с сильной (твердой) валютой выгодно покупать товары у стран, валюта которых ценится низко?
- Сравните свои потребности с потребностями своих родителей. В чем состоит сходство и различие ваших нужд? Чем обусловлено различие в потребностях?
- Могла ли возникнуть инфляция в период, когда не было денег, а все торговые сделки осуществлялись на основе натурального обмена?
- Кому больше угрожает безработица: жителям малых или больших городов, людям молодым, средних лет или пожилым? Почему?
- Как изменяется уровень безработицы в зависимости от повышения или понижения заработной платы? Объясните.
- У кого, на ваш взгляд, зарплата должна быть выше: у летчика-испытателя или у продавца, у врача или у почтальона, у милиционера или у дворника? Обоснуйте ответ.
На уроках экономики главное внимание уделяется не запоминанию учебной информации, а пониманию причинно-следственных связей, рассуждениям учащихся.
Педагог помогает старшеклассникам формулировать ответы на проблемные вопросы с помощью более частных наводящих вопросов. На уроках рассматриваются и проблемные ситуации морально-этического плана. Например, обсуждению подлежит черствое отношение к пожилым людям их собственных детей (тема Социальная защита населения). Школьникам предлагается дать нравственную оценку следующему факту. Нередко взрослые дети, будучи вполне обеспеченными людьми, совершенно не помогают своим родителям, находящимся в бедственном положении, появляясь в их доме лишь после смерти стариков для того, чтобы поделить квартиру и скудное имущество. Выясняется, по каким причинам складываются такие отношения между детьми и родителями, допускают ли учащиеся подобное развитие событий в своих семьях, считают ли школьники приемлемым помещение старых людей на государственное обеспечение в дом-интернат для престарелых, когда у них есть дети, и т.д.
Экономические знания, умения, навыки позволят учащимся более
уверенно чувствовать себя в дальнейшей самостоятельной жизни: при совершении покупок, разнообразных денежных расчётах, получении кредита, расчёте процентов по вкладам, оплате коммунальных услуг и налогов
Изучение основ экономики даёт возможности для коррекции познавательной деятельности школьников и личности детей с отклонениями в развитии, а также их более успешной социализации и адаптации в обществе при современных экономических условиях. Экономическое образование, полученное в процессе изучения данного предмета, как своего рода средство социальной защиты, как своеобразный компенсаторный механизм, увеличивающий шансы на выживание в условиях рыночной конкуренции.
В 10-11классах я провела небольшую анкету:
Что ты считаешь главным для вступления в самостоятельную жизнь?
- знания
-настойчивость
-ответственность
-устройство по знакомству
-самостоятельность
-деловитость, активность
Перечисли учебные предметы, которые (по твоему мнению) больше всего готовят тебя к самостоятельной жизни, почему?
(подвожу результаты анкеты)
И закончить свое выступления мне хочется такими словами:
"Каждый ребёнок пришёл в этот мир не случайно: он рождается, потому что должен был родиться; он пришёл как бы на зов людей… У него своя жизненная миссия, которой мы не знаем - , может быть, великая… И для того он наделён величайшей энергией духа, а наш долг - помочь выполнить её"
Что ты считаешь главным для вступления в самостоятельную жизнь?
- знания
-настойчивость
-ответственность
-устройство по знакомству
-самостоятельность
-деловитость, активность
2.Перечисли учебные предметы, которые (по твоему мнению) больше всего готовят тебя к самостоятельной жизни, почему?
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×