"Социально - нравственный портрет младшего школьника"

Автор: Лебедева Евгения Васильевна

СОЦИАЛЬНО - НРАВСТВЕННЫЙ ПОРТРЕТ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

 

     Для  выяснения  степени обращенности учеников на себя, на свои потребности им предложено было завершить в сжатой или развернутой форме незаконченный тезис: «самое дорогое для человека – это …»

      Ответы детей показали, что самым дорогим для человека в представлении младшего школьника

( 40% ) являются, во-первых, родные люди, члены семьи: мама ( «мамочка», «мамулечка»), а также папа

( «отец»), бабушка и дедушка, братья и сестры.

     У семи  детей  в шкале ценностей оказалась жизнь. Это объясняется все усилившейся в последние годы криминализация общества, возраставшая волна передач на ТВ с показом картин насилия, жестокости, кровопролития, документальных кадров военных столкновений, последствий природных катаклизмов – все это повлияло на обострение у детей чувства тревоги за собственную жизнь и жизнь своих близких.

    Трое детей отметили в качестве самого дорогого такие духовно – нравственные  ценности, которые входят в сферу человеческих взаимоотношений: дружбу, уважение, любовь.

    Двое детей  отметили – это «деньги» ( зарплата), а также то, что имеет отношение к материальному благосостояни ( золото, бриллианты).

    Трое уч-ся включили в «самое дорогое» животных и природу в целом. Особенности младшего школьного возраста проявляются в том, что ребенок мало эрудированный указывает конкретные животные( «кот», «собака»), а дети читающие – обобщают  слово «природа» – земля, воздух, вода ( понимание природы как среды обитания человека – уроки природоведения ).

    Понятия «Родина», «учеба», «школа» - как ценность -  дети младшего школьного возраста не отметили.

    Необходимо отметить, что «самое дорогое» в ответах третьеклассников не ограничивалось  чем-то одним, а выражалось в некотором «наборе» ценностей ( мама, собака, хомяк), (здоровье семьи, деньги, вода.)

Вопрос «Что бы я попросил у золотой рыбки?»

   У 11 детей  оказались прежде всего ценности материального благосостояния и «насыщения»: деньги ( от «ста баксов»  до «1000 долларов» ) , дом ( «дворец», дача…), машина ( иномарка, БМВ, Мерседес ). При этом многие дети «материалисты» показали неравдодушие к игрушкам и сладостям ( желают иметь барабан, 15 томагочей и 3 кг мороженого ). За просьбой денег могут  скрываться и гуманные чувства: любовь к ближнему, забота о семье, когда дети просят «денег для мамы», «чтобы папе выдавали зарплату», «двухкомнатную квартиру» для семьи из пяти человек.

     В «чистом»  виде нравственные ценности были обозначены в ответах 7 детей : «чтобы у мамы было меньше дел», «чтобы мама с папой не ругались», «чтобы бабушка не болела», «чтобы не было войны», «чтобы на земле не было мата».

   Третьим по количеству просьб ( 5 человек ) оказалось желание «хорошо учиться», «учиться на 4 и 5», «Быть отличницей»

    И только один ученик ( Воротников Даниил ) попросил книгу!!!

   Единичные ответы – желание заполучить какое-либо животное, здоровья («чтобы зубы не болели»).

    Таким образом, выявилось определенное расхождение в представлениях детей о главных человеческих ценностях и конкретном представлении «самого дорогого для человека». На уровне отдельных учеников это выглядит так ( Андреева Маша ) : самое дорогое для человека – это мама, любовь в семье, а свои просьбы – желания в таком порядке – велосипед, компьютер, деньги.

     Сегодняшние жизненные трудности, семейное неблагополучие отражаются в таких детских просьбах как «маму и еды», «хорошую маму», «чтобы мама меня любила», «новую жизнь». Большой !разброс! отдельных ответов указывает на то, что в нынешних условиях существования школы в проблеме воспитания определяется как отношением к ней учителя, так и особенностями семейного воспитания детей.

   Предложение учащимся ответить на вопрос «Кто я?», «Какой я ?» было направлено на выявление того, кем и каким осознают себя дети, что в осознании и оценке себя является для них  особенно значимым.

   К человеческому роду отнесли себя 5 уч-ся - «Я–человек»,

по признаку пола – 14 уч-ся – «мальчик», «девочка», по статусу ученики – 2 уч-ся – «я - ученик», назвали себя по имени 6 учеников.

     Большинство детей на второй вопрос дали односложную самооценку ( добрый, умный , нормальный, любитель книги) . Но были и ответы, которые вызывают тревогу: «пацан тупой», «ужасный , плохой», «уродливый и вообще псих». 20%  детей не дали ответов.

 

    Следующее исследование было вызвано  стремлением получить более широкое представление об особенностях нравственного сознания и самосознания современных детей, факторов его формирования. Были предложены вопросы:

 

1.       Какого человека называют хорошим, а какого плохим?

2.       Что тебе нравится ( не нравится ) в людях?

3.       Что тебе нравится ( не нравится ) в себе?

4.       Какой ты : хороший или плохой?

5.       Как относятся к тебе другие люди?

6.       В чем ты хочешь стать лучше?

7.       Каким ты стремишься стать?

8.       На кого ты хочешь стать похожим?

9.       Кто или сто помогает тебе стать лучше?

10.   Какие жизненные правила ты выработал для себя за время учебы?

 

        В понимании детей «хороший » человек прежде всего «добрый » - 35%, а плохой – «злой»  -  20%,

«культурный» - 10%, «вежливый »- 5 %. Настораживает и то, что для каждого 5 ребенка положительные качества человека сводятся лишь к элементарным  культурным навыкам и опрятному виду.

    Ответы на вопрос «Что тебе нравится ( не нравится ) в людях  носили явный отпечаток личного опыта и отражали оценку близких  ( «не нравится, что ругаются, бьют»), одноклассников ( «нравится, что угощают» ), уличного окружения ( матерятся). Дают о себе знать телевизионные впечатления ( «не нравится, что воруют, убивают»).

     Что касается самооценки детей ( что тебе нравится или не нравится в себе ) , то многие дети ( 50% ) ушли от ответов .( «не знаю», «все», «ничего»). В нескольких ответах чувствовалась оценка «с уст взрослых» - «нервный», «наглость». Оценка преимущественно основывалась на успехах и неуспехах в учебе: «плохой почерк», «я хорошо рассказываю стихи», «нравлюсь себе, когда получаю «5», не нравлюсь, когда получаю «3».

   Содержание ответов уч-ся на вопрос «На кого ты хочешь стать похожим?», подтвердило, что примером для подражания выступают прежде всего родители (18 уч-ся), как самые добрые, умные, красивые ( «Быть красивой, как мама», «Я хотел быть похожим на своего брата, потому что он закончил школу с медалью». В качестве героя нашего времени выступают и бизнесмены, богатые люди: «Хочу быть похожа на банкиста, потому что банкист богатый и хорошая работа». Четыре ребенка в роли идеала назвали учителя.

 

    Обработав несколько анкет учащихся и родителей, позволяет нам сделать определенные выводы об острой необходимости придать воспитанию в процессе обучения детей в школе приоритетную значимость. Воспитание с ее сердцевидным началом – нравственностью – побуждает к установлению действенных связей школы с семьей и обществом, к нахождению эффективных способов формирования у детей лучших нравственных качеств средствами каждого учебного предмет. А  если говорить о начальной школе – средствами учебного предмета, именуемого «русский язык» и той его органической части, которая обучает детей чтению, общению с книгой, словесными средствами.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x