Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 07.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Содействие развитию вербальной коммуникации детей первого года жизни" | Штельтер Наталия Владимировна. Работа №334425

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Для того, чтоб в возрасте полтора-два года начать говорить, то-есть общаться словами (а потом и предложениями), очень много должно произойти в плане развития ребенка. При типичном развитии (когда у ребенка нет каких-то проблем), для родителей это все происходит как-бы само собой. Люди часто говорят, что «ребенок молчал, молчал, а потом вдруг заговорил». На самом деле это происходит не вдруг, это сложный процесс, и я попытаюсь вкратце и частично его описать.В том что касается коммуникации можно поделить период от рождения до того, как ребенок начинает общаться словами, на 3 этапа:(возраст всюду примерный и предполагает типичное развитие)

O развитии коммуникации в первый год жизни

Для того, чтоб в возрасте полтора-два года начать говорить, то-есть общаться словами (а потом и предложениями), очень много должно произойти в плане развития ребенка. При типичном развитии (когда у ребенка нет каких-то проблем), для родителей это все происходит как-бы само собой. Люди часто говорят, что «ребенок молчал, молчал, а потом вдруг заговорил». На самом деле это происходит не вдруг, это сложный процесс, и я попытаюсь вкратце и частично его описать.
В том что касается коммуникации можно поделить период от рождения до того, как ребенок начинает общаться словами, на 3 этапа:
(возраст всюду примерный и предполагает типичное развитие)
1. Непреднамеренная коммуникация

(с рождения до 8 месяцев примерно)
Непреднамеренная в том смысле, что ребенок еще не общается намеренно. С рождения младенец «общается» с родителями и другими близкими. Младенец плачет, смеется, улыбается, издает разные звуки, у него есть разные движения, все это ИНТЕРПРЕТИРУЕТСЯ взрослыми как попытки коммуникации.

Более подробно по возрастам:
0-3 месяца:

Ребенок создает зрительный контакт с родителем. Реагирует на звуки. Плачет, когда ему плохо (неудобно, голодно, холодно). Двигается и издает звуки, результат которых — привлечение внимание родителя. Начинает участвовать в «эмоциональном обмене» с родителями. Это «пинг-понг», обмен улыбками, звуками… Например мама держит младенца на руках, он смотрит ей в глаза, она смотрит ему в глаза, он улыбается и издает звуки, она реагирует на это, он реагирует на выражения лица и слова мамы своими движениями, выражениями лица, звуками. Все это позже станет настоящей коммуникацией (в том смысле что младенец будет намеренно издавать звуки, менять выражения лица и движения с конкретной целью получить ту или иную реакцию от взрослого), а потом именно это разовьется и станет речью и ребенок «заговорит» (совсем не «вдруг», а в результате длительного процесса, который я сейчас описываю).


3-7 месяцев:

Младенец становится более открытым для коммуникации в том смысле, что ему легче регулировать свое физическое внутреннее состояние. Его теперь не обязательно держать совсем близко к себе, он может лежать в кроватке и привлекать внимание родителя звуками, движениями, выражениями лица.
Обмены взглядами, звуками, улыбками, движениями становятся более явными и более похожими на намеренную коммуникацию.
Одновременно с этим развивается способность младенца издавать звуки и в 6-8 месяцев появляется лепет (одинаковые слоги бабаба, дадада, мамама), этот лепет становится частью «пинг-понга» между родителем и ребенком.

2. Целенаправленная двухсторонняя коммуникация

Возраст примерно от 8 месяцев до года.
Тут уже ребенок общается намеренно.
Возможно, что и до этого он общался намеренно. Но мы не могли этого знать наверняка. Мы интерпретировали звуки / движения / выражения лица младенца, но мы не могли точно знать, правильно ли мы их интерпретировали.
А в возрасте 8-12 месяцев уже можно знать гораздо более точно, что именно хотел нам «сказать» младенец. Его намерения становятся гораздо более явно выражены и гораздо меньше надо гадать.

Он начинает интеракцию (например берет какую-то игрушку, поднимает и показывает родителю при этом используя взгляды, движения и звуки, чтоб привлечь внимание родителя именно к этому предмету). Он теперь может это сделать в том числе и потому, что у него развилось то, что называется joint attention — умение обратить свое внимание на человека и на предмет одновременно, переводить взгляд и внимание с человека на предмет и обратно. Это необходимое умение для развития речи, ведь речь это способ общаться, а общение для младенца во многом состоит из того, что он говорит с человеком про объекты (объекты это предметы, животные, люди, все что окружает).
Ребенок уже умеет привлечь внимание родителя к себе, к другим объектам, умеет попросить что-то, умеет выразить протест явным образом (не просто плачь, который надо интерпретировать, а например жест головой «нет» или отталкивание определенного предмета). Он явно умеет показать, что он хочет (протягивая руку, указывая пальцем, при этом он не просто тянется к тому, что хочет, а одновременно привлекает внимание взрослого, чтоб тот помог достать).
Умеет общаться не только для достижения желаемых предметов, а и просто ради общения (например хлопает в ладоши, чтоб получить смех и одобрение, или прощается делая жест рукой). 
Он реагирует на настроение родителя, на его обращения, на слова и жесты.
Вообщем делает очень очень много всего, все это является необходимой базой для того, что наступает в 3-ем этапе, а именно — умения разговаривать. То-есть перевести все это общение в слова.
3. Общение словами

В возрасте год-полтора появляются первые слова.
Теперь ребенок может уже не просто общаться с родителем про собаку, которую он видит, с помощью звуков, движений, взглядов. предыдущем этапе у ребенка развилось важное умение joint attention, он научился обращать внимание одновременно на собаку и на родителя, научился указывать на собаку, смотря при этом попеременно на собаку и на родителя, и при этом издавать какие-то звуки для привлечения внимания.

Теперь он уже может использовать слово для обозначения собаки, и это слово не обязательно должно быть похоже на слово «собака» на этом этапе. Это может быть «ба», может быть «ау-ау», может быть даже просто «а», но ребенок уже приобрел умение использовать постоянное сочетание звуков для обозначения чего либо, и это значение понятное родителю. Потом слова постепенно становятся все более похожи на взрослые, потом развивается умение говорить предложениями.

Важно подчеркнуть роль близкого взрослого (обычно это родитель) во всем этом развитии.

Что помогает ребенку перейти с первого этапа на второй? (от ненамеренной коммуникации к намеренной).
Что помогает ему понять, как общаться, что именно надо для этого делать? (и начать это делать намеренно).
Это именно наши реакции, реакции родителя на то, что делает ребенок.
Когда внимание родителя направлено на ребенка, он естественным образом реагирует на выражения лица, звуки, движения ребенка.
Он дает ребенку понять, что ребенок старался не зря, что он понят и может получить желаемую реакцию.
И таким образом родитель подкрепляет попытки коммуникации ребенка и приводит к тому, что они становятся более намеренные.
Родитель так же инициирует коммуникацию с ребенком, он обращает внимание ребенка на то, что есть в окружении, и таким образом очень сильно влияет на развитие ребенка.
Ребенок переходит на 2-ой этап (намеренная коммуникация) и только таким образом он сможет перейти на 3-ий этап, то-есть заговорить.

Когда у ребенка нет проблем развития коммуникации, все это происходит само собой.
Реакции родителя на ребенка естественны и для этого не нужны какие-то специальные знания.


А вот когда у ребенка проблема коммуникации (например аутизм), к сожалению все это само собой не происходит.
Ребенок делает гораздо меньше попыток общаться, или же он очень долго остается на первом этапе и не переходит на этап намеренного общения.

Естественные реакции родителя на ребенка и естественная инициатива родителя не получает отклика от ребенка (из-за врожденных особенностей развития).

В результате родитель (часто совершенно не осознавая этого) начинает гораздо меньше общаться с ребенком. Родитель может отдалиться от ребенка или ждать пассивно, когда тот заговорит, при этом прилагая все меньше попыток интерпретировать какие-то неявные попытки ребенка общаться.

И таким образом получается ситуация, при которой ребенок (у которого и так врожденная проблема коммуникации) все меньше имеет возможностей интенcивно «тренировать» и развивать свое умение общаться. И таким образом проблема усугубляется.


Поэтому очень очень важно вовремя заметить проблему коммуникации (для этого есть например всяческие проверки развития) и начать программу вмешательства, часть которой это работа с родителями, так как они самые близкие ребенку люди и могут эффективно повлиять на развитие способностей коммуникации ребенка.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×