Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 03.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Сообщение на тему: «Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через семейные традиции». | Балабко Елена Ивановна. Работа №205700

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Балабко Елена Ивановна
Найти контакт с родителями и детьми важно для воспитателя.

«Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через семейные традиции».

 

подготовила воспитатель: Балабко Елена Ивановна

Актуальность проблем, связанных с патриотическим воспитанием подрастающего поколения, бесспорна.

На всех этапах развития педагогической науки, под разным углом зрения и с разной глубиной обсуждалась цель, содержание и методы патриотического воспитания. В системе российского дошкольного образования в последние годы произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появляются новые комплексные программы, где ставится проблема патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Важность и необходимость формирования патриотических чувств у детей, особенно в наши дни, подтолкнуло меня заняться этой проблемой.

Патриотическое воспитание в детском саду- это процесс освоения, наследования традиционной культуры. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и возрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания чувства любви к отечеству. Родина…Отечество…в корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Любовь к Родине начинается с любви и уважения к своим родным и близким людям. Мама и папа, бабушка и дедушка – с этими словами ребенок связывает все доброе и незабываемое на долгие годы.

Решить проблему формирования патриотических чувств у детей, можно через семейные традиции.

Важнейший элемент культуры семьи – семейные традиции. Семейные традиции отличаются рядом особенностей. Они охватывают духовную среду жизни семьи, формируют эмоциональную близость всех ее членов, чувство единения. Приобщение детей к культуре своей семьи, ее традициям особенно значимо в дошкольные годы, т.к. именно в этом возрасте закладываются основы социального поведения человека, будущего продолжателя рода. Ведь семья является для ребенка первым и ближайшим к его практическому и духовному опыту человеческим сообществом, в котором все его члены связаны кровным родством и где самым глубинным образом, непосредственно в постоянном семейном общении традиционные ценности народа передаются от одного поколения к другому.

Задачи патриотического воспитания настолько глубоки и серьезны, что без участия родителей невозможно выполнить их полно. Понимая значение семейных традиций в становлении личности ребенка, рекомендуют провести анкетирование родителей. Анализ полученных результатов показывает, что в современных семьях сохранились лишь элементы традиций прошлых столетий. Большинство таких традиций связаны с особым проведением праздников (например, празднование дней рождения детей с приглашением друзей, организация веселых игр, викторин и конкурсов, встреча нового года только в кругу семьи с обязательным приготовлением новогодних лакомств и украшением всей квартиры). В некоторых семьях сохранились традиции совместного вечернего чаепития и настольных семейных игр; для других – читать вместе и вслух; для отдельных семей характерны совместные походы; посещение всей семьей музеев или театров, а потом обсуждение увиденного. Но в основном анализ показывает, что в большинстве современных семей дошкольников не приобщают к семейным традициям, несмотря на понимание родителями их значимости в воспитании ребенка, поэтому в детском саду нужно объяснять родителям значение традиций в семейном воспитании. Проводить встречи с родителями за круглым столом «А у нас в семье так». На этой встрече родители обсуждают, какие семейные традиции доступны пониманию дошкольников, как приобщать детей к традициям своей семьи. Мамы и папы делятся воспоминаниями из жизни своей семьи, какие семейные ритуалы больше всего запомнились им из детства. Особое внимание уделять традициям, которые следует возродить: домашние игры (лото, анаграммы, шашки, домино, шахматы, словесные игры без предметов, всей семьей придуманные игры, иметь в арсенале игру – фаворит, то есть постоянную и любимую всеми); совместное чтение по вечерам любимых сказок, былин, рассказов. Нужно поработать для того, чтобы убедить родителей в важности сохранения семейных традиций, объединению детей и взрослых.

Дети в дошкольном возрасте любят рассматривать фотографии. Семейные фотографии – это одно из важнейших наглядных пособий нравственного воспитания детей. В группе оформить «семейный уголок», где висят фотографии родителей с детьми, чтобы они всегда могли подойти и наедине с фотографией мысленно пообщаться с родителями, еще раз улыбнуться им, в то же время, играя, посмотреть на всех вместе со стороны. Предложить такие уголки родителям оформлять дома, чтобы дома висели семейные фотографии – прабабушек, дедушек. Для детей важно, как родители относятся к своим родителям, к своим корням, к своей родословной.

Для формирования представлений о семье, родственных отношениях, о родословной, предложить папам и мамам вместе с ребятишками сделать альбомы либо странички в портфолио, в которых дети отразят знания о себе, своей семье, друзьях, делясь своими сокровенными тайнами.

Родители вместе с детьми составляют генеалогическое семейное дерево, что способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Это помогает детям, да и их родителям глубже понять:

- корни каждого в истории и традициях семьи, своего народа, в прошлом республики и страны;

- счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства;

- семья – хранительница национальных традиций.

Проводить выставку на тему: «Чудо-дом», на которой дети с помощью родителей размещают семейные реликвии каждой семьи, связанные семейными увлечениями, традициями – рукоделие, коллекционирование, семейный театр. Рассматривая выставку, дети с гордостью рассказывали о тех экспонатах, которые принадлежат семьям, восхищались поделками, вышивками.

Также целесообразно проводить выставки детских рисунков: «Моя семья», «Как мой папа служил в армии», «Мамин портрет»

Фото - вернисажи: «Мой папа-солдат России», «Наши дорогие мамы и бабушки», « Мамы разные нужны» Семейная газета  «Мы отдыхаем»

Беседы: «Кто есть в моей семье: бабушка, дедушка, братья, сёстры», «Моя родословная», «Моя семья», «Жилище народов мира».

Прививать любовь к Родине, знать традиции и обычаи земли, где ты живёшь, нужно самого раннего детства. Помимо ознакомления с традициями, обычаями русского народа, мы знакомим детей с историей и творчеством бурятского народа. Традиции и обычаи бурятского народа очень самобытны и интересны, но, к сожалению, мало информации адаптированной для дошкольного возраста. Рассказы, высказывания детей, суждения родителей позволяет утверждать, что предлагаемая работа не только знакомит дошкольников с сущностью семейных традиций, их значением и многообразием, но и способствует воспитанию гордости своим домом и семьей, стремлению продолжать семейные традиции.

Работая над этой проблемой, видны определенные результаты:

- подобная работа способствует налаживанию более теплых и нежных взаимоотношений в семье;

- у детей появляется познавательный интерес к истории семьи, к близким и дальним родственникам;

- у детей правильно формируется важное социальное понятие семья, что является залогом успеха в воспитании будущего гражданина нашей Родины;

- дети стали более дружелюбны, заботливы, гордятся своими родителямисе это приводит к сближению детей и родителей, детей и их сверстников, а в хорошей, доброй, дружной семье вырастает настоящий гражданин и патриот своей Родины.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×