СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ «Как подготовить руку ребенка к письму» ☼
Автор: Романенко Елена Геннадьевна
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
«Как подготовить руку ребенка к письму»
Материал подготовила: воспитатель
МКДОУ «Киреевский д/с Ромашка»
Романенко Е.Г.
Подготовка руки ребенка к письму
Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. Захват погремушки, игры с пальчиками малыша, массаж кончиков пальцев, рисование каракулей, лепка из пластилина, глины, теста и многое другое поможет будущему ученику научиться красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.
Важно сразу научить ребенка держать пишущий предмет. Это, как показывает практика, остается без должного внимания взрослых. Ребенок закрепляет неточный навык обращения с пишущим предметом во время рисования, письма печатными буквами, штриховки.
Казалось бы, пусть пишет, как ему удобно, но правила пользования пишущим предметом разрабатывались недаром: в них учитывается травильная посадка, сохранение зрения, развитие определенных мышц руки, способных выдержать максимальную нагрузку сегодня и в будущем. Ребенка, научившегося неправильно держать ручку, очень трудно переучить.
А как же правильно?
При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2 см. Конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается. Вам следует понаблюдать, правильно ли пишет ребёнок.
Можно поменяться с ребенком ролями. Пусть он руководит вашими действиями, подсказывая, если вы что-то делаете не так. Этот прием концентрирует внимание на элементах выполняемой работы и более эффективно организует на учение. Затем ребенок действует самостоятельно. Подсказка должна быть минимальной и постепенно сводится на нет. Контроль навыка письма у ребёнка желательно провести до того, как ему исполнится четыре года, чтобы иметь запас времени исправления неправильного навыка перед поступлением в школу.
Заниматься шестилетний ребенок может не более двадцати минут.
Как распознать неправильный навык?
О неправильном навыке письма говорят следующие детали:
- неправильное положение пальцев, ребенок держит пишущий предмет «щепотью», «горсточкой», в кулаке, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце.
- ре6енок, держит ручку слишком близко к её нижнему кончику или слишком далеко от него.
- кисть жёстко фиксирована.
-слишком сильный или слабый нажим при письме и рисовании.
- ребенок при закрашивании активно поворачивает лист, значит, он не умеет изменять направление линий при помощи пальцев.
- ребенок рисует слишком мелкие предметы, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти руки.
Это можно проверить! Предложите ребенку нарисовать одним движением окружность диаметром 3-4 см (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать ее в нескольку приемов, передвигая руку или поворачивая лист.
Как исправить?
Для исправления неправильного навыка письма можно воспользоваться следующими приемами:
- На верхней фаланге среднего пальца можно поставить точку, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке.
- Нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец.
- Если жёстко фиксирована рука, то может помочь обведение крупных фигур размером в треть альбомного листа, без отрыва руки.
- Если к школе ваш ребенок долго застегивает пуговицы, не умеет завязывать шнурки, часто роняет из рук предметы, вам следует обратить внимание на сформированность навыка письма.
Как развивать мелкую мускулатуру руки ребенка?
-Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, мять поролоновые шарики, губку.
- Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки.
-Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
-Нанизывать бусинки, пуговки на нитку. Завязывать узлы на толстой и тонкой веревке и шнурках.
-Заводить будильник, игрушки ключиком. Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками.
-Резать ножницами.
Конструировать из бумаги, шить, вышивать, вязать.
-Делать пальчиковую гимнастику.
-Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
-Заниматься на домашнем стадионе и снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и другие)
Успехов Вам, уважаемые взрослые, в ответственном деле - подготовке ребенка к школе.