«Современные коррекционно-развивающие технологии в обучении детей с ОВЗ» | Анфалова Ольга Сергеевна. Работа №210374
Автор: Анфалова Ольга Сергеевна
Выступление на городском методическом обьединении, 2019 год
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10»
Сообщение на тему:
«Современные коррекционно-развивающие технологии в обучении детей с ОВЗ»
Подготовила: учитель начальных классов Анфалова Ольга Сергеевна
г. Шадринск, 2019 год
Общество XXI века характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Современный объем знаний настолько велик, что образование, ориентированное просто на передачу знания не справляется с этой задачей.
Задача начальной школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого ученика появится возможность компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. Школа должна обеспечить каждого ученика общим образованием на максимально возможном и качественном уровне, а так же создать благоприятные условия коррекции детей с ОВЗ учётом их природных способностей.
Дети с ОВЗ — полноправные члены общества, которые могут и должны получать образование в силу своих возможностей, ограниченных состоянием здоровья.
Задача разрабатываемых технологий инклюзивного образования детей с ОВЗ состоит в создании гибкого подхода к каждому ученику
Основополагающие принципы коррекционно-развивающих технологий обучения детей с ОВЗ
Каждый ребенок умеет думать и способен чувствовать. Ценность человека не обуславливается его способностями и достижениями. Обществу нужны все его члены. Каждый имеет право быть услышанным и нуждается в общении. Коррекционное обучение должно происходить в реальном контакте с педагогами и другими учениками, если к этому нет противопоказаний по состоянию здоровья. Все дети нуждаются в дружбе с ровесниками и их поддержке общества. Технологии работы с детьми с ОВЗ должны быть адаптивными и опираться на то, к чему у них есть способности и возможности, а не на то, в чем их возможности ограничены. Образование должно быть как можно более разносторонним, независимо от перспектив качества жизни человека в дальнейшем. Особенный ребенок — равноправный член общества.
При работе с детьми, имеющими ОВЗ, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Технология проблемного обучения направлена на развитие всесторонне гармоничной личности ребенка и подготовку хорошей образовательной базы. На всех уроках во время беседы мы ставим перед учащимися проблемные задачи, задаём последовательные взаимосвязанные вопросы, ответы на которые ведут к самостоятельному решению этих задач.
Технология уровневой дифференциации состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Учащимся предоставляется возможность самим определить объем учебного материала (не ниже требований стандарта) по предмету. Объяснение нового материала строится от простого к сложному, уровень усвоения материала проверяется в конце урока.
Применение элементов дифференцированного обучения строится с учетом индивидуальных особенностей учащихся, повышается уровень удовлетворения и удовлетворенности результатами обучения учителем и учениками, повышается рефлексивность и мотивация учения.
Внедрение современных информационных компьютерных технологий (электронные тетради, обучение через скайп)в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Дистанционные технологии работы с детьми с ОВЗ
Посещение учебного заведения является одним из важнейших факторов необходимой каждому ребенку социализации. Однако среди детей с ОВЗ это не всегда возможно, а посещение учителей на дому в силу многих объективных причин не всегда позволяет изучить школьную программу в полном объеме, особенно для детей с полноценно сохраненным интеллектом, но имеющих физические ограничения. Эффективно решить данную проблему помогает системное использование в учебном процессе коммуникационных технологий.
Дистанционное инклюзивное обучение позволяет детям с ОВЗ работать в индивидуальном темпе по удобному для него расписанию. Используется гибкая учебная методика, используются современные информационные он-лайн ресурсы, есть возможность обучения у педагогов вне зависимости от их территориального расположения. Дистанционная технология обучения сводит к минимуму непродуктивное время, неизбежно возникающее в классно-урочной системе. В работе применяются несколько форм обучения, прежде всего, с использованием Skype, включая web-групповые занятия. Определенные блоки учебного материала ученики осваивают самостоятельно, после чего педагог проверяет усвоенный объем и дает рецензию. Технология использования в дистанционной работе электронных тетрадей. Для контроля за процессом дистанционного обучения разработаны специальные формы электронных тетрадей, учитывающих особенности детей по определенным общим группам и индивидуальным возможностям. Их использование дает преимущество одновременного взаимодействия педагога с учеником.
Учитель имеет возможность в реальном времени наблюдать за процессом работы обучающегося, контролировать его действия, комментировать и сразу исправлять допускаемые ошибки. По ходу урока учитель, как и при очном индивидуальном обучении, имеет возможность усложнять или упрощать материал в зависимости от уровня его усвоения. Кроме того, использование электронных тетрадей намного расширяет горизонты доступных действий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ограничивающими их возможности для письменной работы. Использование электронных тетрадей не отменяет работу с обычными тетрадями для тех, кто не имеет препятствующих этому физических патологий. При дистанционном обучении работы, сделанные «от руки», сканируются или фотографируются и отсылаются в электронном виде педагогу.
При подборе игры или задания учитываются интересы и склонности ребенка. Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличивается уровень сложности задания, которые определяются строго индивидуально для каждого ребёнка.
Технологию проектного обучения используются на уроках и во внеклассной работе. Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной работы учащихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления.
Здоровье сберегающие технологии обучения в коррекционной работе начальной школы позволяют не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.
Широко применяются методы игротерапии: игры и упражнения, логические и творческие задания, позволяющие поддерживать интерес учащихся на протяжении всего урока.
Активно используются методы арттерапии и сказкотерапии, позволяющие детям, испытывающим эмоциональные и поведенческие затруднения, увидеть различные пути их решения каких-то проблем.
Таким образом, коррекционно – развивающие технологии, применяемые в школах, содержат в себе сочетание инноваций с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества, и позволяют детям с ОВЗ преодолевать трудности в освоении образовательной программы начальной школы.