Современные образовательные технологии и результаты их применения на уроках истории ☼
Автор: Ямзина Светлана Алексеевна
Современные образовательные технологии и результаты их применения на уроках истории
Информационно-коммуникативные технологии открыли возможности отказаться от рутинных видов деятельности преподавания истории, освободили от изложения значительной части учебного материала.
Главным стержнем информационной технологии в изучении истории является наличие и использование в учебном процессе компьютера с целью повышения эффективности и качества изучения исторических дисциплин.
ИКТ помогают учащимся лучше усвоить и систематизировать объёмную историческую информацию. ИКТ содействуют становлению ярких представлений об историческом прошлом, повышают мотивацию, снимают эмоциональное напряжение, формируют личность информационного общества.
Актуальность применения СОТ
Главная цель при использовании ИКТ – это преодоление сложности изучения материала путём опоры на активизацию формирования умений и навыков, развитие исторического мышления и воображения.
На уроках истории с применением ИКТ расширяются горизонты знаний по предмету, активизируются механизмы произвольного и непроизвольного запоминания. Работа на уроках показала, что учащиеся мотивированы к выполнению самостоятельной работы: выписывают ключевые тезисы, даты в свою тетрадь, используют их при подготовке к урокам.
Опыт применения СОТ
На уроках истории я широко использую методику применения информационных технологий, в частности фрагменты видеофильмов по различным темам.
Цель данной методики: формирование у учащихся целостного представления об основных этапах, важнейших событиях Отечественной и мировой истории.
Отбор фактологического материала способствует воспитанию гражданских и патриотических чувств, стимулирует желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории Родины.
На первом курсе, изучая тему «Отечественная война 1812 г.», демонстрирую кино – фрагмент «Отечественная война 1812 г. Кутузов». Перед показом учащимся задаются вопросы:
- каковы цели сторон (России и Франции) в войне;
- в чём значение Бородинской битвы;
- назовите итоги войны.
Учащиеся ведут записи в тетрадях, а после показа я проверяю ответы учащихся.
Далее, при прохождении темы «Крымская война» , идёт показ диска из серии «КМ – школа», сайта «Оборона Севастополя». Студенты следят за ходом военных операций, морского сражения, а после просмотра идёт опрос об итогах войны, причинах поражения России в Крымской войне.
По теме «Гражданская война» используется фрагмент видеофильма из серии «История в документах». Учащиеся знакомятся с историей Белого движения, созданием Красной армии, экономической политикой красных и белых. Перед показом целесообразно поставить вопросы:
- каковы методы борьбы Белой армии;
- определите главные сражения Красной армии;
- почему победили красные?
Также по теме «Гражданская война» показывается отрывок видеофильма «Огненные вёрсты войны».
В следующей теме «Вторая мировая война» учащимся предлагается отрывок фильма из серии «Цвет войны».
Учащиеся должны ответить на следующие вопросы:
- назовите очаги военной опасности в Европе;
- какие страны были сателлитами Германии;
- раскройте значение понятий «фашизм», «расизм», «антисемитизм»;
- что означает «странная война», «блицкриг»;
- каков план «Барбаросса», «Ост».
Кроме этого, учащиеся должны определить даты начала Второй мировой войны, Великой Отечественной войны.
К теме «Крестьянская война 1773 – 1775 гг.» прилагается фрагмент видеофильма «Е. Пугачёв». Ученики записывают вопросы:
- дата войны, состав участников, масштабы движения;
- основные сражения, ход движения;
- цели, организация восставших;
- итоги восстания, причины поражения восстания.
Также были показаны фильмы по темам «Адольф Гитлер и Вторая мировая война», «Россия в начале XX века», «Семья императора Николая Второго». После просмотров видеофильмов велась дискуссия.
На уроках истории широко используются презентации, причём как разработанные преподавателем, как и те, что готовят сами студенты в качестве проектов.
На первом курсе при изучении истории Древнего мира широко используется сайт «Школа- 2100». Так, презентации сайта помогают в работе с картами, в развитии картографической грамотности учащихся.
Если раньше «путешествовали» по карте в учебнике, ведя маршрут пальцем или карандашом, то использование интерактивной доски привело к более качественному формированию умений ориентироваться по карте. Интерактивная доска позволяет рисовать маршруты на карте, а если маршрут составлен неправильно, можно стереть и нарисовать другой, правильный.
Учащиеся и сами выполняют презентации по истории как продукт проектной деятельности.
Результат эффективного использования в практической деятельности современных образовательных технологий
ИКТ используются и во внеурочное время.
Применение ИКТ способствует повышению качества знаний. Так, наблюдается динамика по такому показателю, как средний балл.
Период обучения | Количество учебных групп | Уровень освоения, % | Качество освоения, % | Средний балл |
1-е полугодие 2015-2016 учебного года | 4 | 100 | 66 | 3,9 |
2-е полугодие 2015-2016 учебного года | 4 | 100 | 79 | 4,5 |
Таким образом, применение ИКТ на уроках истории способствует более глубокому изучению сложных, объёмных тем, помогает учащимся в формировании целостного представления об основных этапах и важнейших событиях отечественной и мировой истории, помогает повысить качество знаний.