Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Современные подходы к экологическому образованию ребёнка-дошкольника, способствующие его духовному развитию и здоровьесбережению» ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Рожкина Анна Васильевна

Рожкина Анна Васильевна

Воспитатель МДОУ ДС № 25 г.Будённовска

 

Тема: «Современные подходы к экологическому образованию ребёнка-дошкольника, способствующие его духовному

развитию и здоровьесбережению»

(опыт работы)

 

«Родная   земля – самое  великолепное,

что нам дано для жизни.

Её  мы  должны   возделывать,  беречь

и охранять

Всеми силами  своего существования»

 

К.Г. Паустовский

 

 

     Идея воспитания в детях  дошкольного  возраста бережного  отношения   к

природе стала весьма актуальной в последнее время.

     Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Известно также, что истинная красота заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку увидеть её, научить ценить её, знать экологические проблемы. Обретение экологической культуры, экологического сознания и мышления - единственный для человека выход из сложившейся ситуации. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. Ребёнку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу - значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы сохранить её. Формируя гуманное отношение к природе, мы должны исходить из того, чтобы ребёнок понял: человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе и есть забота о человеке, о его будущем. То, что наносит вред природе, наносит вред и самому человеку. 

     Поведение маленького ребёнка в природе подчас бывает сложным и противоречивым: имея самые добрые намерения, дети иногда совершают отрицательные поступки. Познавая окружающий мир, могут сорвать ядовитые растения и пробовать их на вкус, взять в руки  и сильно сжать какое-нибудь насекомое, маленькое животное, а это может привести к травме, как малыша, так и животного. Поэтому необходимо не только дать детям знания о природе, воспитать бережное отношение к ней, но  и  научить

 ориентироваться в окружающей природной среде.

     А для этого нужно искать новые формы и методы работы с детьми, т.е. менять подходы к их экологическому образованию и воспитанию. Такой вывод и послужил причиной того, что я решила углубленно работать над этой проблемой.

      В настоящее время существует множество программ и технологий, раскрывающих   различные     теоретические    подходы    к    экологическому

образованию детей. Я считаю, что самой оптимальной программой по экологическому обучению является программа «Мы» Н.Н. Кондратьевой.

     Отбор в программу представлений о природе осуществляется на основе ведущих идей естествознания и экологии: единство организма и среды, взаимосвязи живого и неживого, многообразия и изменчивости природы, её целостности, единства человека и природы.

     Особенностью программы является её системность. В ней последовательно раскрывается сущность живого организма и его взаимодействия со средой: от внутренней связи живого к внешним связям организма и среды и далее к многообразию связей живого в экосистеме.

Именно на её основе я поставила перед собой следующие задачи:

·        формировать экологическую воспитанность дошкольников, выражающуюся в гуманно- целостном отношении к природе, проявлениями которого служат доброжелательность к живым существам;

·        эмоциональную отзывчивость на их состояние;

·        интерес к природным объектам;

·        стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывать их особенности как живых существ;

·        желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.

     Всё обучение и воспитание детей проходит на объектах ближайшего природного окружения. Чтобы помочь ребёнку ориентироваться в  природе и

усвоить правила общения с животными и растениями, я создала в группе достаточно богатую эколого-развивающую среду. В помещении - зелёный уголок природы, птичий дворик, мини-огород, чудо-сад, террариум.

     На участке  проектирую зоны в соответствии сезона. Здесь у меня присутствуют: птичья столовая, огород, цветник, «ветряк» и др. Оформлена экологическая тропа.

      Экологическая тропа помогает мне решать многочисленные педагогические, психологические и экологические задачи:

·        освоение новых знаний, закрепление и обогащение раннее усвоенного;

·        формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными;

·        умение видеть взаимосвязь явлений в природе, делать выводы;

·        воспитание эстетических чувств;

·        самовоспитание через общение с природой;

·        воспитание любви к природе, Родине;

·        укрепление дружеских взаимоотношений со сверстниками;

·        установление взаимопонимания между воспитателем и детьми;

·        развитие воображения, мышления, внимания, речи.

      Создание экологической тропы я начала с организационной работы по изготовлению карты- схемы территории детского сада, разработки маршрута. Организуя экологическую тропу, я отбирала необходимые для знакомства с окружающей природой объекты, оформила экологическую тропу информационными указателями.

     Так же содержанием развивающей среды в моей группе являются экологические игры. Потому как я считаю, что удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приёмы. При придумывании их, я ориентируюсь на знания детьми жизненных ситуаций   и

 особенностей поведения человека и животных.

     В своей работе с детьми я использовала  игры по классификации:

     - игры по ознакомлению с флорой и фауной;

     - игры по ознакомлению с окружающей средой (неживой природой);

     - игры по ознакомлению с деятельностью человека.

     Чтобы игра прошла успешно и цель была достигнута, я изготовила красочный наглядный материал, с которым дети непосредственно работают, выполняя задание той или иной игры.

     Эффективность экологического развития дошкольников во многом, я считаю, обуславливается тем, насколько грамотно строится взаимодействие педагога с детьми.

     В начале работы я провела диагностику экологической воспитанности детей, чтобы изучить характер отношений дошкольников к природе, особенностей их экологических представлений и умений осуществления деятельности с природными объектами. Подробное диагностирование позволило мне выявить наиболее важные направления в работе по экологическому образованию детей.

     Для того, чтобы дети могли освоить программу экологического образования, её содержание я перевела в конкретный план действий. Ведь успех определяется тем, насколько системно он выстроен.

     На моих занятиях дети осваивают не только экологические представления, но и овладевают различными способами познавательной деятельности, учатся проявлять отношение к объектам природы.

      Я планирую занятия таким образом,  чтобы   ребёнок   постепенно   переходил    от  освоения  фактов    к установлению связей между ними и общению полученных представлений. В систему экологического развития детей я включаю знания не только познавательного цикла - наблюдения, экскурсии, формирование общественных представлений, систематизация знаний - но и также их виды,  в    которых     представлена    так    называемая

отражательная деятельность ребёнка: по изобразительной деятельности, музыкальные, трудовые. Широко использую и занятия по развитию речи: составление описательных и сравнительных рассказов о природных объектах, беседы о природе и об отношении к ней. Также использую интегрированные занятия, целевые прогулки, игры, труд в уголке природы и на участке, поисковую деятельность, моделирование, чтение детских книг, рассматривание иллюстраций, рисование на экологические темы, работу с экологическими проектами, экспериментирование.

     Один из видов занятий по экологическому образованию детей в моей работе - освоение представлений о человеке, на которых дошкольники знакомятся с человеком, как с живым организмом и социальным существом. На этих занятиях я использую комплекс методов, включающих разнообразные исследовательские действия, элементы опытов, самонаблюдения, работу с иллюстрациями и моделями и др. Все занятия взаимосвязаны и усложняются как по содержанию, так и по способам познавательной деятельности и характеру отношения к живому, которыми овладевают дошкольники.

     В своей работе я использовала эколого-психологический тренинг - как одну из форм экологического образования.

Эколого-психологический тренинг помогает решить следующие задачи:

·        формирование, развитие экологических установок у детей, преодоление прагматического отношения к природным объектам;

·        коррекция целей взаимодействия ребёнка с природой (например, дерево ценно не потому, что из него можно что-то сделать, а само по себе);

·        обучение умениям и навыкам взаимодействия с природой (не кричу в лесу, потому что это чужой дом);

·        развитие восприятия ребёнка при контакте с природой;

·        расширение индивидуального экологического пространства ребёнка (живые не только я, мама, папа, но и цветок, жук, птица).

     Я использую тренинги на занятиях, на прогулке, в свободной деятельности. И я считаю, что это очень эффективная форма экологического образования детей дошкольного возраста.

     Не менее эффективной формой работы по экологическому воспитанию, я считаю, фронтальные наблюдения. Наблюдения этого типа компенсируют недостатки демонстрационных наблюдений, которые нельзя взять в руки (солнце, гора, дерево и т.п.).

     Сильные стороны фронтальных наблюдений выражаются в том, что дети могут:

     - хорошо увидеть мелкие детали;

     - рассмотреть объект со всех сторон;

     - использовать для обследования все анализаторы;

     - реализовать заложенную в них потребность к деятельности;

     - познакомиться не с одной, а с несколькими модификациями изучаемого объекта;

     - работать в индивидуальном ритме.

     Использую в работе и один из наиболее сложных методов обучения - экспериментирование.

     Главное достоинство этого метода заключается в том, что он активизирует познавательные и психические процессы, что очень важно для подготовки ребёнка к школе. Тем более, как я заметила, дети очень любят экспериментировать, и эта деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую.

     Все эксперименты я классифицирую по следующим принципам:

     - по характеру объектов (растения, животные, неживая природа, человек);

     - по месту проведения (групповая, участок, запредельная территория);

     - по количеству детей (индивидуальные, групповые, коллективные);

     - по причине проведения (случайные, плановые, ответ на вопрос);

     - по характеру включения (эпизодические, системные);

     - по времени (кратковременные, длительные);

     - по количеству наблюдений (однократные, циклические);

     - по содержанию (констатирующие, сравнительные, обобщающие, поисковые).

     При проведении экологических занятий руководствуюсь следующими правилами:

1.     Стараюсь показать детям привлекательность чёткого начала занятия, но стремлюсь к тому, чтобы на это уходило меньше времени.

2.     Увлекаю детей интересным содержанием материала, умственным напряжением.

3.     Даю ребёнку почувствовать свою сопричастность к открытиям.

4.     Формы занятий стараюсь не повторять, а разнообразить (игра, путешествие, экологическое лото, викторина, проблемная ситуация и др.).

     Стараюсь интересно и увлекательно проводить с детьми и развлечения. Включаю экологическую тематику в каникулы. Обязательно предусматриваю такой вид работы, как «экологические окна» по методологии  Н. М. Крыловой.

     Работа с   родителями  по  экологическому    воспитанию     дошкольников

является одной из составных частей моей работы. Только, опираясь на семью,  совместными усилиями мы можем решить нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

     Моя задача показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции), так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии).

     Привлекаю родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Для организации родительского собрания на тему: «Задачи экологического воспитания» я провела предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания, связанных с экологическим воспитанием, проблем (приглашение).

     Предложила родителям серию наблюдений в природе из специальных заданий:

·        прислушаться к голосам птиц;

·        полюбоваться красками заката… и так далее, думаю, что если подобное проделать детям и родителям регулярно, то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами» - одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь.

     Чувствовать природу является основой экологического сознания человека. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребёнком, как таблица умножения. Поэтому, мы совместно с родителями составили правила поведения в природе, оформили папку- передвижку. Педагогические ширмы - это ещё одна форма работы с семьёй, в которых я даю чёткие, конкретные, практические советы по темам, помещаю в них логические задачи, как для детей, так и для взрослых. Через ширмы знакомлю детей и родителей с народными приметами.

     Такие формы работы дают мне возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

     Результаты итоговой диагностики показали положительную динамику уровня развития детей по экологическому воспитанию (10%). Дети прочно усвоили правила поведения в природе и научились взаимодействовать с ней. У них повысился интерес к природным явлениям, объектам. Появилось чувство ответственности.

     Опыт работы обобщила по теме и представила на педсовете, ГМО.

     Считаю, что экологическая культура по праву становится мерой цивилизованности общества, а важнейшим фактором решения экологических проблем должно стать экологическое воспитание маленьких граждан, коими являются наши дети.

 

Литература:

 

1.     А.И.Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду», ТЦ «Сфера», Москва, 2003 г., 55 стр.

2.     С.Д.Сажина «Технология интегрированного занятия», Москва, 2006 г.

3.     В.А.Шишкина  «Прогулки  в  природу», «Просвещение»,  Москва,  2002 г., 112 стр.

4.     Т.Д.Зинкевич - Евстигнеева «Практикум  по  сказкотерапии», «Речь», Санкт-Петербург, 2005 г., 315 стр.

5.     Н.Н.Кондратьева  «Мы»,  «Детство - пресс», С.- Петербург, 2000 г.,  108 стр.

6.     М.Ю.Гоголева «Логоритмика в детском саду», «Академия развития», Ярославль, 2006 г., 120 стр.

          7. В.М. Корнилова «Экологическое окно» в детском саду», «ТЦ Сфера», Москва, 2008г.,125 стр.

Пожалуйста, подождите.
x
×