Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Современные подходы к организации образовательного процесса для детей с ОВЗ" | Шилова Екатерина Васильевна. Работа №309026

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Инновационность разработанных Стандартов определяется тем, что они выстраиваются на инклюзивной «философии» образовательной политики и принципе: необучаемых детей нет!

В конкретном плане это выражается, прежде всего, в том, что согласно разработанной концепции ФГОС в Стандартах заключены вариативные возможности обучения для всех категорий детей с ОВЗ, включая инклюзивное образование. Тем самым обеспечивается единство образовательного пространства Российской Федерации, устраняются существующие препятствия между общим и специальным образованием, в чем отчетливо проявляется интеграционная направленность и сущность ФГОС для обучающихся с ОВЗ.

«Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

«Наша школа должна быть открыта для всего нового, должна идти в ногу со временем и при этом сохранять свое уникальное лицо, свои корни, те ценности, которые веками закладывались в обществе, должна не только учить, но и воспитывать человека и гражданина»

В.В.Путин

 

C 01.09.2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон), комплексно регулирующий отношения в сфере образования, в том числе образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также устанавливающий особенности организации образовательного процесса для названной категории обучающихся.

В настоящее время в связи с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе, меняется методика обучения в высшем учебном заведении. Достижение сбалансированности освоения Федерального государственного образовательного стандарта и учебных программ по предмету, методологической основой которых является системно-деятельностный (компетентностный) подход − одна из основных задач образования. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимают условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование:

- специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;

- специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;

- специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;

- проведение групповых или индивидуальных коррекционных занятий;

- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В соответствии с частью 6 статьи 11 Закона в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) указанных лиц или в федеральные государственные стандарты включаются специальные требования.

С01.09.2022 г. вступили в силу ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (утвержденные приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598), а также ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержденные приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599).

Данные ФГОС разработаны в соответствии с ч.6 ст.11 ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основе Конституции РФаконодательства РФ с учетом Конвенции ООН о правах ребенка;Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов РФ.

Инновационность разработанных Стандартов определяется тем, что они выстраиваются на инклюзивной «философии» образовательной политики и принципе: необучаемых детей нет!

В конкретном плане это выражается, прежде всего, в том, что согласно разработанной концепции ФГОС в Стандартах заключены вариативные возможности обучения для всех категорий детей с ОВЗ, включая инклюзивное образование. Тем самым обеспечивается единство образовательного пространства Российской Федерации, устраняются существующие препятствия между общим и специальным образованием, в чем отчетливо проявляется интеграционная направленность и сущность ФГОС для обучающихся с ОВЗ.

Кроме того, хотя в структуре содержания образования выделены традиционные образовательные области, их содержание выстроено в принципиально новой логике: каждая область образования включает два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции». Соотношение данных компонентов определяет вариативность программного содержания и результатов обучения, чем и обеспечиваются возможности для выбора и реализации оптимального пути развития каждого обучающегося с учетом его особых потребностей.

Соответственно, в разработанном Стандарте дифференцированно формулируются требования к кадровому, финансово-экономическому, материально-техническому и учебно-методическому обеспечению образовательных программ.

Для каждой категории обучающихся на основе ФГОС разработаны адаптированные основные общеобразовательные программы. Ведущим элементом обязательной части АООП является содержание образования. В соответствии с этим в структуре обязательной части образовательных программ обучающихся с ОВЗ выделяется образовательные области, каждая из которых состоит из 2 компонентов: академического и «жизненной компетенции»:

Филология – знания о языке и речевая практика.

Математика и информатика – знание математики и информатики и практика взаимодействия с окружающим миром.

Обществознание и естествознание – знание о человеке в социуме и практика осмысления происходящего с самим ребенком и другими людьми, взаимодействие с близким и дальним социальным окружением.

Искусство – знания и умения в области искусства и практика их применения в быту и творчестве.

Физическая культура – знания о человеке, своих возможностях и ограничениях и практика здорового образа жизни, физического самосовершенствования.

Технология – основы предметно-практической и трудовой деятельности, информационные технологии и практика их применения.

Основы религиозных культур и светской этики – знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

Планируемые результаты освоения АООП предлагается оценивать по завершению каждой из ступеней школьного образования:

- что ребенок должен знать и уметь на данном уровне образования;

- что из полученных знаний он может и должен применять на практике;

- насколько активно, свободно и творчески он их применяет.

Из этого следует, что введение СФГОС предполагает реорганизацию предметных областей: использование практико-ориентированных ситуативных задач на каждом уроке, каждом занятии, а также использование индивидуально-дифференцированного подхода к каждому обучающемуся.

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями

заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной

мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в

ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных

ценностей, а иногда и элементарного образования.

Решение проблемы образования здоровья является в наши дни актуальным в

силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребёнка в общество.

Многочисленные трудности могут иметь как биологическую, психическую,

социальную природу, так и комплексный характер, проявляться в разной степени выраженности. Основная проблема социализации - это отклонение

от нормального становления личности детей с ограниченными возможностями здоровья. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе.

Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь», для чего, прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных организациях для социальной адаптации детей.

Одной из основных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями является становление личности каждого в целом, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества.

Государство гарантирует любому ребенку независимо от национальности, вероисповедания, состояния здоровья право на получение бесплатного общего образования. Процесс обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе требует большего внимания и со стороны администрации и со стороны педагогов, родителей. Сотрудничество педагогов, родителей и специалистов – вот важное звено в решении вопросов интегрированного обучения, так как на всех участниках учебно-воспитательного процесса лежит ответственность за развитие, обучение и воспитание как обычных детей, так и их сверстников с отклонениями в развитии.

Наш мир динамичен, постоянно требуется смена каких-то знаний в любой предметной области: отмирают старые специальности, а вместо них появляются новые, меняется культура. Возникает необходимость изменения стратегии образования детей, которым предстоит жить в быстро изменяющемся мире: важно сформировать у детей способность быстро входить в новые предметные области; анализировать новые ситуации; ставить и решать нетиповые проблемы; обучать работе с информацией; коммуникациям, адаптировать к динамичной картине мира. Иными словами – создать педагогические условия для формирования ключевых компетентностей.

У детей с ОВЗ в развитии отсутствуют возможности усвоения социального опыта окружающих путем подражания образцам их поведения и способам преодоления жизненных трудностей, вследствие этого отмечается дефицит моделей и образцов социального поведения, что вызывает затруднения в усвоении и воспроизводстве социального опыта. Познавательная и социальная пассивность, вызванная ограниченностью социальных контактов, приводит к трудностям в формировании коммуникативной компетентности детей, что также затрудняет социализацию.

Социализация как двусторонний процесс включает в себя, с одной стороны, усвоение ребенком социального опыта путем вхождения в систему социальных связей; с другой стороны - процесс активного воспроизводства системы социальныхсвязей за счет активной деятельности, активного включения в социальную среду. Ребенок не просто усваивает социальный опыт преобразует его в свои ценности, установки, ориентации.

Таким образом, в процессе социализации ребенка с ОВЗ в развитии можно выделить следующие компоненты:

• социальное познание (о самом себе, взаимоотношениях с другими людьми, о социальных и культурных ценностях, о построении общества);

• овладение навыками практической деятельности (как предметный, так и социальный мир);

• усвоение определенных норм, ценностей, установок, ролей, что обеспечивает соответствие поведения требованиям конкретного социального окружения;

• выработка собственной системы ценностей.

Успешность социализации ребенка с ОВЗ в развитии в первую очередь зависит от той образовательной среды, в которую он попадает.

Среда, в нашем образовательном учреждении, куда попадает ребенок с ОВЗ не только, коррекционно-развивающая, но доброжелательная, в которой воспитанники ощущают себя субъектами деятельности. В этой среде «особый» ребенок принят «на равных», его «особость» не подчеркивается и не акцентируется, он проживает каждый возрастной этап в соответствии со своим индивидуальным темпом развития.

Доброжелательная образовательная среда обеспечивает социальную ситуацию развития ребенка, динамику его психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода. Именно в такой образовательной среде содержится материал, необходимый для развития высших психических функций. Поэтому деятельность нашего образовательного учреждения, осуществляющего обучение и воспитание детей с ОВЗ направлена на создание образовательной среды, которая обеспечивает условия для социализации воспитанников и формирование субъектной позиции ребенка.

Образовательная среда школы предоставляет ребенку возможность быть субъектом любой социокультурной области человеческой деятельности (социальнаяи коммуникативная компетентность, художественное и техническое творчество, спортивная деятельность и т. д.) и обеспечивает способы социализации, заключающиеся в возможности социального и межличностного взаимодействия, необходимого для успешной и активной жизни.

Полноценные межличностные отношения между воспитанниками - залог гармоничного развития личности и ценного социального опыта общения с людьми. Положительное влияние на взаимоотношения оказывает организация совместной деятельности детей с разным уровнем развития. Организуя это взаимодействие, воспитатели, специалисты: (учитель, учитель- логопед, музыкальный руководитель, воспитатель) руководствуются следующими требованиями:

• Обеспечивают интеграцию и дифференциацию социальных интересов детей с ОВЗ в деятельности. Это означает учет личных и групповых интересов в совместной деятельности детей. Основой успешной совместной деятельности является общий интерес, конкретное нужное и полезное для всех участников дело, в котором каждый найдет для себя привлекательную, личностно значимую сторону. В процессе участия в общем деле ребенок усваивает богатейший опыт естественно и непосредственно, сверстники дают образцы поведения и способы деятельности.

• Воспитатель заботится об обновлении содержания и форм совместной деятельности детей разного уровня развития, добровольном включении детей во все сферы социальных отношений, стимулирует участие воспитанников в поиске совместных дел.

Развивают сотруднические отношения между детьми на основе взаимоподдержки, взаимопомощи, обеспечивать защищенность каждого ребенка; заботиться о том, чтобы отношения ребенка с остальными были референтными для него, не допускает подавления личности в группе, независимо от отклонения в развитии ребенка.

Таким образомобразовательная среда в школе направлена на организацию педагогических условий для формирования и осознания ребёнком собственного личностного опыта, приобретаемого на основе межличностных отношений и обусловленных ими ситуаций, обеспечения личностного саморазвития всех детей в группе при сохранении и укреплении соматического, психического, социального и духовного здоровья.

Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя усвоение личности социального опыта, путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей.

Дети, растущие в специализированных учреждениях, с первых же дней начинают отставать от своих сверстников. Прежде всего, в силу тяжести интеллектуального нарушения, дети быстро забывают правила поведения в разных жизненных ситуациях, у них затруднено формирование умений и навыков, необходимых в обычной жизни, они часто приступают к выполнению поставленной задачи без должной ориентировки в ней, без анализа ее условий, без активной мыслительной работы над планом и выбором средств достижения цели.
Создание оптимальных условий для социализации детей с ограниченными возможностями в условиях специализированного учреждения является первоочередной задачей всего коррекционно-воспитательного процесса, позволяющего ребенку включиться в социальную среду, активно действовать в различных ситуациях. Необходимо, используя все возможности воспитанников, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных условиях несложные трудовые операции и ориентироваться в окружающем.

Работа с детьми с ограниченными возможностями ведется с первых дней поступления ребенка в школу-интернат.
Работа строится с учетом возрастных и психофизических особенностей развития воспитанников, уровня индивидуального развития, индивидуальных особенностей, медицинских показаний, уровня сформированности знаний, умений, навыков, личной симпатии детей друг к другу, доверительных отношений с педагогом, по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые навыки самообслуживания, социального поведения, ориентировки в окружающем мире.

Формирование трудовых умений и навыков также способствуют расширению социального опыта воспитанников и облегчению процесса интеграции их в общество. Дети учатся приемам работы с инвентарем при уборке помещения (подметание и мытье пола, вытирание пыли, дежурство в столовой, поливка комнатных цветов) и территории учреждения: (уборка сухих листьев, подметание дорожек).

Формируя навыки самообслуживания, дети учатся правильно одеваться и раздеваться, самостоятельно расстегивать и застегивать пуговицы, молнию, выполнять утренний и вечерний туалет (умываться, чистить зубы, вытираться полотенцем, расчесывать волосы расческой), есть ложкой и пить из стакана, ухаживать за своей одеждой (пришивать пуговицы, стирать и гладить мелкие вещи), убирать свои вещи на место.

Значительной внимание уделяется развитию индивидуальных творческих способностей детей и организации досуговой деятельности (календарные и спортивные праздники, участие в конкурсах, прогулки, подвижные игры). В процессе работы осуществляются тесные взаимодействия со специалистами учреждения (социальный педагог, педагог – психолог, логопед, дефектолог, учитель физкультуры). Сотрудничество всех специалистов способствует успешной работе по формированию у детей умений и навыков для социализации их в общество. Таким образом, формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья социально-бытовых и трудовых знаний, умений и навыков возможно лишь при правильной организации коррекционно-воспитательной работы.

Учащиеся школы-интерната ограничены в своих возможностях полноценного участия в жизни общества. Наша задача– создать такие условия обучения и воспитания, которые с максимальной пользой помогут самореализации выпускников в социуме, их активному участию в жизни.

Большое значение для успешного закрепления приобретаемых в школе знаний и умений имеет их практическое применение в домашних условиях. Участие семьи в подготовке этих детей к самостоятельной жизни, как правило, весьма ограниченно, следует отметить, что далеко не все учащиеся имеют правильный образец создания семейного уклада, что заведомо мешает полноценно решить эту проблему в будущем. Наша задача – сформировать правильное представление и дать необходимые знания по вопросам создания благополучной семейной жизни, взаимоотношений между членами семьи, о распределении обязанностей, наличии прав, о путях решения конфликтных ситуаций.

Главное условие  успеха-участие  детей  в  ежедневной  разнообразной  практической  деятельности. Эффективность подготовки школьников к  жизни  через  систему  внеклассной  и урочной работы зависит от согласованности действий  учителя и воспитателя, их контакта, информированности  о  работе  друг  друга,  скоординированной работ.

Я считаю, что, несмотря на все сложности в этой работе, Стандарт для детей с ОВЗ, дает новые возможности педагогу использовать свой научно-педагогический потенциал в работе с детьми, побуждает глубже изучать психологию ребенка, изыскивая новые формы и методы общения на занятиях. А ребенку с ОВЗ дает право получить качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×