Современные вокальные приемы в эстрадном вокале | Люцие Дамировне Левановой. Работа №326968
Основное правило эстрадного звука состоит в следующем: мы поем, как говорим, то есть работаем в речевом режиме. В эстрадном вокале звукоизвлечение строится в двух регистрах: грудном и головном.
Итак, грудной регистр.
Субтон. Эта техника эстрадного вокала заключается в контроле потока воздуха, который добавляется в голос помимо звука, и его расхода.
Пение с придыханием, звук, в котором воздушная струя идёт вместе с голосом. На первый взгляд может показаться, что овладеть вокальным приёмом очень легко, ведь он похож на шёпот, а кто из нас не умеет шептать? Но так думают те, кто не пробовал петь субтоном. Это весьма сложная техника. Изначально необходимо настроить свою дыхательную систему и научиться «ставить звук на опору».
Данный прием обычно не вызывает ни малейшего опасения в том, что певец рискует повредить связки, но это совершенно не так. Дело в том, что голосовые связки, работая в нормальном режиме, должны быть хорошо натянуты и абсолютно смыкаться, и это - общеизвестный факт. Когда мы говорим шепотом, то они не смыкаются полностью, так как между связками проходит воздух, что характерно и при некоторых профессиональных заболеваниях, кстати. Это происходит потому, что при таком режиме работы связки не эластичные, а жесткие, не прилегают хорошо друг к другу во время вибрации и пропускают воздух, как воздушный шарик. Таким образом, при таком режиме происходит и огромный расход воздуха, именно в связи с тем, что голосовые связки его с легкостью пропускают. Именно поэтому внешнее впечатление о том, что при шепоте голос совершенно не напрягается, так как никто его не форсирует - обманчиво, и в корне неверно.
Субтон требует почти в два раза больше воздуха, чем при обычном пении. Фундаментальным звуком этот приём не может быть. Его лучше использовать как «украшение» голоса.
При этом звуке артикуляционная позиция, следующая: рот открыт параллельно в стороны, классический зевок при этом не используется, челюсть нижняя не поджата, а наоборот, расслаблена, тогда будет легче выдыхать воздух вместе со звуком. Дыхание как бы опережает звук («НА»), а сам звук идет в нижнюю челюсть. Довольно сложно постоянно петь в такой позиции, но если делать это правильно и аккуратно – получается очень красивый звук. Злоупотреблять этим приемом не следует, быстро устанете, появится осиплость в голосе.
Основные вокальные приёмы
Основное правило эстрадного звука состоит в следующем: мы поем, как говорим, то есть работаем в речевом режиме. Однако, не все так просто, как кажется на первый взгляд. В эстрадном вокале звукоизвлечение строится в двух регистрах: грудном и головном, соответственно, с использованием грудного и головного резонаторов
Итак, грудной регистр.
Субтон. Эта техника эстрадного вокала заключается в контроле потока воздуха, который добавляется в голос помимо звука, и его расхода.
Пение с придыханием, звук, в котором воздушная струя идёт вместе с голосом. На первый взгляд может показаться, что овладеть вокальным приёмом очень легко, ведь он похож на шёпот, а кто из нас не умеет шептать? Но так думают те, кто не пробовал петь субтоном. Это весьма сложная техника. Изначально необходимо настроить свою дыхательную систему и научиться «ставить звук на опору».
Данный прием обычно не вызывает ни малейшего опасения в том, что певец рискует повредить связки, но это совершенно не так. Дело в том, что голосовые связки, работая в нормальном режиме, должны быть хорошо натянуты и абсолютно смыкаться, и это - общеизвестный факт. Когда мы говорим шепотом, то они не смыкаются полностью, так как между связками проходит воздух, что характерно и при некоторых профессиональных заболеваниях, кстати. Это происходит потому, что при таком режиме работы связки не эластичные, а жесткие, не прилегают хорошо друг к другу во время вибрации и пропускают воздух, как воздушный шарик. Таким образом, при таком режиме происходит и огромный расход воздуха, именно в связи с тем, что голосовые связки его с легкостью пропускают. Именно поэтому внешнее впечатление о том, что при шепоте голос совершенно не напрягается, так как никто его не форсирует - обманчиво, и в корне неверно.
Субтон требует почти в два раза больше воздуха, чем при обычном пении. Фундаментальным звуком этот приём не может быть. Его лучше использовать как «украшение» голоса.
При этом звуке артикуляционная позиция, следующая: рот открыт параллельно в стороны, классический зевок при этом не используется, челюсть нижняя не поджата, а наоборот, расслаблена, тогда будет легче выдыхать воздух вместе со звуком. Дыхание как бы опережает звук («НА»), а сам звук идет в нижнюю челюсть. Довольно сложно постоянно петь в такой позиции, но если делать это правильно и аккуратно – получается очень красивый звук. Злоупотреблять этим приемом не следует, быстро устанете, появится осиплость в голосе.
Тванг – это вокальный прием, для которого характерен звонкий и резкий тембр. В разы усилить резонанс голоса и петь продолжительное время не уставая, без чувства напряжения в горле, можно, используя именно тванг в вокале. При вокальном тванге создается особое положение гортани, при котором следует соблюдать 4 правила:
· поднять гортань;
· сделать ее узкой;
· поднять в высокое положение язык;
· контролировать певческое дыхание, не вдыхая много воздуха.
Тванг бывает двух видов – назальный и горловой.
При носовом тванге резонанс звука происходит в носовых пазухах и носоглотке. Этот вокальный прием осваивается на первом этапе обучения технике тванга. Но при назальном тванге в голосе нет требуемого объема. Звучание получается громким, но плоским. Такой тембр подходит не каждому вокалисту. Кроме того, используя носовой тванг, новички могут получить «гнусавость» голоса. Чтобы найти свой твангованный голос, сначала нужно физически ощутить сужение гортани. Проще всего это сделать при глотании.
1. Положите пальцы на кадык
2. Сглотните: вы почувствуете, как поднялась гортань
3. Зафиксируйте положение гортани
Для детей обучение этому приему начинается с задания изобразить звуки живой природы – кошки, лягушки и т.д., чтобы найти резонанс. При носовом звучании язык и гортань легко поднимаются в нужное положение. В основном на буквы «Н» и «М»
При использовании гортанного тванга происходит резонанс голоса во рту. Техника выполнения приема такая же, как и при носовом тванге, только при пении необходимо широко открывать рот. При этом голос приобретает силу и мощь.
Бэлтинг
Вокальный прием, в котором высокие ноты поются на опоре, а не фальцетом, голос звучит мощно, плотно и объемно. Бэлтинг называют народным звучанием, используют чаще в микстовом регистре. По поводу бэлтинга существует множество разнообразных мнений. Так, в частности, его часто относят к одному из видов микста, при котором просто «грудной» режим работы вокальных складок полностью превалирует над фальцетным. То есть, тонкое фальцетное смыкание в бэлтинге есть, но оно очень слабо выражено, поэтому бэлтинг на слух воспринимается, как «грудь». По этому поводу спорят даже сами создатели такой вокальной техники – американцы. Бэлтинг часто путают с женским микстом в рок-вокале, но здесь нужны «тренированные уши», чтобы отличить, иногда, одно от другого. Однако вокальная наука уже доказала, что при выполнении этого приёма голосовые связки имеют другой вид смыкания (или режим работы), ничего общего не имеющий с фальцетным.
Бэлтинг – именно приём, поскольку применим на определенном участке диапазона. Кроме того, если микст – это такой вид звукоизвлечения, который в конкретном случае ничем заменен быть не может, то бэлтинг – может. В случае с бэлтингом, в самом начале, миллисекундном начале, происходит моментальная «настройка» вокальной системы на оптимальную ВОКАЛЬНУЮ КООРДИНАЦИЮ трех вокальных «китов» - дыхания (подсвязочного давления), складок, которые «обрабатывают» воздушный поток и резонаторов. Бэлтинг требует сильного отсечения воздуха (очень маленькое дыхание "на грани одышки" и последующее его затаивание) и выполняется на среднем или чуть повышенном положении гортани с наклоном щитовидного и перстневидного хрящей (звучит как "опертый" крик). Вот без участия РЕЗОНАТОРОВ бэлтинг превратится в форсирование или нечто, его напоминающее! Именно нахождение «точки равновесия» дает возможность певцу петь такую ноту столько, на сколько хватит ему дыхания. Усилия при фонации ноты не возникает, ибо функция «переложена» на резонаторы!
Обучаясь Бэлтингу, нужно четко понимать что такое опора голоса и техника вокального, координированного выдоха. Уметь направлять звук в резонаторы. Без этого всего Бэлтинг будет просто форсированным ором и действительно может нанести вред.
Если рассматривать Бэлтинг с физиологической стороны, то при этом вокальном приеме будет наблюдаться наклон перстневидного хряща (cartilago cricoidea), на рисунке он подчеркнут красной линией. Этот хрящ легко прощупывается. Находится он сразу за щитовидным хрящом, у мужчин это кадык.
Наклон данного хряща посредством перстнещитовидной мышцы (красная на рисунке справа) способствует сокращению голосовых связок, создавая тем самым более толстую массу, участвующую в процессе вибрации и выполняющую большее количество колебаний в секунду, и соответственно, создающую звук большей интенсивности и обертональной насыщенной. Сдвиг перстневидного хряща для бэлтинга вопрос принципиальный из-за этого ложные связки не сужаются, и вокалист может пропеть высокую ноту полным голосом, не переходя на фальцет.
На первый взгляд кажется сложным, но Бэлтинг — это природный процесс и ничего противоестественного в нем нет.
С самого детства нас просили родители «не кричать» и мы всегда понижали свой голос, чтобы он звучал тише. Таким образом мы растеряли свое природное умение «здорового крика». Но все забытое вспоминается нашим организмом куда быстрее, чем Вы можете себе представить. Главное напомнить ПРАВИЛЬНУЮ РАБОТУ нужным мышцам и делать это под чутким руководством профессиональных педагогов!
В классическом пении этот механизм не только не применяется, а даже является вредным, потому что предпосылки другие – пониженная гортань, мощный выдох, прикрытие, куполообразное строение внутренней полости рта… Такими способами бэлтинг не получится в принципе! Отсюда и разговор о максимально завышенной гортани». В сравнении с гортанью оперной дивы гортань певца, использующего бэлтинг, будет, действительно, находиться выше. Восприятие же звука – это, скорее, вопрос вкусов. Каждому решать самостоятельно, нравится или не нравится ему «бэлтинг».
Головной регистр.
Фальцет. Подвид тонкого смыкания – жесткое краевое смыкание (FALSETTO)Звук с воздухом, а звучит в отличие от субтона регистр головы (нежный, томный звук). Главное – добиться в нем устойчивости и избавиться от дрожи. Фальцет и субтон – одни из самых сложных приемов в вокальном искусстве, так как это звук с воздухом, а это не так уж и легко долго и стабильно выпускать звук с воздухом.,
Мягкое эластичное смыкание – (HEADE VOICE) – характеризуется более ярким, плотным звуком, не таким воздушным как FALSETTO. Это звук без воздуха, более узкий, без классического зевка.
Микст.
Существует два основных вида смыкания голосовых связок: 1 – грудное смыкание, связки вибрируют всей плоскостью. 2 – головное смыкание, это как правило, иксообразное смыкание, когда связки вибрируют не всей плоскостью, а серединной частью, оставляя небольшие щели по краям (необходимо учитывать, что градация видов смыкания относительна, в связи с исключительностью и индивидуальностью голосовых аппаратов у разных людей).
Тонкое смыкание. Когда мы идем наверх – голосовые складки начинают растягиваться и образуют тонкое смыкание. У тонкого смыкания есть множество вариаций, на нем делаются многие вокальности и приемы. Например, вокальность CRY, прием MIX VOICE.
Зона пения микстом, пороговая зона, зона перехода из грудного регистра, в головной. При пении на миксте связки имеют более плотное смыкание, почти грудное, а вот гортань при этом находится в положении головного смыкания, намного ниже комфортного (речевого) положения. В этом и есть микст – смешение работы гортани головного регистра и работы связок почти грудного свойства.
Микст – это общее понятие, пришедшее из академической школы, где такой звук применялся для сглаживания регистров при переходе из одного в другой. Звук, в котором присутствуют два компонента голоса: головной и грудной, с преобладанием все же головного звука, который лучше слышен. Всем нам известно, что человеческий голос обладает грудным и головным диапазоном. В грудном диапазоне красиво и свободно звучат низкие ноты, а головной диапазон используют для образования высоких нот.Но есть ещё и такое понятие, как переходный регистр, который часто вызывает у многих, чаще неопытных вокалистов, много затруднений. Переходный регистр или средний регистр, это то место в диапазоне певца, где как бы заканчивается грудной регистр и начинается головной. Здесь возникают проблемы перехода, ведь исполнителю нужно переключиться из одного регистра в другой так, чтобы это было незаметно для слушателя, без рывков и тембральных потерь.
Вот как раз в это переходном регистре и возникает понятие микстового звучания. Микст в вокале – это единовременное звучание и грудного, и головного регистра, как бы смешивания одного с другим в таких пропорциях, которые необходимы для каждого конкретного случая.