Современный урок в начальной школе | Задорожная Елена Николаевна. Работа №363100. Номер работы: №363100
Доступная форма подачи материала, создание ситуации успеха для каждого ученика, доброжелательная атмосфера – всё это способствует более эффективному усвоению учебного материала. На современном уроке должны присутствовать разнообразные методы и формы работы, а также принципы педагогики сотрудничества.
Статья на тему
«Современный урок в начальной школе».
Современный урок должен быть комфортным для всех участников образовательного процесса: как для учителя, так и для учащихся. Атмосфера на уроке должна быть основана на сотрудничестве, взаимопонимании и радости от познания.
Успех урока, по моему мнению, напрямую зависит от ряда факторов. К ним относятся личность учителя, его профессионализм, использование современных методик преподавания, индивидуальный подход к каждому ученику и применение различных средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Доступная форма подачи материала, создание ситуации успеха для каждого ученика, доброжелательная атмосфера – всё это способствует более эффективному усвоению учебного материала. На современном уроке должны присутствовать разнообразные методы и формы работы, а также принципы педагогики сотрудничества.
Я считаю, что современный урок должен быть прежде всего актуальным и интересным для учащихся. Учитель должен владеть новыми технологиями, уверенно пользоваться компьютером и интернетом, постоянно заниматься самообразованием. Нельзя забывать и о здоровьесберегающих технологиях. В конечном итоге, успех урока во многом зависит от профессиональных качеств учителя, ведь учитель и ученик – это единое целое.
Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ответственность существенно возрастает. Поэтому чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе.
В современном образовательном процессе всё большее значение приобретает применение методик и приёмов, способствующих развитию у учащихся навыков самостоятельного поиска знаний, сбора необходимой информации, выдвижения гипотез и формулирования выводов. Это подразумевает формирование у современного школьника универсальных учебных действий, обеспечивающих его способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Широкое распространение получил системно-деятельностный подход к обучению, ориентированный на решение задач в рамках проектной деятельности. Ключевыми элементами такого подхода являются:
* использование активных форм познания, таких как наблюдение, эксперимент и учебный диалог;
* создание условий для развития рефлексивного мышления, то есть способности к осознанию и оценке собственных мыслей и действий с позиции наблюдателя, сопоставлению результатов деятельности с поставленной целью, определению границ собственных знаний.
Таким образом, школа всё больше трансформируется из источника информации в среду, обучающую умению учиться. Роль учителя меняется с проводника знаний на роль наставника, который обучает способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение новых знаний.
Современный урок должен демонстрировать владение классической структурой урока в сочетании с активным использованием собственных авторских разработок как в плане построения урока, так и в подборе содержания учебного материала, технологий его подачи и тренинга. Каждый педагог должен ответственно подойти к подготовке каждого урока.
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
Урок является фундаментальным элементом образовательного процесса.
Основная часть учебной активности как учителя, так и ученика сосредоточена на уроке. Поэтому качество подготовки учащихся по предмету в значительной степени зависит от уровня проведения урока, его содержания, методического обеспечения и общей атмосферы.
Для достижения высокого уровня проведения урока необходимо, чтобы учитель при его подготовке стремился создать уникальное педагогическое произведение со своим замыслом, развитием и разрешением, подобно любому другому виду искусства.
Но как построить такой урок? Как сделать так, чтобы он не только снабжал учащихся знаниями и навыками, важность которых неоспорима, но и вызывал у них искренний интерес, пробуждал страсть к познанию и способствовал развитию их творческого мышления?
Урок как целостная система
Урок: современный взгляд на организационную форму обучения
Урок, как завершенный этап учебного процесса в традиционной системе обучения, занимает центральное место в образовании.
Подобно солнцу, вокруг которого вращаются планеты, урок является стержневой формой организации учебной деятельности, подчеркивал Н.М. Верзилин. В современной педагогической литературе существует множество определений понятия "урок". На мой взгляд, наиболее полное и точное определение предложил В.А. Сластенин: "Урок - это организационная форма обучения, при которой учитель в течение строго определенного времени руководит познавательной, коллективной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса), учитывая индивидуальные особенности каждого ученика".
Только такой подход к уроку способен способствовать целостному развитию личности и удовлетворять современным требованиям к образованию.
Основные характеристики современного урока:
* Личностно-ориентированный: учитывает индивидуальные особенности учащихся.
* Деятельностный: опирается на активную деятельность учеников.
* Компетентностный: направлен на формирование ключевых компетенций.
Современный урок - это переход от традиционной, жесткой структуры к свободной, гибкой модели.
Ю.Б. Зотов выделяет три основных постулата современного урока:
1. Урок – это процесс открытия, поиска и осмысления истины в совместной деятельности учителя и учащихся.
2. Урок предоставляет учащимся опыт групповой интеллектуальной деятельности.
3. Урок является частью жизни ребенка, и его проживание должно соответствовать высоким стандартам культуры.
Учитель должен быть открытым к различным проявлениям жизни, уважать личность каждого ученика и не бояться быть самим собой на уроке.
Требования к современному уроку:
* Структурные: определение дидактических и воспитательных целей урока, выбор типа урока, связь с предыдущими и последующими уроками, оптимальное сочетание методов обучения, организация контроля знаний, повторение и закрепление материала, место домашнего задания.
* Организационные: охрана здоровья учащихся, планирование системы уроков, подготовка демонстрационного и дидактического материала, разнообразие типов уроков, самостоятельная работа учащихся под руководством учителя.
Содержательные:
* Воспитательный характер урока.
* Соблюдение дидактических принципов.
* Воспитание любви к природе.
* Строгое обоснование поиска истины.
* Формирование аккуратности, терпеливости, упорства, умения работать в коллективе.
Показатели эффективности современного урока:
* Логика изучения материала соответствует учебнику.
* Дифференцированный подход к ученикам.
* Соблюдение этических норм.
* Оптимальный темп урока.
* Смена видов деятельности.
* Гигиенические условия.
* Формирование навыков делового общения.
* Решение дидактической задачи.
В заключение, современный учитель должен не только обеспечить условия для развития личности, но и обучить этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, способными адекватно реагировать на любые жизненные ситуации.
Цели современного урока:
Цели деятельности учителя: цели, ориентированные на развитие личности ребёнка и формирование УУД; предметные цели
Цели деятельности учащихся
Виды УУД:
- личностные
-познавательные
-регулятивные
-коммуникативные
Личностные:
обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.
Регулятивные,
обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.
- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;
-планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;
- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;
- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;
- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.
Коммуникативные
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач
Типология современных учебных занятий
Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.
Урок применения предметных ЗУНов и УУД.
Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУД.
Урок повторения предметных ЗУНов или закрепления УУД.
Контрольный урок.
Коррекционный урок.
Комбинированный урок.
Школа будущего: развитие, а не заучивание.
Школа, ориентированная на развивающее обучение, ставит перед собой амбициозную, но реалистичную цель – научить ребёнка учиться самостоятельно на протяжении всей жизни. Это подразумевает формирование у ученика разнообразных навыков самостоятельного получения и усвоения знаний, а также развитие его творческого потенциала.
В современном образовании приоритетным направлением является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих способность к обучению. Начальное образование играет ключевую роль в этом процессе, закладывая основы учебной деятельности ребёнка: систему учебных и познавательных мотивов, умение ставить, сохранять и реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно на начальной ступени школьного обучения необходимо сформировать у учащихся познавательную мотивацию и интерес к знаниям, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и сверстниками, а также заложить основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, эксперименты, обсуждение различных точек зрения, учебный диалог и другие. Младшему школьнику необходимо предоставить возможности для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и действия со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и т.д. Способность к рефлексии является важнейшим качеством, определяющим социальную роль ребёнка как ученика, школьника, направленную на саморазвитие.
Инновационный поиск новых методов работы с детьми привёл педагогов к пониманию необходимости использования деятельностных, групповых, игровых, ролевых, практико-ориентированных, проблемных, рефлексивных и других форм и методов обучения. Среди них особое место занимает метод проектов.
Уже в первом классе учащиеся нашей школы начинают выполнять простейшие проекты, такие как «Осенний листопад», «Моя школа», «Моя семья» и другие.Нетрадиционные виды уроков
1. «Концерт», «спектакль», «литературный салон», «путешествие», «экскурсия в музей», «турнир», «базар»
2. «Брифинг», «пресс-конференция», «симпозиум», «презентация», «съезд», «телемост», «круглый стол», «аукцион»
3. Кино-, теле-, видеоуроки
4. Уроки самоопределения, уроки самореализации
5. Урок-дискуссия, урок проблемных поисков, урок интеллектуальных раздумий
6. Модульный урок
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI - век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Современный урок должен соответствовать стандартам нового поколения. В стандартах второго поколения определяются следующие характеристики современного урока:
личностно
-ориентированный, индивидуальный характер;
создание
условий для формирования компетенций ребенка;
компоненты
содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально-ценностный опыт;
использование
образовательных технологий;
практический
,
деятельностный
подход;
самостоятельная
работа ученика, а не учителя.
Одной из главной идей современного урока - становится активизация внутренних саморегулирующихся механизмов развития личности. Задача педагога в этом случае – помочь ребёнку овладеть многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний, способствовать развитию его творческого потенциала. Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться.
Универсальные учебные действия
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное
выделение и формулирование познавательной цели;
поиск
и выделение необходимой информации;
применение
методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование
знаний;
осознанное
и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор
наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия
способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое
чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
извлечение
необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определение
основной и второстепенной информации;
свободная
ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
понимание
и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка
и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия: моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
анализ
объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез
— составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор
оснований и критериев для сравнения,
сериацию
, классификации объектов;
подведение
под понятие, выведение следствий;
установление
причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
построение
логической цепочки рассуждений, анализ;
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
целеполагание
как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
планирование
— определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
составление
плана и последовательности действий;
прогнозирование
— предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
контроль
в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция
— внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
внесение
изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
оценка
— выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
оценка
результатов работы;
саморегуляция
как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся:
планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка
вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение
конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление
поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
умение
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
личностное
, профессиональное, жизненное самоопределение;
смыслообразование
, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать.
нравственно
-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Идеи современного урока:
Ясность цели и конкретность задач. Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.
Нацеленность на результат
Наличие мотивации
Связь с личным опытом ребенка
Наличие проблемной ситуации
Отбор содержания: опора на УМК (дополнительный материал, если надо)
Различные виды самостоятельной деятельности учащихся
Учет
СанПина
Оценочная деятельность
Рефлексия
Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.
Современные педагогические технологии
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.
Используя современные технологии, работая в технологии моделирования у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
развивающее
обучение;
проблемное
обучение;
разноуровневое
обучение;
коллективную
систему обучения;
технологию
изучения изобретательских задач (ТРИЗ);
исследовательские
методы в обучении;
проектные
методы обучения;
технологию
использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
обучение
в сотрудничестве (командная, групповая работа);
информационно
-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие
технологии и др.
Личностно – ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого. Обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Учащийся в этой технологии не просто субъект, но субъект приоритетный; он - цель образовательной системы. А не средство достижения чего-либо отвлеченного.
Особенности личностно – ориентированного урока.
Конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на уроке.
Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников. Предоставление им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.
Организация обмена мыслями, мнениями, оценками. Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.
Использование субъективного
опыта и
опора на интуицию каждого ученика. Применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как области применения знаний.
Стремление к созданию ситуации успеха для каждого ученика.
Технологии личностно-ориентированного обучения.
Технология
разноуровнего
обучения.
Если каждому ученику отводить необходимое ему время, соответствующее личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное освоение базисного ядра учебной программы. Для этого нужны школы с уровневой дифференциацией, в которых ученический поток делится на подвижные по составу группы. Овладевающие программным материалом на минимальном (государственный стандарт), базовом , вариативном(творческом) уровнях.
Варианты дифференциации: комплектование классов однородного состава с начального этапа обучения; внутриклассная дифференциация в среднем звене, проводимая посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях.
Технология коллективного
взаимообучения
.
При работе по этой технологии используют три вида пар: статическую, динамическую и вариационную. Рассмотрим их.
Статическая пара. В ней по желанию объединяются два ученика, меняющиеся ролями «учитель» и «ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимной психологической совместимости.
Динамическая пара. Выбирают четверых учащихся и предлагают им задание, имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды, т.е. с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и др., а значит, включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей.
Вариационная пара. В ней каждый из четырех членом группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.
Технология сотрудничества.
Предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.
Существует несколько вариантов организации обучения в сотрудничестве. Основные идеи, присущие всем вариантам организации работы малых групп. – общность ццели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха.
Технология модульного обучения
Его сущность в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной долей помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.
Модуль — это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Содержание обучения «консервируется» в законченных самостоятельных информационных блоках. Дидактическая цель содержит в себе не только указания на объем знания, но и на уровень его усвоения. Модули позволяют индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать помощь каждому из них, изменять формы общения учителя и ученика. Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, предусматривая входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем управлять учением. Модуль состоит из циклов уроков (двух- и четырехурочных). Расположение и количество циклов в блоке могут быть любыми. Каждый цикл в этой технологии является своего рода мини-блоком и имеет жестко определенную структуру.
Технология перспективно - опережающего обучения.
Ее основными концептуальными положениями можно назвать личностный подход (межличностное сотрудничество); нацеленность на успех как главное условие развития детей в обучении; предупреждение ошибок, а не работа над уже совершенными ошибками; дифференциация, т.е. доступность заданий для каждого; опосредованное обучение (через знающего человека учить незнающего).
С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Так, трудную тему можно затрагивать заранее в какой-то связи с изучаемым в данный момент материалом. Перспективная (последующая после изучаемой) тема дается на каждом уроке малыми дозами (5—7 мин). Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами.
В обсуждение нового материала (перспективной темы) вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Получается, что все дети понемногу учат друг друга.
Другой особенностью этой технологии является комментируемое управление. Оно объединяет три действия ученика: думаю, говорю, записываю. Третий «кит» системы С.Н. Лысенковой — опорные схемы, или просто опоры, — выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформления в виде таблиц, карточек, чертежей, рисунков. Когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь опорой (читает ответ), снимаются скованность, страх ошибок. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей.
Игровые технологии.
Игра наряду с трудом и учением – один из видов деятельности не только ребенка, но и взрослого. В игре воссоздаются условия ситуаций, какой—то вид деятельности, общественный опыт, а в результате складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в качестве самостоятельной технологии; как элемент педагогической технологии; в качестве формы урока или его части; во внеклассной работе.
Новый подход к современному уроку способствует более высокому уровню усвоения программного содержания начальной школы.
Список литературы:
1.Н.Ю.Пахомова. «Метод учебного проекта в образовательном учреждении». Москва,2003год.
2.Г.К.Селевко «Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективнрго управления УВП». М. НИИ школьных технологий. 2005г.
3.Г.К.Селевко «Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективнрго управления УВП». М. НИИ школьных технологий. 2005г.