Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 05.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Современный урок в начальных классах по технологии и окружающему миру. Тема: Пернатые друзья. | Корнеева Елена Владимировна. Работа №245658

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Корнеева Елена Владимировна
Современный урок по технологии и окружающему миру разработан, учителем МОУ СОШ с.Анучино, Каменского района, Пензенской области, для учащихся начальных классов.  В процессе данного урока мы: расширяем знания о птицах; развиваем моторику рук, интерес к техническому конструированию; воспитываем бережное отношение к птицам; развиваем наглядно-образное, логическое мышление, творческие способности.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Анучино Каменского района Пензенской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

Современный урок в начальных классах по технологии и окружающему миру.

Тема: Пернатые друзья.

 

Учитель начальных классов:

Корнеева Елена Владимировна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Пернатые друзья.

Цель: формирование познавательного интереса учащихся через научно – исследовательскую и проектную деятельность по теме «Птицы»

Задачи:

-расширить знания о птицах, раскрыть причины перелета птиц;

-познакомить учащихся с понятиями «перелетные» и «зимующие» птицы,

- развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций, вовлечения обучающихся в научно – исследовательскую и проектную деятельность;

- развивать наглядно-образное, логическое мышление, творческие способности;

-развитие моторики рук, интерес к техническому конструированию;

оспитать бережное отношение к птицам;

В процессе обучения формировать следующие блоки УУД.

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, группе, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

-оценка.

Оборудование: учебник Окружающий мир 1 класс, Плешаков А.А., часть 2, рабочая тетрадь по Окружающему миру для 1 класса №2, электронная презентация «Где зимуют птицы?», фишки (синие и красные) на каждого ученика, смайлики, карточки с заданиями, ноутбуки, микроскопы, перья, формочка с водой, конструктор «LEGO»

Ход урока.

1.Организационный момент

- Здравствуйте ребята! Давайте поприветствуем наших гостей, которые пришли к нам на урок. Повернитесь, посмотрите, улыбнитесь, поздоровайтесь. А теперь всё внимание на меня. Отгадайте загадку.

- Загадка:

1Снег на полях, 
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зимой)

- Какие изменения в природе произошли с наступлением зимы?

ети): Стало очень холодно, выпало много снега и всё вокруг покрыто снегом.(слайд1)

2.Актуализация знаний. Введение в проблему

Прежде чем тему урока узнать для этого нам нужно кроссворд разгадать. (слайд 2).

Как вы думаете о чём сегодня на уроке пойдёт речь?

3.Целеполагание. Определение темы урока

-Пойдёт речь о птицах.

-В какое время года птицам особенно тяжело и почему?

– С приходом зимы жизнь в природе сильно изменилась. Можем ли мы сейчас, выйдя на улицу, услышать разнообразные песни птиц? Почему? (Многие птицы улетели в тёплые края.)

– Вы считаете, что птицы улетают только из-за холода?

4.Организация взаимодействия с учащимися по освоению содержания новой темы

-А теперь давайте вспомним, какие птицы проживают в наших краях, для этого мы отгадаем загадки. (слайд 3).

Загадки:

1. По соседству с человеком,

Эта птичка обитает,

И чириканьем своим,

Настроенье поднимает! (Воробей)

2. В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной Телеграфист:

«Здорово, дрозд приятель!»

И ставит подпись…………………(Дятел)

3.Любит мошек, крошки, сало,

Вкус имеет без изъяна,

Угадайте, что за птица,

Желтогрудая … ( Синица)

4.Кар! Кар! Кар!-

Кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Как зовут её? орона)

5. Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей рач)

6. Угадайте, что за птичка —
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

7. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? оловей)

5.Открытие нового знания

-На какие группы можно разделить птиц из загадок?

( перелётные и зимующие) (слайд 10)

Каких птиц называют зимующими, а каких перелетными?

Перелетные- птицы которые улетают на зиму в теплые края.

Зимующие – это птицы которые зимуют в наших краях.

6.Физкультминутка (с игрой на внимание)

– Сейчас я буду называть слова – названия птиц. Если вы услышите “лишнее” слово, нужно будет хлопнуть в ладоши.

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи. Мухи – это кто? ( насекомое)
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны. Макароны – это что?
Прилетели птицы: голуби, синицы, зайцы, воробьи. Зайцы – это кто?
Прилетели птицы: голуби, синицы, комары, кукушки. Комары – это кто?
- Кто такие птицы?

Чем птицы отличаются от насекомых и других животных? ( Тело птицы покрыто перьями). (слайд 11,12)
- Давайте вспомним строение птиц? ( слайд 13) (голова, туловище, хвост, крылья, клюв)

- Я предлагаю вам провести маленькое расследование по теме нашего разговора.

7.Исследовательская работа.

Работать, ребята, мы будем группами.

Сегодня мы с вами будем юными орнитологами. Кто такие орнитологи? Давайте обратимся к словарю. Орнитологи – это ученые, которые занимаются изучением птиц. (слайд 14)

я группа

-

орнитологи

-

теоретики

я группа

-

орнитологи

-

практики

я группа

орнитологи

-

экологи

я группа -

технологи

- конструкторы

Для организации нашей работы прочитайте правила работы в группе(слайд 15)

Внимательно слушай товарища.

Говори вполголоса.

Исправляя товарища – не обижай.

4.Хотите задать вопрос- поднимите руку.

Сегодня вы все исследователи, но каждый будет заниматься своим исследованием. Для этого мы должны решить несколько проблемных вопросов, которые приготовил для нас Муравьишка.

1.Как учёные узнали, где зимуют перелётные птицы? (Работа с учебником)

2. Каких птиц называют зимующими, а каких – перелетными? Распределить птиц по группам. (Работа с фишками и учебником)

3. Как устроено птичье оперение, и какое значение оно имеет в жизни птиц? (Исследование пера.)

-На улице зима, холодно, а в нашем классе тепло, светло. Представьте, если в нашем классе запоют птицы. А хотите сами сконструировать удивительных птиц? (да)

4 –Собрать модели птиц.

- По первому вопросу работает группа №1.

- По второму вопросу работает группа № 2.

- По третьему вопросу работает группа №3.

-По четвёртому воросу работает группа №4

Задания группам:

1. Прочитать текст

в

учебник

е

с. 16.

2 Выполнить задание в учебнике на с.16

3 Выполнить задание в рабочей тетради на с.14 №1

1

П

рочитать информацию в учебнике на с.17 и с. 85 и ответить на вопросы:

Что такое «кольцевание птиц»?

Куда улетают перелетные птицы? (примеры)

Что сейчас используют для изучения перелётных птиц?

4) Выполнить задание в рабочей тетради на с.14 №2

Исследование пера. (По плану)

Узнать, как устроено птичье оперение, и какое значение оно имеет в жизни птиц.

– Будет заниматься моделями птиц.

– Кто нам в этом поможет?

Поможет нам в этом конструктор.

– Ребята, а что нам необходимо для сборки птиц? ( Конечно, инструкция птиц и схема). Давайте откроем инструкцию на ноутбуке.

IV. Самостоятельное применение знаний.

Дети самостоятельно по инструкции собирают танцующих птиц.

Ребята работают в группах-парах

8.ФИЗМИНУТКА

9. Работа в группах.

10.Выступление по группам

я группа –

.

рассказывают о кольцевании по плану и ручкой на карте отмечают перелёты птиц .Как учёные узнали, где зимуют перелётные птицы?

я

группа

Каких птиц называют зимующими, а каких – перелетными? Распределяют птиц по группам

я

группа – рассказывает о

б исследовании пера

по плану.

я г

рупп

а-

показывает

танцующих

птиц с пением

.

Ребята, мы ответили с вами на проблемные вопросы? (Да) и я предлагаю вам проверить свои знания – выполнив тест. (Презентация «Тест птицы»)

11.Тест «Где зимуют птицы?»

12.Итог урока

И так, ребята, давайте подведём итог нашему исследованию.

Ласточка, гуси, лебеди, утки, грачи – где зимуют? (в тёплых странах, они перелетают – поэтому они перелётные.

- Где же зимуют эти птицы: ворона, воробей, снегирь ? ( у нас)

- И мы их называем – зимующие.

-А какую помощь мы оказываем птицам нашего села?

13. Проект «птицы нашего села» (Презентация «Кормушка»)

14.Рефлексия.

Давайте оценим свою работу на уроке. (смайлики).

Песня про воробья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

Группа № 1

Каких птиц называют зимующими, а каких – перелетными?

 

1. Прочитать текст в учебнике с. 16.

2. Выполнить задание в учебнике на с.16

3. Выполнить задание в рабочей тетради

на с.14 №1

 

Группа № 2

Как учёные узнали, где зимуют перелётные птицы?

 

1. Прочитать информацию в учебнике на с.17 и с. 85 и ответить на вопросы:

1)Что такое «кольцевание птиц»?

2)Куда улетают перелетные птицы? (примеры)

3)Что сейчас используют для изучения перелётных птиц?

2. Выполнить задание в рабочей тетради на с.14 №2

 

Группа № 3

Ход практической работы:

Узнать, как устроено птичье оперение, и какое значение оно имеет в жизни птиц.

Мои действия

Мои наблюдения и выводы

Рассматриваю перья разных птиц глазами и с помощью микроскопа

Перья отличаются размером, формой, цветом;

У пера есть прочный и гибкий стержень, от которого отходят волокна – бородки. Они соединяются между собой с помощью крючочков и выемок. Так образуется единая поверхность пера

Дую на перо, положив его на ладонь

Перо летит. Оно очень легкое. Возникает вопрос: почему оно легкое?

Отрезаю кончик пера ножницами и рассматриваю перо внутри

Внутри перо пустое: вот почему оно так легко летит

Капаю на перо капельку воды из пипетки

Капелька скатилась, перо не намокло. Значит, перья защищают птицу от дождя.

 

Сравниваю 2 пера одной и той же птицы: Одно перо мягкое и

пушистое, а другое – упругое и жесткое.

Вопрос: зачем ей разные перья?

Большие, упругие перья у птицы – на крыльях. Они

служат птице для полета.

Мягкие и пушистые перья согревают птицу.

П

уховые перья. Они сохраняют тепло. Разноцветные, яркие перья украшают птицу.

 

Заключение

Проводя свое исследование, мы стремилась найти ответ на два вопроса: как устроено птичье оперение и какую роль оно играет в жизни птиц.

Подводя итоги своего исследования, мы пришли к выводу о том, что перья служат птицам для того, чтобы они могли летать и сохранять тепло.

 

 

Группа № 4

Перед вами конструкторы. Предлагаю командам выполнить

следующие задачи:

Соберите из деталей конструктора

LEGO

модель

«Танцующие птицы», используйте технологическую инструкцию

по сборке;

Заставьте их танцевать и петь.

Обсудите, как организуете работу в группе.

Спланируйте деятельность каждого.

 

Оцените самостоятельность выполнения.

 

Проведите взаимопроверку выполнения задачи.

Что будете оценивать?

 

 

 

Модели оставьте на своих местах. А сами поменяйтесь местами:

команда 1 с командой 2, команда 3 с командой 4.

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×