Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Создание развивающей предметно-пространственной среды для воспитания старших дошкольников как грамотных участников дорожного движения» | Подколзина Анжелика Алексеевна. Работа №245659

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Подколзина Анжелика Алексеевна
Воспитание безопасного поведения у детей — одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

«Создание развивающей предметно-пространственной среды для воспитания старших дошкольников как грамотных участников дорожного движения»

Подколзина Анжелика Алексеевна, воспитатель

МБДОУ «ЦРР – детсад №22» г. Ливны

Воспитание безопасного поведения у детей — одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

Согласно печальной статистике в Российской Федерации ежегодно на дорогах гибнут и получают травмы тысячи детей дошкольного возраста. Причины этого явления лежат не только в области организации самого дорожного движения (нарушение со стороны водителей транспорта), плохие дороги, отсутствие регулируемого движения на многих улицах, городов и поселков, но и в области воспитания и образования подросткового поколения. К сожалению нередки случаи неправильного поведения на дорогах родителей с детьми отсутствия в автомашинах специальных детских кресел.

Приоритетной проблемой современного общества остается предупреждение дорожно-транспортного травматизма. Такое решение требует общего участия педагогов, родителей и детей. Задача д/с по формированию навыков безопасного поведения на дорогах включает комплексную работу.

Организацию разных видов деятельности детей в режиме для д/сада.

Повышение компетентности родителей средствами партнерского взаимодействия. Взрослые должны знать правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать дисциплинированных пешеходов в своих детях.

Использование в педагогической практике современных образовательных технологий, особенно проектного метода.

И конечно же совершенствование развивающей предметно-пространственной среды.

Целостность образовательного процесса завершается в окружающем ребенка мире - среде, где он воспитывается и развивается. Построение развивающего пространства согласно возрастным потребностям ребенка и деятельного подхода, обеспечит устойчивые навыки и самоконтроль в его поведении.

При создании развивающей предметно-пространственной среды необходимо соблюдать требования, заложенные ФГОС ДО, а именно среда должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Наша группа отличается большей насыщенностью материалов по ПДД. За время работы по этой теме мною накоплен достаточный материал, который приходится постоянно отсматривать, корректировать, придумывать и создавать новые пособия в связи с меняющимися новыми требованиями к воспитанию и обучению дошкольников ПДДТТ. 

В группе оформлен содержательный, красочный, мобильный уголок ПДД куда вошли: 

Зона сюжетно-ролевых игр. Там расположены атрибуты для сюжетно-ролевых игр, таких как: «Пешеходы и водители»«Я –полицейский»«Путешествие на корабле»«Автобус»«Строители дорог»«Я – шофер»«Дорога»,

А) набор дорожных знаков.

Б) атрибуты инспектора ДПС (жезл, фуражка).

В) машины разного размера и назначения, коляски, автозаправочная станция и т.д.

Г) набор человечков-куклы.

Д) шапочки и фуражки. С их помощью можно обозначить дорожные знаки, светофор, транспорт.

Идеальный вариант для сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте - макет, отображающий часть города.

Макет с улицами, проезжими дорогами и перекрестками доступен детям всех возрастов. Там же расположены маленькие машинки для настольных игр. Сюжеты разворачиваются на уменьшенной плоскости – столе. Для сопровождения игр размещаем наборы маленьких человечков – носители детских образов (сказочные герои, профессии людей и др.). Имеется набор дорожных знаков.

Макет нашего микрорайона: улицы, расположенные рядом с детским садом, перекресток, проезжая часть с пешеходным переходом, светофоры. Для работы с макетом, все предметы сделаны съемными. Дети сами могут моделировать улицу и решать сложные логические задачи.

Макет, отображающий определенную территорию, направляет ребенка на развертывание сюжетных событий вокруг оформляющих эту среду объектов. На макете в миниатюре представлены улицы, площади, перекрестки, дома, светофоры, мосты, машины. Используя макет, знакомим детей с темами: «Наша улица», «Пешеходы на улице», «Транспорт, светофор» и т.д.

На макете «Наша улица» цветом выделяются проезжая часть, тротуар, площадки для зданий. Территория дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, светофоры, дорожные знаки, маленькие фигурки людей и транспорта, эти фигурки функционируют и двигаются). Дополнение макета осуществляют сами дети, используя мелкий предметный материал, входящий в содержание зоны сюжетно-ролевых игр. Для обыгрывания макета детям предоставлена возможность использовать всевозможные мелкие предметы, которые в зависимости от детских замыслов могут стать заместителями недостающих игрушек (кубики, кирпичики из мелкого строителя), а также сделанные в процессе совместной продуктивной деятельности детей с педагогом поделки (из бумаги, картона, пластилина и т.д.). В зависимости от уровня игры детей можно подбирать к макету тематический материал, периодически заменяя его на новый (по мере исчерпания интереса детей к нему или в зависимости от пройденного материала). Подобранный материал, должен соответствовать возрастным особенностям дошкольников, а также интересам мальчиков и девочек.

Сделали «Дорожное панно» используем его как настенный, напольный или настольный коврик. Все предметы: дома, транспорт, деревья, дорожные знаки, элементы дороги легко трансформируются, переставляются с помощью липкой ленты.

Также в своей работе использую фланелеграф: дети моделируют различные ситуации на дороге, составляют машину, светофор или дорожные знаки из частей.

Для развития конструктивных способностей в группе расположены конструкторы с различными видами соединений и бросовый материал. С их помощью дети имеют возможность смоделировать различные ситуации, закреплять знания, полученные в процессе НОД в самостоятельной деятельности.

В зоне подвижных игр – для организации образовательной деятельности, а так же для подвижных игр по желанию детей заданной тематики мы используем спортивный инвентарь: мячи разного размера, скакалки, гимнастические палки, обручи. Машины среднего и большого размера, головные уборы, имитирующие фуражки сотрудников ДПС , костюмы используются для соревновательных игр. Атрибуты для игр “Светофор”, “Мы юные автомобилисты”, набор напольных дорожных знаков.

Дидактические настольно-печатные игры “«Говорящие знаки», «Светофор», «Транспортное домино», «Знаки вокруг нас», «Основы безопасного поведения во дворе и на улице» и т.д.; в книжном уголке размещаются книги с произведениями разных жанров на тему “Мы учим правила дорожного движения”, а также иллюстрированные детские книжки-самоделки “Для пешехода есть пешеходный переход”, “Светофор”, “Знаки предупреждающие”.

Картинки с различными ситуациями на дороге.

В книжном уголке размещаю тематические выставки детских работ, с раскрасками и иллюстрационным материалом, фотоальбомы собранные детьми и родителями книги с произведениями разных жанров, а также иллюстрированные детские книжки-самоделки.

Нами оформлены:

Фотоальбомы «Моя улица», «Мои любимые автомобили», «Транспорт семьи……».

Альбомы. Книжки-малышки по словотворчеству «Правила движения».

Альбом «Азбука дорожной безопасности» (совместная деятельность с детьми);

«Когда мы – пассажиры»

.

Выставочная зона - наличие детских и взросло-детских творческих работ по ПДД.

Творческие мастерские (по интересам): изготовление автомобилей,

моделей светоотражателей и т.д.

Выставки поделок: "На проезжей части", "Соблюдаем ПДД".

В уголке театрализованной деятельности с участием героев сказок и мультфильмов использую пальчиковый, настольный и теневой театры. Дети с удовольствием играют в эти игры. Они способствуют развитию речи, мелкой моторики, эмоциональному восприятию. Театрализованные игры развивают у детей познавательную активность, способствуют закреплению пройденного материала, дети получают удовольствие от действий с куклами.

В игровой зоне постелили палас с изображением и расположением улиц, дорог, магазинов, д/с, школ. Дети с удовольствием обыгрывают различные ситуации по ППД.

В работе используем современные средства обучения: проектор, мультимедийные средства, ноутбук. ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.

Интерес детей к повышается, когда используем мультимедийные презентации, обучающие фильмы, интерактивно-развивающие игры, которые стимулируют интерес у детей к познавательно-исследовательской деятельности, самостоятельное нахождение проблемы и пути ее решения.

Используем в работе интерактивные игры – тренажеры по ПДД такие как «РАЗУМные игры по ПДД» «Это каждый должен знать!», «Я – велосипедист!» и т.п. Я представлю данные игры на нескольких слайдах.

В уголке для прогулок с детьми размещены: модель светофора, рули, игрушки  транспорт, нагрудные изображения с различным видом транспорта, пешеходный переход, флажки для перехода улицы.

Также важным направлением в своей работе считаю работу с родителями, ведь родители это наглядный пример поведения на дороге. В раздевалке оформила стену для родителей, где систематически обновляется материал по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма: плакаты, памятки, анкеты, консультации, стенгазеты.

Таким образом, практическое использование материалов в течение 5 лет моего опыта работы показало положительную динамику и результативность работы. Считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания воспитателей, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск к совершенствование в организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×