«Создание развивающей предметно-пространственной среды для воспитания старших дошкольников как грамотных участников дорожного движения» | Подколзина Анжелика Алексеевна. Работа №245659
Автор: Подколзина Анжелика Алексеевна
Воспитание безопасного поведения у детей — одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
«Создание развивающей предметно-пространственной среды для воспитания старших дошкольников как грамотных участников дорожного движения»
Подколзина Анжелика Алексеевна, воспитатель
МБДОУ «ЦРР – детсад №22» г. Ливны
Воспитание безопасного поведения у детей — одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Согласно печальной статистике в Российской Федерации ежегодно на дорогах гибнут и получают травмы тысячи детей дошкольного возраста. Причины этого явления лежат не только в области организации самого дорожного движения (нарушение со стороны водителей транспорта), плохие дороги, отсутствие регулируемого движения на многих улицах, городов и поселков, но и в области воспитания и образования подросткового поколения. К сожалению нередки случаи неправильного поведения на дорогах родителей с детьми отсутствия в автомашинах специальных детских кресел.
Приоритетной проблемой современного общества остается предупреждение дорожно-транспортного травматизма. Такое решение требует общего участия педагогов, родителей и детей. Задача д/с по формированию навыков безопасного поведения на дорогах включает комплексную работу.
Организацию разных видов деятельности детей в режиме для д/сада.
Повышение компетентности родителей средствами партнерского взаимодействия. Взрослые должны знать правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать дисциплинированных пешеходов в своих детях.
Использование в педагогической практике современных образовательных технологий, особенно проектного метода.
И конечно же совершенствование развивающей предметно-пространственной среды.
Целостность образовательного процесса завершается в окружающем ребенка мире - среде, где он воспитывается и развивается. Построение развивающего пространства согласно возрастным потребностям ребенка и деятельного подхода, обеспечит устойчивые навыки и самоконтроль в его поведении.
При создании развивающей предметно-пространственной среды необходимо соблюдать требования, заложенные ФГОС ДО, а именно среда должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Наша группа отличается большей насыщенностью материалов по ПДД. За время работы по этой теме мною накоплен достаточный материал, который приходится постоянно отсматривать, корректировать, придумывать и создавать новые пособия в связи с меняющимися новыми требованиями к воспитанию и обучению дошкольников ПДДТТ.
В группе оформлен содержательный, красочный, мобильный уголок ПДД куда вошли:
Зона сюжетно-ролевых игр. Там расположены атрибуты для сюжетно-ролевых игр, таких как: «Пешеходы и водители», «Я –полицейский», «Путешествие на корабле», «Автобус», «Строители дорог», «Я – шофер», «Дорога»,
А) набор дорожных знаков.
Б) атрибуты инспектора ДПС (жезл, фуражка).
В) машины разного размера и назначения, коляски, автозаправочная станция и т.д.
Г) набор человечков-куклы.
Д) шапочки и фуражки. С их помощью можно обозначить дорожные знаки, светофор, транспорт.
Идеальный вариант для сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте - макет, отображающий часть города.
Макет с улицами, проезжими дорогами и перекрестками доступен детям всех возрастов. Там же расположены маленькие машинки для настольных игр. Сюжеты разворачиваются на уменьшенной плоскости – столе. Для сопровождения игр размещаем наборы маленьких человечков – носители детских образов (сказочные герои, профессии людей и др.). Имеется набор дорожных знаков.
Макет нашего микрорайона: улицы, расположенные рядом с детским садом, перекресток, проезжая часть с пешеходным переходом, светофоры. Для работы с макетом, все предметы сделаны съемными. Дети сами могут моделировать улицу и решать сложные логические задачи.
Макет, отображающий определенную территорию, направляет ребенка на развертывание сюжетных событий вокруг оформляющих эту среду объектов. На макете в миниатюре представлены улицы, площади, перекрестки, дома, светофоры, мосты, машины. Используя макет, знакомим детей с темами: «Наша улица», «Пешеходы на улице», «Транспорт, светофор» и т.д.
На макете «Наша улица» цветом выделяются проезжая часть, тротуар, площадки для зданий. Территория дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, светофоры, дорожные знаки, маленькие фигурки людей и транспорта, эти фигурки функционируют и двигаются). Дополнение макета осуществляют сами дети, используя мелкий предметный материал, входящий в содержание зоны сюжетно-ролевых игр. Для обыгрывания макета детям предоставлена возможность использовать всевозможные мелкие предметы, которые в зависимости от детских замыслов могут стать заместителями недостающих игрушек (кубики, кирпичики из мелкого строителя), а также сделанные в процессе совместной продуктивной деятельности детей с педагогом поделки (из бумаги, картона, пластилина и т.д.). В зависимости от уровня игры детей можно подбирать к макету тематический материал, периодически заменяя его на новый (по мере исчерпания интереса детей к нему или в зависимости от пройденного материала). Подобранный материал, должен соответствовать возрастным особенностям дошкольников, а также интересам мальчиков и девочек.
Сделали «Дорожное панно» используем его как настенный, напольный или настольный коврик. Все предметы: дома, транспорт, деревья, дорожные знаки, элементы дороги легко трансформируются, переставляются с помощью липкой ленты.
Также в своей работе использую фланелеграф: дети моделируют различные ситуации на дороге, составляют машину, светофор или дорожные знаки из частей.
Для развития конструктивных способностей в группе расположены конструкторы с различными видами соединений и бросовый материал. С их помощью дети имеют возможность смоделировать различные ситуации, закреплять знания, полученные в процессе НОД в самостоятельной деятельности.
В зоне подвижных игр – для организации образовательной деятельности, а так же для подвижных игр по желанию детей заданной тематики мы используем спортивный инвентарь: мячи разного размера, скакалки, гимнастические палки, обручи. Машины среднего и большого размера, головные уборы, имитирующие фуражки сотрудников ДПС , костюмы используются для соревновательных игр. Атрибуты для игр “Светофор”, “Мы юные автомобилисты”, набор напольных дорожных знаков.
Дидактические настольно-печатные игры “«Говорящие знаки», «Светофор», «Транспортное домино», «Знаки вокруг нас», «Основы безопасного поведения во дворе и на улице» и т.д.; в книжном уголке размещаются книги с произведениями разных жанров на тему “Мы учим правила дорожного движения”, а также иллюстрированные детские книжки-самоделки “Для пешехода есть пешеходный переход”, “Светофор”, “Знаки предупреждающие”.
Картинки с различными ситуациями на дороге.
В книжном уголке размещаю тематические выставки детских работ, с раскрасками и иллюстрационным материалом, фотоальбомы собранные детьми и родителями книги с произведениями разных жанров, а также иллюстрированные детские книжки-самоделки.
Нами оформлены:
Фотоальбомы «Моя улица», «Мои любимые автомобили», «Транспорт семьи……».
Альбомы. Книжки-малышки по словотворчеству «Правила движения».
Альбом «Азбука дорожной безопасности» (совместная деятельность с детьми);
«Когда мы – пассажиры»
.
Выставочная зона - наличие детских и взросло-детских творческих работ по ПДД.
Творческие мастерские (по интересам): изготовление автомобилей,
моделей светоотражателей и т.д.
Выставки поделок: "На проезжей части", "Соблюдаем ПДД".
В уголке театрализованной деятельности с участием героев сказок и мультфильмов использую пальчиковый, настольный и теневой театры. Дети с удовольствием играют в эти игры. Они способствуют развитию речи, мелкой моторики, эмоциональному восприятию. Театрализованные игры развивают у детей познавательную активность, способствуют закреплению пройденного материала, дети получают удовольствие от действий с куклами.
В игровой зоне постелили палас с изображением и расположением улиц, дорог, магазинов, д/с, школ. Дети с удовольствием обыгрывают различные ситуации по ППД.
В работе используем современные средства обучения: проектор, мультимедийные средства, ноутбук. ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.
Интерес детей к повышается, когда используем мультимедийные презентации, обучающие фильмы, интерактивно-развивающие игры, которые стимулируют интерес у детей к познавательно-исследовательской деятельности, самостоятельное нахождение проблемы и пути ее решения.
Используем в работе интерактивные игры – тренажеры по ПДД такие как «РАЗУМные игры по ПДД» «Это каждый должен знать!», «Я – велосипедист!» и т.п. Я представлю данные игры на нескольких слайдах.
В уголке для прогулок с детьми размещены: модель светофора, рули, игрушки транспорт, нагрудные изображения с различным видом транспорта, пешеходный переход, флажки для перехода улицы.
Также важным направлением в своей работе считаю работу с родителями, ведь родители это наглядный пример поведения на дороге. В раздевалке оформила стену для родителей, где систематически обновляется материал по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма: плакаты, памятки, анкеты, консультации, стенгазеты.
Таким образом, практическое использование материалов в течение 5 лет моего опыта работы показало положительную динамику и результативность работы. Считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания воспитателей, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск к совершенствование в организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.