Статья Создание комфортной коррекционно-развивающей среды для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Автор: Зайцева Ольга Николаевна

Автор: Зайцева Ольга Николаевна
Организация коррекционно-развивающей среды в обучении детей  с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. 

 


Автор: Зайцева Ольга Николаевна

Создание комфортной коррекционно-развивающей среды

для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Зайцева Ольга Николаевна

учитель-дефектолог МКОУ КШ №8

г. Арзамас Нижегородской области

Нет такой стороны воспитания, на которую

обстановка не оказывала бы влияния,

нет способности, которая не находилась бы

в прямой зависимости от непосредственно

окружающего ребенка конкретного мира.

Е.И. Тихеева

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями интеллекта, опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, речи, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, РДА, с ТМНР. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

Очень важно, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья не только приобрели практические умения и навыки, но и могли реализовать себя в современном мире. Для того, чтобы приблизить ребенка с отклонениями в развитии к жизни, нужно организовать коррекционно-развивающую среду для приобретения необходимых социально-адаптированных знаний, умений и навыков, так как организация жизнедеятельности детей с ОВЗ во многом зависит от того, насколько целесообразно создана окружающая среда, являющаяся фактором коррекционно-развивающего воздействия на психофизическое развитие детей. 

Коррекционно-развивающая среда - это комплексный, системный, меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с отклонениями в развитии на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми. Коррекционно-развивающая среда имеет свою специфику и призвана обеспечить условия для полноценного развития всех видов деятельности ребёнка. В центре коррекционно-развивающей среды стоит ребёнок с его интересами, а образовательное учреждение должно помочь развить индивидуальность каждой личности.

Сразу же хочется обратить внимание на деление классной комнаты в коррекционной школе, в данном случае, остановимся на кабинете учителя-дефектолога. Дефектологический кабинет можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия учителя - дефектолога с обучающимися разного возраста и различных категорий, их родителями и педагогами.

С учетом задач работы учителя - дефектолога кабинет территориально включает три зоны, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение:

- Зона для групповой работы: письменный стол, ученическая мебель, ученическая доска, книжная стенка для хранения документов, методических материалов, дидактических игр, игрушек, методической литературы, компьютер с оргтехникой, мультимедийное оборудование, экран демонстрационный.

- Зона для индивидуальной работы: настенное зеркало, тумбы «Песок-вода», дидактический стол с набором игрушек, умывальник «Мойдодыр», настенный модуль «Сенсорное панно», настенный модуль для упражнений в развитии запястья, настенный игровой элемент «Цифры от 1 до 5», ««Цифры от 6 до 0».

- Двигательная зона: оборудование для игры, ходьбы, равновесия, прыжков, катания, бросания и ловли, ползания и лазания, общеразвивающих упражнений.

Таким образом, мы видим возможность свободного выбора учащимся той или иной зоны в зависимости от состояния, настроения или же образовательной необходимости. Все части пространства обладают возможностью изменяться по объему, имеют подвижные, трансформируемые границы, что позволяет детям и учителю строить и менять развивающую среду, трансформируя ее в соответствии с видами деятельности, ее содержанием и перспективами развития.

Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем, экологических представлений, знакомству с разными «языками» (музыки, движений, красок и т. п.)

Необходимо отметить требования к коррекционно-развивающей среде, способствующей гармоничному развитию детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью:

содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов обучающей деятельности;

предметы, объекты окружающего мира должны стимулировать игровую, двигательную, познавательную и другую активность детей;

гибкость игрового пространства;

полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов - заместителей);

в

ариативность материалов и оборудования, для свободного выбора детей; периодическая сменяемость игрового материала;

доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.

К основным компонентам коррекционно-развивающей среды относятся: игры и игрушки по видам, целям и характеру игровых действий, ситуаций и ролевых действий, коррекционно-развивающие и дидактические игры, театрально-музыкальные игры и игрушки, игры-драматизации.

Разнообразная коррекционно-развивающая среда позволяет проводить индивидуальные и подгрупповые занятия в игровой форме с детьми с разным уровне развития и решать различные коррекционные задачи. Игра позволяет естественно, тонко и ненавязчиво корректировать речевые недостатки, даёт возможность многократно повторять с детьми упражнения.

Большим подспорьем при этом становится оборудование, предназначенное для индивидуальных и подгрупповых занятий. Игры и занятия формируют согласованность зрительно-двигательной и тактильной координации, способствуют развитию познавательных процессов (мышления, внимания, памяти), мелкой моторики и восприятия, в результате чего повышается работоспособность ребенка, его внимание и умственная активность, происходит стимуляция речевой деятельности. Яркие и интересные игрушки постоянно привлекает внимание детей Множество интерактивных предметов, стимулирующих прикосновение к ним, действия с ними, исследование поверхностей, создавая опыт тактильных ощущений. Мягкие модули используется как игровое поле для развивающих игр или просто как большие игрушки. Главная цель игры - это развитие мелкой моторики рук ребенка, которое неразрывно связано с развитием речи.

Пособия способствуют сенсорному, познавательному развитию детей и тренировке мелкой моторики. Работа позволяет включать уже известные для ребенка занятия, а также направляет внимание ребенка на новые действия и ситуации, обогащает его новой информацией и стимулирует к решению проблем.

Таким образом, организация коррекционно-развивающей среды в обучении детей  с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. 

Литература

Артамонова

О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии ли

чности: Дошкольное воспитание. - 1995. -

№ 4

.

Забрамная С.Д. Изучаем обучая: Рекомендации по обучению детей с тяжелой умственной отсталостью / С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева. - М.: ТЦ Сфера, 2002.

Кирьянова

Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении: Дет

ство-Пресс. – 2010.

Лещинская Т.Л. Сенсомоторное обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью / Т.Л. Лещинская // Дефектология. - 2005 - № 4.

Новоселова С. Развивающая предметно-игровая среда детства: мир «Ква

дро», - Дошкольное воспитание. - 1998. -

№ 4.

Яковлева

Н.Н. Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью / Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, Л.И. Кайкина, Л.В. Капустянская и др. / Под ред.Н. Н. Яковлевой. - Санкт - Петербург, 2012.

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x