Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Создание предметно-развивающей среды в группах для речевого развития дошкольников» | Кочеткова Маргарита Александровна. Работа №362622

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Консультация для педагогов

«Создание предметно-развивающей среды

в группах для речевого

развития дошкольников»

 

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового  федерального государственного   образовательного стандарта  (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

  В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей  в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

  Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Требования ФГОС к  предметно- развивающей среде:

  Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

Доступность среды, что предполагает доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс; свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

  Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому мы заботимся о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм русского языка.

  Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков речи и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.

Уже давно доказано, что на развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость. Педагоги, работающие с детьми-логопатами, давно пришли к выводу, что речевые уголки должны быть в группах, должны привлекать к себе внимание детей, желание играть именно в данном отведенном пространстве.

 Речевая развивающая среда – это особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

  Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.

Задачи построения речевой развивающей среды:

обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;

обеспечение богатства сенсорных представлений;

обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;

обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;

обеспечение возможности исследования и экспериментирования в языковой системе.

РРС (речевая развивающая среда Компоненты): речь педагога, методы и приемы, оборудование.

Наполнение речевой развивающей среды определяется приоритетной линией речевого развития детей каждого возраста.

 РРС 2-й младшей группы:

 Грамотная, педагогически целесообразная речь педагога;

Методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности);

Методы и приемы, направленные на формирование умения слушать и слышать (разговоры, чтение, рассказы, звуки речи, слова);

Организация «уголка интересных вещей» (стимулирование самостоятельного рассматривания картинок, игрушек, книг, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем).

РРС средней группы:

удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации, формирование навыков общения со сверстниками, знакомство с формулами речевого этикета;

выслушивание детей, уточнение ответов, подсказ, рассказы воспитателя – акцент на стимулирование познавательного интереса;

речевой уголок (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др. для развития объяснительной речи).

РРС старшей и подготовительной групп:

 знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений, умений грамотного отстаивания своей точки зрения;

поощрение рассказов детей, трансформация высказываний в связные рассказы, запись и повторение рассказов, уточнения, обобщения;

пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира, организация восприятия с последующим обсуждением.

Создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребенка.

При организации речевого центра необходимо соблюдать следующие требования:

 

Необходимым атрибутом речевого уголка является зеркало (индивидуальные зеркала), игровой, дидактический, наглядный материал.

Дидактическое оснащение должно соответствовать возрасту детей.

Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется, согласно лексической теме.

Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.

Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, вызывать стремление к самостоятельной деятельности.

Игровой материал должен быть доступным для ребенка.

Не следует перегружать уголок оборудованием.

Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.

Зона речевого развития должна соответствовать общему оформлению группы.

Ей можно придумать название, например, «Учимся говорить правильно», или просто выделить место. В её оформлении необходимо проявить индивидуальность, творчество, чтобы детям хотелось пользоваться представленными материалами и пособиями. Например, её героем может стать добрый гном, который будет учить правильно говорить, или кукла с большим язычком, будет показывать артикуляционную гимнастику, и наоборот, иностранец или инопланетянин, которого дети научат красиво говорить на русском языке.

Наполнение речевого уголка должно отражать все направления работы по развитию речи:

 

развитие словаря ребёнка;

формирование грамматически правильной речи (обучение различным способам словообразования, словоизменения, правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте);

развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами)

воспитание звуковой культуры речи (совершенствование речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения)

подготовка к обучению и обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения)

развитие мелкой моторики и графомоторной функции

знакомство с художественной литературой (можно выделить отдельно в книжный уголок)

Примерное оборудование и наполнение речевой зоны:

 

Закрепление правильного речевого выдоха

«Листочки», «Бабочки», «Волшебный пушок», лабиринты, разноцветные шарики, султанчики, бумажные снежинки, вертушки, колокольчики из фольги на ниточке. «Чей кораблик доберется быстрее», «Загони мяч в ворота» и др.

Формирование фонематического восприятия и слуха

Шумовые инструменты, звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки;  картинки для вызывания звуков (Картинки-символы) и их автоматизации; игры с парными карточками (звуки: Р-Л, Рь-Ль, С-Ш, З-Ж, Щ-Сь, Ч-Ть); домики для твердых и мягких звуков, индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; звуковые дорожки, звуковая лесенка. «Найди себе пару», «Найди, что звучит», «Разложи картинки», «Повтори, не ошибись», «Тихо-громко», «Общий звук», «Придумай слова со звуком», «Испорченный телефон», «Звуковые символы» и др.

 

Развитие артикуляционной моторики

Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках, альбомы с артикуляционной гимнастикой для вызывания определенного звука, схема для характеристики звука. «Веселая гимнастика»;

Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, предложениях, связной речи). Мелкие игрушки, предметные картинки на звуки; сюжетные картинки; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки, тексты; схема слова; зеркала в ассортименте, Лото на звуки С, 3, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Л, «Логопедическое лото», «Звуки, я вас различаю (Р-Л) и т.п.

Закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте

Магнитная доска; наборы магнитных букв; таблицы Зайцева,  кассы букв и слогов; символы для звуко – буквенного анализа, кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики» и т.д.; альбом «Изучаем буквы»; пособие «Говорящая азбука»; «Чтение по слогам», «Читаем с подсказками», книжки-малышки и др. «Научись читать», «Я учу буквы», «Найди букву», «Готов ли ты к школе? », «Слоговое лото», «Найди место звука в слове», «Прочитай по первым звукам»,  ребусы и др.

 

Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий

Предметные картинки по лексическим темам. Лексико-грамматические игры «Назови одним словом», «Большие и маленькие», «Один-много», «Чего нет?», «В мире животных» и другие (см. серию «Самые нужные игры» в интернет-магазине «Лабиринт.ру»)

 

Развитие связной речи

Серии сюжетных картинок «Истории в картинках», стихи, потешки, пословицы, поговорки; библиотека детских книг, различные виды театров и др.

 

Развитие мелкой моторики

Сухой бассейн, массажные мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры (схемы-памятки); «Мир твоих фантазий» (различный материал для составления букв). Игры на штриховку, «Рисуем по клеточкам», мозаики, игры-шнуровки и др.

 

Развитие познавательно – речевых способностей у детей является одной из главных задач дошкольного образования. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно–развивающей среды. Организация   «Предметно–развивающей  среды» в детском саду повышает  эффективность  воспитательного воздействия, направленного  на формирование у детей  активного познавательного  отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.

Консультация для педагогов

«Создание предметно-развивающей среды

в группах для речевого

развития дошкольников»

 

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Требования ФГОС к предметно- развивающей среде:

Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

Доступность среды, что предполагает доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс; свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому мы заботимся о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм русского языка.

Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков речи и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.

Уже давно доказано, что на развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость. Педагоги, работающие с детьми-логопатами, давно пришли к выводу, что речевые уголки должны быть в группах, должны привлекать к себе внимание детей, желание играть именно в данном отведенном пространстве.

Речевая развивающая среда – это особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.

Задачи построения речевой развивающей среды:

обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;

обеспечение богатства сенсорных представлений;

обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;

обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;

обеспечение возможности исследования и экспериментирования в языковой системе.

РРС (речевая развивающая среда Компоненты): речь педагога, методы и приемы, оборудование.

Наполнение речевой развивающей среды определяется приоритетной линией речевого развития детей каждого возраста.

РРС 2-й младшей группы:

Грамотная, педагогически целесообразная речь педагога;

Методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности);

Методы и приемы, направленные на формирование умения слушать и слышать (разговоры, чтение, рассказы, звуки речи, слова);

Организация «уголка интересных вещей» (стимулирование самостоятельного рассматривания картинок, игрушек, книг, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем).

РРС средней группы:

удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации, формирование навыков общения со сверстниками, знакомство с формулами речевого этикета;

выслушивание детей, уточнение ответов, подсказ, рассказы воспитателя – акцент на стимулирование познавательного интереса;

речевой уголок (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др. для развития объяснительной речи).

РРС старшей и подготовительной групп:

знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений, умений грамотного отстаивания своей точки зрения;

поощрение рассказов детей, трансформация высказываний в связные рассказы, запись и повторение рассказов, уточнения, обобщения;

пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира, организация восприятия с последующим обсуждением.

Создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребенка.

При организации речевого центра необходимо соблюдать следующие требования:

 

Необходимым атрибутом речевого уголка является зеркало (индивидуальные зеркала), игровой, дидактический, наглядный материал.

Дидактическое оснащение должно соответствовать возрасту детей.

Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется, согласно лексической теме.

Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.

Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, вызывать стремление к самостоятельной деятельности.

Игровой материал должен быть доступным для ребенка.

Не следует перегружать уголок оборудованием.

Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.

Зона речевого развития должна соответствовать общему оформлению группы.

Ей можно придумать название, например, «Учимся говорить правильно», или просто выделить место. В её оформлении необходимо проявить индивидуальность, творчество, чтобы детям хотелось пользоваться представленными материалами и пособиями. Например, её героем может стать добрый гном, который будет учить правильно говорить, или кукла с большим язычком, будет показывать артикуляционную гимнастику, и наоборот, иностранец или инопланетянин, которого дети научат красиво говорить на русском языке.

Наполнение речевого уголка должно отражать все направления работы по развитию речи:

 

развитие словаря ребёнка;

формирование грамматически правильной речи (обучение различным способам словообразования, словоизменения, правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте);

развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами)

воспитание звуковой культуры речи (совершенствование речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения)

подготовка к обучению и обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения)

развитие мелкой моторики и графомоторной функции

знакомство с художественной литературой (можно выделить отдельно в книжный уголок)

Примерное оборудование и наполнение речевой зоны:

 

Закрепление правильного речевого выдоха

«Листочки», «Бабочки», «Волшебный пушок», лабиринты, разноцветные шарики, султанчики, бумажные снежинки, вертушки, колокольчики из фольги на ниточке. «Чей кораблик доберется быстрее», «Загони мяч в ворота» и др.

Формирование фонематического восприятия и слуха

Шумовые инструменты, звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; картинки для вызывания звуков (Картинки-символы) и их автоматизации; игры с парными карточками (звуки: Р-Л, Рь-Ль, С-Ш, З-Ж, Щ-Сь, Ч-Ть); домики для твердых и мягких звуков, индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; звуковые дорожки, звуковая лесенка. «Найди себе пару», «Найди, что звучит», «Разложи картинки», «Повтори, не ошибись», «Тихо-громко», «Общий звук», «Придумай слова со звуком», «Испорченный телефон», «Звуковые символы» и др.

 

Развитие артикуляционной моторики

Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках, альбомы с артикуляционной гимнастикой для вызывания определенного звука, схема для характеристики звука. «Веселая гимнастика»;

Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, предложениях, связной речи). Мелкие игрушки, предметные картинки на звуки; сюжетные картинки; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки, тексты; схема слова; зеркала в ассортименте, Лото на звуки С, 3, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Л, «Логопедическое лото», «Звуки, я вас различаю (Р-Л) и т.п.

Закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте

Магнитная доска; наборы магнитных букв; таблицы Зайцева, кассы букв и слогов; символы для звуко – буквенного анализа, кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики» и т.д.; альбом «Изучаем буквы»; пособие «Говорящая азбука»; «Чтение по слогам», «Читаем с подсказками», книжки-малышки и др. «Научись читать», «Я учу буквы», «Найди букву», «Готов ли ты к школе? », «Слоговое лото», «Найди место звука в слове», «Прочитай по первым звукам», ребусы и др.

 

Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий

Предметные картинки по лексическим темам. Лексико-грамматические игры «Назови одним словом», «Большие и маленькие», «Один-много», «Чего нет?», «В мире животных» и другие (см. серию «Самые нужные игры» в интернет-магазине «Лабиринт.ру»)

 

Развитие связной речи

Серии сюжетных картинок «Истории в картинках», стихи, потешки, пословицы, поговорки; библиотека детских книг, различные виды театров и др.

 

Развитие мелкой моторики

Сухой бассейн, массажные мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры (схемы-памятки); «Мир твоих фантазий» (различный материал для составления букв). Игры на штриховку, «Рисуем по клеточкам», мозаики, игры-шнуровки и др.

 

Развитие познавательно – речевых способностей у детей является одной из главных задач дошкольного образования. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно–развивающей среды. Организация «Предметно–развивающей среды» в детском саду повышает эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×