Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 05.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Создание ситуации успеха через реализацию программы «Волшебный мир театра» | Фролова Наталья Владимировна. Работа №334377

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Можно ли дать точное определение, что такое успех? Если отправиться на поиски ответа во всемирную сеть интернета, то можно найти несколько определений этому понятию. В любой сфере деятельности человек может добиться успеха, если он досконально знает своё дело, а для этого подросток должен усвоить одну истину – учение продолжается на протяжении всей жизни. Театр – соединение многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Очень важно использовать феномен театра в формировании общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека), культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности.

Создание ситуации успеха обучающихся посредством реализации программы «Волшебный мир театра» в условиях интернатного учреждения

 

 

Можно ли дать точное определение, что такое успех? Если отправиться на поиски ответа во всемирную сеть интернета, то можно найти несколько определений этому понятию: это и достижение поставленной цели, и отсутствие неудач, и общественное признание окружающими твоего успеха и достижений. Беси Андерсон Стэнли дала следующее определение: «Можно считать, что человек добился успеха, если он хорошо жил, много смеялся и любил. Если он заслужил уважение многих людей и любовь маленьких детей. Если он нашёл нишу в жизни, которую смог заполнить либо выращенными им красивыми цветами, либо чудесным стихотворением, либо спасёнными душами»

Казалось бы, это определение содержит наиболее гармоничный и полный набор элементов, которые для большинства людей складываются в единую составляющую под названием «успех». Однако найдутся и те, кто не согласится с отдельными положениями или внесёт в это определение что-то своё. В этом и проявляется удивительная субъективность понятия «успех».

А теперь давайте вспомним, что было успехом для вас, когда вам было 7, 12 или 15 лет? В разном возрасте это были разные ситуации: победа в школьном шахматном турнире, удачное выступление в составе школьной самодеятельности, поездка в «Артек» и т.д.

Исходя из своего жизненного опыта – хорошо помню, какой восторг я ощутила, когда впервые выступая на сцене в составе ВИА, вдруг поняла, что люди аплодируют, потому что им нравится то, что я делаю. В одночасье я стала успешным человеком! Как мне хотелось повторить это еще и еще раз – подарить минуты счастья другим людям!

Значит, для того, чтобы мои воспитанники почувствовали радость от того, что они делают, стремились к созиданию, им надо создать условия для возможности реализовать свои способности, научить их достигать успеха через определенный вид деятельности. Специфика театрального искусства создает особые предпосылки для формирования с помощью этого искусства социально активной, творческой личности, способной изменить мир.

С целью выявления приоритетных направлений деятельности театральной студии, а так же изучения интересов, склонностей, особенностей личностного развития обучающихся Таганрогского филиала ГКОУ РО «Ростовская-на-Дону санаторная школа-интернат № 74» ежегодно я провожу тестирование и анкетирование среди учащихся школы.

По результатам исследований наряду с высокой заинтересованностью учащихся в творческой деятельности отмечается достаточно низкий интеллектуальный потенциал, ограниченный словарный запас, трудность речевого планирования, боязнь публичных выступлений.

Разработанная мной программа «Волшебный мир театра», предполагает вовлечение подростка в продуктивную творческую деятельность, где он выступает, с одной стороны, в качестве исполнителя, а с другой – художника, костюмера, гримера, соавтора спектакля в целом. В программе затрагивается проблема творческого общения в процессе создания спектакля, и даются конкретные предложения по формированию этого навыка. Включение ребёнка в систему «человек – образ – спектакль» предполагает погружение его в разноликое пространство человеческой культуры, в котором детское творчество выступает как неотъемлемая часть этой культуры и как условие её постижения. Для меня, как руководителя театрального коллектива, одной из наиболее важных и наиболее сложных задач является создание особого психологического, творческого климата в детском коллективе. Без доброжелательного отношения друг к другу, без поддержки и взаимопомощи, партнерства в процессе подготовки спектакля невозможно получить на выходе качественную работу, а значит, и добиться успеха в целом. Ситуация успеха есть фактор и, одновременно, продукт формирующегося благоприятного климата группы.

Создание ситуации успеха. В любой сфере деятельности человек может добиться успеха, если он досконально знает своё дело, а для этого подросток должен усвоить одну истину – учение продолжается на протяжении всей жизни. Любой, даже самый профессиональный работник, оставивший привычку к совершенствованию своих навыков, рано или поздно их утрачивает. Необходимо, чтобы ребята усвоили второй закон диалектики – «Переход количества в качество», но с точки зрения субъективности, т.е. намеренная организация СУБЪЕКТОМ новой более сложной структуры ОБЪЕКТА (качества). Каким образом? Через работу над собой! Всё содержимое в пространстве сознания выступает в качестве объекта: ощущения, мысли, чувства, навыки, ценности, смыслы и т.д. И когда мы работаем над совершенствованием навыков, необходимых в процессе работы над образом героя, а затем и образа спектакля, повторяя вновь и вновь упражнения, этюды, оттачиваем способы словесного действия, пристройки и т.д., то всё это количество затраченной энергии, времени, эмоций обязательно перейдет в качество театральной деятельности. А новое качество порождает новые возможности…

Итак, ситуация успеха — это субъективное проживание человеком своих личностных достижений в контексте своей жизни и индивидуального развития. Каким образом мы можем предложить порядок педагогического воздействия по созданию субъективного проживания личностного успеха деятельности ребенка. Каждый отдельный шаг-операцию сопроводим некой моделью, алгоритмом.

Вот как это выглядит:

-  «снятие страха» («Ничего страшного, если не получится, мы тогда...»);

-  «авансирование» («У тебя, конечно, получится, ведь ты...»);

- «скрытая инструкция» («Ты же помнишь, что...» или «Тут главное — чтобы...»);

- «персональная исключительность» («Именно у тебя должно получиться, так как...», «Никто кроме тебя не сделает это так…»);

- «высокая мотивация» («Нам это так нужно...» или «Для тебя ведь это так важно...»);

Завершающим шагом является

- «высокая оценка детали полученного результата» («Эта часть получилась отлично...» или «Особенно хорошо было...»).

Данный алгоритм разворачивается на социально-психологическом фоне общей доброжелательности группы. Это обязательное условие действенности алгоритма.

Театр – соединение многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Очень важно использовать феномен театра в формировании общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека), культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности. С этой целью в репертуар включены сценки, миниатюры, направленные на воспитание доброты, гражданственности, чувства ответственности за порученное дело. Даже этюды у нас носят название «Милосердие», «Любовь», «Соучастие».

Именно в детском театральном коллективе успешно решаются задачи воспитания нравственной личности, ориентирующейся на высокие общечеловеческие ценности – культуру, духовность, творчество.

Педагогическая деятельность театральной студии направлена на социализацию подростков в условиях школы, города, области, страны, их социальную адаптацию. Следуя принципам сотрудничества, создаваемая на занятиях атмосфера доверительного общения, диалога, добра и уважения, моделируемая ситуация успеха позволяет подросткам по-новому взглянуть на себя, проявляя какие-то неведомые для себя качества.

Знания и навыки, полученные на занятиях в театральной студии, ребята применяют и в повседневной жизни. Все воспитанники отметили, что они востребованы в своих классах и школе: на вечерах, конкурсах чтецов, на праздниках и уроках гуманитарного цикла. Особенно порадовал тот факт, когда 19% подростков отметили, что их высоко ценят друзья, их семьи и люди старшего возраста. Это означает, что удалось выявить способности и достоинства ребёнка, развив и обратив их во благо другим.

Несмотря на сложности работы с данной категорией воспитанников надо отметить, что у ребят формируется сознательное и заинтересованное отношение к делу, когда каждый болеет за всех и все за каждого, когда воспитанники с увлеченностью отдают всё, что получили сами на занятиях, ведь придя в театральный коллектив, ребенок уже совершает самостоятельный шаг, побуждающий к началу чего-то нового, потому что ему нужны «…радость творчества, радость красоты, радость творческих побед»!

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×