"Создание условий для развития сенсорного восприятия детей с нарушением зрения." | Кочетова Евгения Владимировна. Работа №205600
Автор: Кочетова Евгения Владимировна
Создание коррекционной предметно-развивающей среды для детей с нарушениями зрения как благоприятного фактора всестороннего и гармоничного развития ребенка.
Создание условий для развития сенсорного восприятия детей с нарушением зрения.
Е.В.Кочетова учитель – дефектолог (тифлопедагог)
Для успешного обучения детей с нарушениями зрения необходимо создание соответствующей предметно-развивающей среды. Первый опыт по созданию предметно-развивающей среды опирался на общепедагогические требования с выделением специальных "коррекционных зон". В дальнейшем это отношение было пересмотрено, и развитие среды происходило с опорой на общедефектологические принципы, а также на дифференцированный подход, исходя из своеобразия психофизического развития детей с амблиопией и косоглазием. В этом случае можно говорить о создании коррекционно-развивающей среды, отличающейся тем от предметно-развивающей, что она решает задачи коррекционной помощи и организацию условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с нарушением зрения (Плаксина Л.И., Сековец Л.С.). Коррекционно-развивающая среда должна побуждать детей с нарушением зрения взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым познавательную активность каждого ребенка (Наумкина Т.Н.). Таким образом, при организации коррекционно-развивающей среды следует учитывать структуру первичного дефекта и проблемы, возникающие у детей при ориентации, овладении и взаимодействии с окружающей средой; обеспечение комплексного подхода к коррекционно-развивающей среде во взаимосвязи медицинских и психолого-педагогических средств коррекции. То есть должны быть созданы такие условия, чтобы задачи коррекционно-компенсаторной и лечебно-восстановительной работы были взаимосвязаны. (Плаксина Л.И., Сековец Л.С.).
Рассмотрим те элементы среды, которые отвечают выше перечисленным требованиям:
1. Оформление стен групповых комнат и спален различными зрительными тренажёрами.
2. Подбор дидактических игр и игрушек для развития сенсорного восприятия дошкольников.
При оформлении групповых комнат и спален учтена возможность размещения зрительных тренажёров: схем Базарнова, различных лабиринтов. При прохождении лабиринтов используются гимнастические катки. Дети с расходящимся косоглазием проходят их ниже уровня глаз, а со сходящимся - выше уровня глаз. Работа с лабиринтами тренирует мышцы глаза, развивает точность движений, а также способствует коррекции осанки. Интересным приёмом является использование в качестве зрительных тренажёров гибких светящихся шнуров, чаще всего воспитатели используют их на занятиях при проведении зрительных гимнастик.
Дети с нарушением зрения из-за плохой ориентации в пространстве подвержены гиподинамии, а также имеют нарушения в координации движений и в овладении двигательными актами. Поэтому в группах и в саду созданы условия для полноценного физического развития дошкольников, для удовлетворения их физической активности. Воспитатели одной из групп сочетали создание физкультурного уголка со зрительным тренажёром и с дидактическим пособием по математике. Работа с этим пособием позволяет решать сразу несколько задач: закрепление цвета и форм геометрических фигур, количественного счёта; упражнение в метании мяча по удалённой цели; тренировка мышц глаза; развитие внимания. Такие упражнения полезны при амблиопии и монокулярном характере зрения, т.к. дают возможность ребёнку оценить расстояние до удалённых предметов.
Органично вписываются в интерьер групп заслонённые изображения предметов, выполненные на потолочных плитках. Такие изображения позволяют учить воспитанников чтению заслонённых и зашумлённых изображений в свободное от занятий время. Изображения могут меняться в зависимости от темы изучаемого материала, что обеспечивает подвижность окружающей среды.
Дети с нарушением зрения получают недостаточно информации об окружающем мире, либо она искажена. Зрительное восприятие у таких детей происходит на суженной сенсорной основе, вследствие этого снижается качественный уровень представлений о том, что их окружает.
Л.И. Плаксина и другие исследователи отмечают, что дети с нарушением зрения при обследовании и опознание предметов, их свойств и качеств не используют в полной мере сохранные анализаторы. Во-первых, в силу того, что эти анализаторы недостаточно развиты и требуют специальной разработки. Во-вторых, в специальных образовательных учреждениях для детей с нарушением зрения, педагогами, ввиду отсутствия специальных методик по развитию функций сенсорных анализаторов, недостаточно внимания уделяется этой важной стороне компенсации зрительной недостаточности, что, в свою очередь, осложняет обучение детей в школе. Исследования Селезнёвой показали, что в процессе сенсорной ориентации дети с косоглазием и амблиопией без специального обучения полностью доверяются поступающей зрительной информации. Лишь отдельные дошкольники осознают необходимость использования сохранных органов чувств, отдавая при этом предпочтения осязанию и слуху.
Развитие сенсорного восприятия у дошкольников с нарушением зрения требует системной и постоянной работы тифлопедагога и воспитателей и, конечно, создание определённых условий, одним из которых является подбор дидактических игр и игрушек для развития:
• зрительного восприятия;
• тактильного восприятия;
• слухового восприятия;
• обоняния.
К сожалению, вопрос о развитие обоняния, классификации и идентификации запахов недостаточно изучен в методической литературе, и в нашем ДОУ нет необходимого количества пособий для решения этой задачи.
Проблема, возникающая при подборе игр и игрушек для развития сенсорного восприятия, состоит в том, что наша промышленность практически не предлагает игровых пособий для детей, имеющих патологию зрения, и педагогам приходится пользоваться тем, что выпускается для нормально-видящих детей. Поэтому, при покупке игр и пособий нужно обращать внимание на следующее:
• цветовое изображение. Дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создаёт у детей положительный эмоциональный настрой. При таких зрительных заболеваниях, как косоглазие и амблиопия, восприятие определённых цветов (красного, жёлтого, оранжевого) особенно важно, так как растормаживает колбочковый аппарат сетчатки глаз, способствуя закреплению результатов лечения, направленного на повышение остроты зрения (Подколзина Е. Н.).
• чёткие контуры изображений.
• отсутствие лишних деталей.
• идентичность игрушек реальным объектам.
В группах созданы центры коррекции, включающие в себя специальные дидактические пособия и игры. Кроме того, пособия по развитию цветового восприятия, тактильных ощущений и слухового восприятия находятся в центре искусств, а в центре математики размещены пособия по развитию формовосприятия и восприятия величины.
Большее количество игр относится к развитию зрительного восприятия. Такие дидактические пособия и игрушки, как: пирамидки, логические кубы, «Сложи узор», палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, различные виды мозаик, конструкторов позволяют формировать умения различать форму, цвет, величину и пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов, а также воссоздавать предмет по контурному изображению, разделять конструкцию на составные части, воссоздавать форму из геометрических фигур. Размер деталей мозаик и конструкторов зависит от зрительной нагрузки, рекомендованной офтальмологом, таким образом, работа с этими играми является тренировочным комплексом в помощь к лечению.
Для упражнения детского глазомера и глазодвигательных функций, развития периферического зрения и координационных способностей детей используются игры типа: скатывания шара с горки по жёлобу, «продвинь шар», сетка, скользящие фигурки, копировальный экран «Мираж».
Лото «Птицы», дидактический набор «Моторика» развивают умение анализировать изображения, сличать их с реальным объектом, силуэтным и контурным изображением, обучают зрительно-пространственной ориентировке на плоскости.
Для развития и стимулирования осязательных и тактильно-кинестетических функций мы применяем различные игровые средства: тактильные дощечки, контейнеры, мешочки, коробочки с природным материалом. Использование шнуровок, нанизывание бус, сортировка предметов пинцетом, дидактическое упражнение «Обведи по контуру» помогают развитию мелкой моторики и сочетаются с активизацией и стимуляцией зрительных функций, способствуют формированию бинокулярного зрения. Дифференцированный подход в различных коррекционных приёмах: например, использование красного и жёлтого фона при амблиопии, выделение контуров изображения и рабочей поверхности при астигматизме, работа на подставках и на мольберте при сходящемся косоглазие способствуют закреплению успехов ортоптического лечения.
Для развития слухового внимания необходимо развивать чуткость детей к звукам окружающей среды. Для решения этой задачи на музыкальных занятиях используем детские музыкальные инструменты: трещётка, кастаньеты, коробочка, тон-блок, бубенцы, треугольник, ксилофон, металофон, маракас, бубен, колокольчики. Групповые музыкальные центры оснащены самодельными музыкальными инструментами и игрушками, изготовленными воспитателями, родителями, музыкальными руководителями. Обогащению представлений о звуках реального мира помогают аудиозаписи: «Звуки природы», «Звуки улицы».
Пособие «Ферма» совмещает дидактические и игровые действия, позволяющие детям ориентироваться на слух, зрение, осязание. Для этого к данному комплекту подобраны записи реальных звуков: мычание коров, ржание лошади и другие звуки деревни.
Таким образом, коррекционно-развивающая среда, способствующая развитию сенсорного восприятия детей с учётом их особенностей в зависимости от заболевания, помогает успешно решать задачи социальной адаптации дошкольников с нарушением зрения и повышать результат лечебно-восстановительной работы, что в свою очередь обеспечивает высокий уровень компенсации дефекта. Начиная с 2002-03 учебного года у 24 детей, что составило 49 %, снят диагноз амблиопия. За это время в школу выпущено 25 детей, из них 23 % - с остротой зрения 1,0 без очков. Особым достижением считаем изменение характера зрения у двух детей: из монокулярного в одновременный, а у другого с одновременного на бинокулярный.
Список литературы.
Плаксина Л. И., Сековец Л. С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных учреждениях компенсирующего вида. М.: ЗАО «Элти-Кудиц», 2006.
Подколзина Е. Н. Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения. «Дефектология», № 6, 2005, с. 33. Селезнёва Е. В. Осознание ребёнком с нарушением зрения своих сенсорных возможностей при восприятии окружающего мира. «Дефектология», № 1, 1996, с.62.
Социализация дошкольников с нарушением зрения средствами игры / Под ред. Е. Н. Подколзиной. – М.: Город Детства, 2006. – с. 17.