Создания условий для развития любознательности и познавательной активности у детей дошкольного возраста.

Автор: Теркина Ольга Викторовна

 

Создания условий для развития любознательности  и познавательной активности у детей дошкольного возраста.

 

(воспитатель старшей группы №2 МАДОО ЦРР ДС «Радуга» Краснослободского муниципального района Республики Мордовия

 

Теркина О.В.)

 

 

 

«В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность»

 

.Д.Лессинг.

 

 

 

 

 

 Дошкольный возраст - возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного и творческого развития детей.

 

 Природные возможности каждого ребёнка велики. Если не создавать соответствующие условия для реализации познавательного и творческого направления - эти возможности нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания и творческой деятельности.

 

Учёными-педагогами выявлены педагогические условия, которые обеспечивают достаточно устойчивые познавательные интересы дошкольников:

 

-Создание обогащённой предметно-пространственной среды для начала развития интереса;

 

-Включение занимательности в содержание занятий;

 

-Создание проблемно-поисковых ситуаций;

 

-Вовлечение в выполнение творческих заданий;

 

-Интеграция разнообразной деятельности;

 

-Организация экспериментирования;

 

-Стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности.

 

Определив необходимость работы по развитию познавательной активности дошкольников, я поставила перед собой следующие задачи:

 

 

 

1.Создать в группе предметно-развивающую среду, определить её значение для развития познавательных интересов.

 

2.Разработать и апробировать конспекты занятий с занимательным содержанием, имеющие проблемно-поисковые ситуации; ввести в обучение интегрированные занятия.

 

3.Создать серию развивающих и дидактических игр.

 

4.Использовать в работе задания творческого характера.

 

5.Широко использовать в работе такие методы обучения как опытно-экспериментальная и проектная деятельность.

 

6.Организовать работу с родителями по вопросу воспитания активного и успешного ребёнка.

 

 

 

Организация предметно-пространственной развивающей  среды.

 

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества, познавательной активности.

 

Свою работу по оформлению игровой комнаты я начала с оценки имеющихся условий и осознании того, что предметно-развивающая среда должна соответствовать задачам развития детей.

 

Так как ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то я посчитала необходимым преобладающее место отвести игровой зоне. Именно игра необходима детям для эмоционального благополучия, самовыражения, самоутверждения, общения со сверстниками.

 

 На пятом году жизни дети начитают стремиться к творческому воссозданию мира: они выступают как творцы, сценаристы и режиссёры этого мира, событий, происходящих в нём. В этом отношении игра как деятельность, смысл которой лежит для ребёнка в самом процессе действования, начинает смыкаться с различными видами  продуктивной деятельности. Конструирование, лепка, вырезывание из бумаги недостающих предметов включаются в игру, и зачастую этот момент перевешивает саму игру.

 

Поэтому, создавая сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Парикмахерская», «Семья», «Больница», я учла эту особенность и предоставила возможность детям свободно использовать такие материалы как пластилин, бумагу, природный и бросовый материал, способствующие развитию игровых замыслов и творчества. Его я  разместила в красиво оклеенных коробочках; дети используют для своих игр и строительный материал, находящийся в «Уголке Конструктора».

 

 Для формирования интереса к элементарной математической деятельности  в группе создан уголок математики. Здесь  собраны: дидактические игры, игры сделанные своими руками, наглядный материал, раздаточный  материал, рабочие тетради. При подборе игр учитываю особенности умственного развития детей, а также их интерес. Дети очень любят такие игры, как «Кто быстрее найдёт»,«Кто больше увидит и назовёт» , «Угадай по описанию», « Найди лишний предмет», и т.д. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него  мыслительной деятельности. Учебную зону я оформила магнитной доской, на которой изображены сказочные персонажи Буратино и Незнайка, которых дети «обучают» всяким премудростям. Периодически я вывешиваю рисунки животных, растений или плакаты с цифрами, которые вызывают интерес у детей и множество вопросов: «Кто это? Что это? Зачем?»

 

 

 

 

 

 Понимая необходимость развития памяти, логического мышления, воображения, внимания, я предлагаю детям ряд развивающих игр. Это «Лабиринты», «Найди пару», «Найди отличия», , «Из каких я фигур», «Круг, овал, квадрат», др. Эти игры способствуют формированию действий сравнения, классификации, узнавания по описанию, умение осуществлять контрольно-проверочные действия.

 

Особое значение в своей работе я придаю работе с художественной литературой, знакомстве с книгой;  стараюсь привить любовь к чтению. Ведь именно литература помогает ребёнку познавать мир, заставляет задуматься о своих и чужих поступках, воспитывает и учит. На книжной полке у нас много книг, разных по содержанию, для разного возраста; стихи и сказки, рассказы и книжки-малышки, детские энциклопедии.

 

 В книжном уголке я организовала настольный театр. Сказка – повод понять что-то большее, посмотреть на себя со стороны, обдумать важные проблемы. Игры по сказкам учат ребёнка ставить себя на место героя сказки, сравнивать и анализировать, делать выводы и обобщения. Нами изготовлены и приобретены маски и куклы«литературные герои» и простейшие декорации. Дети с удовольствием  инсценируют сказки, имея возможность проявить своё творчество.

 

. В процессе ознакомления с миром природы у детей формируется представление о живом и неживом мире, о взаимосвязи и взаимодействии объектов и явлений природы

 

Большой интерес вызывают у детей объекты природы и природных явлений . Здесь помогает «Уголок живой природы», в котором имеются, комнатные растения, календарь наблюдений за погодой, копилка природного материала

 

 

 

Есть в группе Уголок безопасности: модель светофора, дорожные знаки, телефоны экстренных служб. Дети с удовольствием разъясняют друг другу, что обозначает дорожный знак или как позвонить в пожарную службу.

 

Для двигательной активности предусмотрен спортивный уголок, где находятся: обручи, мячи разных размеров, массажные мячи, скакалки.

 

В среднем и старшем дошкольном возрасте дети особенно чувствительны к оценке взрослого, ожидают поддержки и похвалы, хотят услышать и увидеть одобрение своих действий. Поэтому посчитала необходимым выделить место, где ребёнок мог бы выставить свою поделку, работу, украсить ею помещение. Важным составляющим познавательной активности является творческое начало, поэтому я организовала уголок «Наше творчество» (совместные поделки детей и родителей, кружковой работы), лесенку поделок из пластилина.

 

 

 

Особый интерес у детей нашей группы вызывает такая форма работы, как экспериментирование. Хочется обратить Ваше внимание на наш мобильный экспериментальный уголок, который не оставит без внимания ни одного из «юных исследователей». Любой желающий из детей может принять участие в различных видах экспериментирования.  В ходе экспериментаторской работы  я стараюсь не давать детям  сразу готовые знания , а создаю  проблемную ситуацию, решить которую ребёнок сможет, если привлечёт свой опыт и овладеет  при этом новыми знаниями и умениями.

 

Приведу пример эксперимента «Как вода исчезает». Мы брали разные предметы: губку, газету, кусок ткани, полиэтилен, блюдце. Аккуратно ложкой поливали их водой. Отмечали, какие предметы впитывают воду, какие нет, какие предметы впитывают воду лучше. Наливали воду в блюдце, отмечали уровень воды фломастером, оставляли на несколько дней, отмечали новый уровень. Пришли к выводу, что вода не могла впитаться, она «улетела» в воздух в виде маленьких частиц (испарилась).

 

 

 

Ознакомление с предметным окружением обеспечивает целостную систему знаний, которая отражает существенные связи и зависимости в той или иной области. В ходе ознакомления с предметным миром, созданным руками человека, у детей формируется представление о функциональном назначении основных предметов, окружающих ребенка, и о способах действия с ними. 

 

Так, например, большой стимул к познанию вызывают , созданные в группе коллекции: «Коллекция открыток», «Коллекция камней», «Коллекция морских обитателей», которые были созданы с участием детей группы.

 

 Таким образом, создав разнообразную предметно-развивающую среду, я считаю, что способствовала формированию и развитию познавательного интереса

 

Развитие познавательной активности на занятиях.

 

Приступая к подготовке занятий с дошкольниками, я старалась учесть главное, по моему мнению, условие: детям должно быть интересно. Взрослые зачастую спешат дать ребёнку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это даёт ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребёнка заниматься математикой, если ему скучно?

 

Я думаю, что основное усилие и педагогов, и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. Нет нужды доказывать, что ребёнок, играя, учится, и что в игре за несколько минут он усвоит столько, что иным способом не выучит и за час.

 

Игровые ситуации дети воспринимают более естественно, чем серьёзные обсуждения. Игры помогают детям расслабиться, раскрепоститься и почувствовать себя комфортно. Эти факторы очень важны для формирования стойкого познавательного интереса.

 

Чаще всего на занятиях я предлагаю детям игру-путешествие. Сюжеты беру из знакомых детям народных сказок. Например, обучая детей счёту в пределах 5, я предложила детям посетить сказочный теремок. Мы помогали мышке правильно выложить дорожку из геометрических фигур, лягушке – собрать бусы в логической последовательности, зайке – починить шубку (выбрать по форме подходящую фигуру для заплатки), лисе – украсить теремок флажками, пересчитав их, медведю – выбрать их всех дорог самую широкую и короткую, а затем сконструировать и сам теремок.

 

Находясь в постоянном движении на занятии,  дети не думают об усталости. Учебный материал усваивается ненавязчиво, сам собою.

 

Постоянными «участниками» моих занятий являются Незнайка, Буратино, доктор Айболит, кот Леопольд, лесные жители.

 

В свою работу я внедряю интегрированные занятия. На таких занятиях ребёнку предоставляется возможность применить свои знания и умения в различных видах деятельности, объединённых общей темой. Например, мне удалось объединить занятия по развитию речи, рисованию и аппликации. Такие занятия поддерживают познавательный интерес детей, помогают найти применение полученных ранее умений на практике.

 

 

 

Ознакомление с явлениями социальной жизни вводит детей в мир социальных отношений и формирует представления о человеке, о видах деятельности человека, о его чувствах и взаимоотношениях в социуме.

 

И свою работу я всегда стараюсь разнообразить интересными формами и видами. Мы проводим виртуальные экскурсии, творческие игры, встречи с интересными людьми, и каждый вид деятельности  приносит  свои  положительные  результаты .  Например, детям очень интересно было слышать , как создавалась книга стихов, написанная специально для них из уст самого писателя Николая Лунина, а подаренный им сборник стихов стал очень любимым  и читаемым  в группе.

 

. Большие возможности для развития познавательных интересов ребёнка открываются в проектной деятельности. В группе, мы с детьми  познакомились с разнообразием комнатных растений , правилами ухода за ними, условиями размножения в проекте «Мой цветок».В проекте «Волшебница вода» дети сами исследовали свойства воды, делали выводы, решали проблемные вопросы, поставленные в познавательных сказках о воде.

 

 Проект «Сказка в гости к нам спешит» обогатил эмоционально-нравственный опыт детей, они научились познавать мир не только умом, но и сердцем. С детьми мы принимали  и принимаем участие в конкурсах разного уровня, таких как:

 

-«Радуга открытий» по формированию исследовательских умений у дошкольников;

 

-в фотоконкурсе «Фантазии природы»;

 

-в выставках «Осенняя поделка » и «Новогодняя  игрушка».

 

В завершении, хотелось бы отметить, что создание условий для развития познавательной активности зависит не только от педагогических технологий, но и от  личности, профессионализма и творчества педагога .Любознательные дети растут рядом с любознательными взрослыми. И я стараюсь не поддаваться иллюзии, что всё и обо всём уже знаю. Открываю мир вместе со своими воспитанниками, отыскиваю и приношу в детский сад любопытные вещи, предметы, поощряю инициативу и самостоятельность.

 

 

 

 Консультации для родителей.

 

Педагогический процесс немыслим без совместной деятельности детей, воспитателей и родителей. Поэтому считаю важным просвещать родителей в вопросах воспитания и обучения. Не стала исключением и проблема формирования и развития познавательных интересов дошкольников. Я предупредила родителей, чтобы они старались не допускать пассивности детей, поощряли активную деятельность и творчество.

 

Я рассказала о том, какие качества свойственны предприимчивому ребёнку: активность, инициативность, увлечённость, практичность, стойкость к неудачам, аналитический склад ума, интуиция, энергичность.

 

Я предложила родителям взглянуть на своего ребёнка со стороны и определить, какие качества предприимчивого человека у него уже имеются, а какие следовало бы потренировать.

 

 При этом стоит помнить, что нашим детям приходится получать образование, строить свою жизнь и карьеру в других условиях, чем нам. Значит, могут понадобиться и совсем новые качества для достижения успеха.

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x