Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Специфические особенности учреждений дополнительного образования детей» | Шааб Валентина Александровна. Работа №324838

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

В статье представлены специфические особенности деятельности учреждений дополнительного образования детей, содержание социального воспитания, функционирование детских сообществ, межличностное взаимодействие между педагогом и воспитанниками, эффективность профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.

 

Ключевые слова: дополнительное образование детей, специфические особенности, воспитательный процесс, детские сообщества, социальное воспитание, педагогическое взаимодействие.

 

 

Аннотация: В статье представлены специфические особенности деятельности учреждений дополнительного образования детей, содержание социального воспитания, функционирование детских сообществ, межличностное взаимодействие между педагогом и воспитанниками, эффективность профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, специфические особенности, воспитательный процесс, детские сообщества, социальное воспитание, педагогическое взаимодействие.

Annotation: The article presents the specific features of the activities of an additional education of children, social education content, the functioning of the children's communities, interpersonal interaction between teacher and the children, effectiveness of the professional work of the teacher of an additional education.

Keywords: additional education of children, specific features, educative process, children's communities, social upbringing, pedagogical interaction.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительное образование детей это своеобразная форма образовательного спектра, способствующая раскрытию творческого потенциала детей посредством уникально разработанных методик. [3]. Центры и учреждения, специализирующиеся на прeдоставлении уcлyг дополнительного образования состоят из множества направлений реализации потенциала детей и подростков, обеспечивая воспитанникам предоставление возможностей для сохранения и изучения педагогических традиций. Дополнительное образование основано на внедрении и функционировании современных форм обучения, основанных на гуманистических ценностях педагогики сотрудничества.

Система дополнительного образования зиждется на нескольких ключевых специфических особенностях, из которых складывается положительный результат данной образовательной формы.

Первая специфическая особенность дополнительного образования состоит в том, что учреждения, предоставляющие данные услуги, остаются преимущественно государственными.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» с 1992 г. начат процесс эволюционного видоизменения системы внешкольной работы и внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное состояние. Министерством образования Российской Федерации разработан пакет документов, определяющих развитие дополнительного образования в России, дающих теоретические и практические ориентиры для работы административных и педагогических работников системы дополнительного образования детей.

Система дополнительного образования имеют различное ведомственное подчинение, например: Министерство образования РФ, Министерство культуры РФ, Государственный комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму. Это и является второй специфической особенностью дополнительного образования.

Третья особенность учреждений дополнительного образования заключается в подборе персонала, наиболее соответствующего специфике внешкольной деятельности. Так, даже если педагоги дополнительного образования не имеют профессионально-педагогической подготовки, то они являются специалистами в конкретной предметно-практической сфере, поэтому решение ими задач социального воспитания происходит интуитивно. Тем не менее, специалисты данной образовательной сферы должны соответствовать таким критериям как: творческая направленность, владение профессиональными навыками, умение организовать работу с детьми таким образом, чтобы вторые были вовлечены в процесс дополнительного образования добровольно и с активно проявляемым интересом [1].

Четвертая особенность дополнительного образования основана на добровольном выборе ребенка того кружка или секции, которая соответствует его интересам и желаниям. Процесс вовлечения воспитанника в деятельность учреждения дополнительного образования – это очень ответственный момент, так как именно в такой среде к ребенку применяется индивидуальный подход с учетом его личностных потребностей. Система дополнительного образования реализует потребность воспитанников в добровольном выборе сообщества по интересам, в котором ребенок чувствует себя наиболее комфортно.

Добровольно включаясь в образовательный процесс, ребенок и его родители доверяют педагогам свое самое ценное достояние свободное время, надеясь, что результатом такой инвестиции станет эффективное удовлетворение комплекса образовательных потребностей развивающейся личности. Именно в системе дополнительного образования детей стал возможным индивидуальный подход к ребенку, свободный от жестокой оценки и регламентации.

 

Пятая особенность учреждений дополнительного образования – это функция так называемого «дополнения». Так как занятияв школе и учреждениях дополнительного образования идут нога в ногу. Таким образом, школьная программа пополняется необходимыми знаниями, умениями и навыками, приобретаемыми на внешкольных факультативах и занятиях.

Система дополнительного образования напрямую зависит от школьной программы и изучаемых школьниками материалов. Учреждения дополнительного образования основаны на определённых образовательных потребностях школьников: вовлечение их групповые занятия по интересам, расширение кругозора, приобщение к новым группам и объединениям, развитие навыков, необходимых в выборе будущей профессиональной деятельности [4]. Дополнительное образование способствует улучшению качества жизни школьников и повышению их образовательной мотивации.

Из предыдущей описанной особенности дополнительного образования следует шестая – содействие школьникам в освоении первичных знаний в профессиональном самоопределении. Учреждения дополнительного образования предназначены, в том числе, и для содействия воспитанникам в определении жизненных установок, ценностей и профориентации. В процессе проведения дополнительных занятий с ребенком специалисты уточняют и фиксируют наклонности, интересы и способности школьников к той или иной деятельности, применяя их личностные особенности к определённым видам профессионального мастерства. Таким образом, учреждения дополнительного образования становятся своеобразной площадкой для восхождения ребенка к профессии путем многочисленных проб в сфере практической деятельности через углубление и расширение содержания образования.

Седьмая особенность опосредованность социального воспитания. Весьма интересным представляется рассмотрение социального воспитания в учреждении дополнительного образования детей через принцип дополнительности в социальной педагогике. Если воспитание дополняет процесс стихийной социализации, то в воспитательной организации, призванной «дополнять воспитание», акцент может быть сделан на уменьшении управляющего начала. Скорее всего, характерной чертой учреждений дополнительного образования детей становится оптимальное сочетание стихийной, относительно направляемой, социально-контролируемой социализации и сознательного самоизменения человека.

Восьмая особенность – специфические особенности педагогического взаимодействия в учреждениях дополнительного образования детей. Педагоги имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, на проявление творчества, общественной и педагогической инициативы.

Практическая деятельность педагога в системе дополнительного образования детей реализуется через выстраивание субъект-субъектных взаимоотношений, создание диалога с учащимися, что требует особого артистизма, способности организовывать педагогический процесс так, чтобы он был ярким, самобытным и в то же время личностно-значимым для учащихся. Отсутствие жестких образовательных стандартов в учреждениях дополнительного образования детей и то, что педагог заинтересован в посещении ребенком занятий задает такие особенности учреждения как креативность жизнедеятельности детских объединений, дифференциация воспитательного процесса, индивидуализация, обращенность к процессам самопознания, самовыражения и самореализации ребенка, подлинный диалоговый характер межличностных отношений между педагогом и воспитанниками.

Таким образом, из разбора восьми ключевых специфических особенностей учреждений дополнительного образования детей следует ,что данная система регулярно совершенствует методы и формы образовательного процесса. [2]. Программы, авторами которых являются педагоги дополнительного образования детей, – результат осмысления и анализа научно-методической литературы и собственного практического опыта. Реализация авторских программ на практике приводит к тому, что в процессе педагогического взаимодействия учитывается методика преподавания и личные возможности детей, создаются условия для опережающего развития более подготовленных воспитанников, обеспечивается индивидуальный темп передачи материала для детей, имеющих трудности в его усвоении.

Таким образом, дополнительное образование имеет множество преимуществ и специфических особенностей. Для родителей важно выбирать качественные программы, соответствующие интересам и потребностям ребенка [5]. Рекомендуется также не забывать о необходимости баланса между дополнительным и основным образованием, а также учитывать мнение ребенка при выборе программы. Важно стимулировать познавательную мотивацию и развивать творческие способности ребенка, чтобы у него были все необходимые знания и умения для успешной карьеры в будущем.

 

Список литературы

Березина

В.А.

Дополнительное образова

ние детей как средство их твор

ческого развития: Дис. … канд

. пед. наук: 13.00.01. – М., 201

8.

Борисов

А.И.

Психолого-педагогическ

ие аспекты подготовки педагога-

хореографа: Дис. … канд. псих

ол. наук: 19.00.07. – Самара 202

1.

Буйлова

Л.Н.

Организация

дополнительного

образования

детей

в

школе // Справочник за

местителя директора школы. – 202

0.

Дейч

Б.А.

Дополнительное образование детей: электрон.

изд. – Новоси- бирск: НГПУ, 201

5.

– Из содерж.: Гл. 5. Социально-педагогические аспекты в деятельности учреждений дополнительного образования.

Куприянов

Б.В.

Педагог дополнитель

ного образования: анатомия про

фессиональной деятельности // Дополнительное

образование и воспитание. – 201

9. – №12. – С. 3–7; 2010. – №1. – С. 5–8.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×