Способы и методы познавательного развития | Ульяна Сергеевна Уварова. Работа №294568
Автор: Ульяна Сергеевна Уварова
Одной из наиболее важных задач педагога – специалиста и воспитателя является обучение детей ориентироваться в окружающем информационном мире. Именно поэтому педагоги и воспитатели должны структурированно подходить к выдаче информации детям, научить использовать и знания и умения, правильно выражать свои мысли и методично направлять ребенка, организовывать познавательные занятия.
При условии правильного организованного педагогического процесса с применением методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, а также с правильно организованной предметно – развивающей средой дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок напряжения усвоить предложенный материал. А чем более подготовленным придет ребёнок в школу – имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, тем успешнее будет для него начало школьного детства.
Способы и методы познавательного развития.
Схема развития любого вида деятельности:
сначала она осуществляется в совместной деятельности с взрослыми,
затем в совместной деятельности со сверстниками
и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребёнка.
Л. С. Выготский
Одной из наиболее важных задач педагога – специалиста и воспитателя является обучение детей ориентироваться в окружающем информационном мире. Именно поэтому педагоги и воспитатели должны структурированно подходить к выдаче информации детям, научить использовать и знания и умения, правильно выражать свои мысли и методично направлять ребенка, организовывать познавательные занятия.
Организация познавательных занятий.
Определение структуры и содержание занятий происходит в соответствии с образовательными целями и их смысловым содержанием. Все занятия нужно сочетать как познавательную, так и игровую деятельность. Воспитатель выражается в объяснениях очень понятным языком для ребенка, использует речевые и игровые приемы.
Структура занятия:
1. Первый этап всегда вступительный. Постановка задач детям, сформулировать устно, что от них будет требоваться, какая работа им предстоит.
2. Второй этап, основная часть занятия. Поиск средств, для решения задачи занятия, достижение необходимой цели познания. Во время занятия ребенок получает новые знания и умения, которые потом сможет применять в различных ситуациях. В процессе занятия используется интересный дидактический и наглядный материал.
3. Третий этап, заключительная часть занятия. Дети изучают полученные знания и делают выводы.
Несколько методов и приемов для усвоения познавательного материала.
1. Организация совместных познавательных занятий.
Совместные занятия проходят в виде викторин (старшая и подготовительная группа), сюжетно – ролевых игр, с использованием дидактических игр.
Педагог вовлекает детей в игру, показывая свою заинтересованность и увлеченность. Кроме этого, воспитатель может включиться в уже созданную детьми игру, направляя ее ход изнутри. Таким методом дети научатся выбирать правильное направление и применят прием в последующих играх.
2. Самостоятельная познавательная деятельность.
В процессе самостоятельной познавательной деятельности у детей появляется возможность самореализации и развивается творческая активность. Формируется способность ребенка работать в группе, взаимодействовать самостоятельно с воспитателем, ориентироваться в играх и своих интересах.
Игра для дошкольника выполняет ту же функцию, что учебник для школьников, она помогает осознать происходящее вокруг. Все игры, и развивающие игры с правилами в том числе, удовлетворяют потребность в познании окружающего.
На этом уровне ведется диагностика ребенка как личности.
3. Проектная работа.
Проект - определенный комплекс действий, организованный педагогом и выполняемый детьми. Воспитатель создает условия, которые дают детям возможность самостоятельно или с помощью взрослых получать новый для себя опыт, новые знания и умения в ходе экспериментирования и поиска решения задач. Этот метод очень полезен, он развивает исследовательские навыки, логику, стимулирует познавательную активность, развивает коммуникативные навыки ребенка, дети учатся планировать и следовать инструкциям при выполнении поставленных задач.
4. Экспериментирование.
Этот метод рассматривается как действия направленные на познание качеств и свойств материала, предметов, связей и явлений. Дети на «живом» примере учатся познавать новые возможности предметно – окружающей среды. Делятся мнениями, развивают речевые понятия во время проводимого эксперимента, дети выступают в роли исследователя, который самостоятельно познает окружающий мир.
5. Самостоятельная творческая деятельность.
Этот вид деятельности дает ребенку возможность познать мир в ярких красках, развивать фантазию, мыслить «творческим языком», выражать себя как личность.
Понимание познавательного развития дошкольников предполагает его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. С многочисленными методами и способами открытия знаний об окружающем мире ребенок получает и закрепляет полученные знания, развивает интерес к познавательной деятельности, использует полученный опыт в повседневной жизни и в общении со сверстниками и взрослыми.
Из общения с взрослыми дети усваивают огромное количество необходимой информации: названия предметов, действий, свойств, отношение взрослых ко всему окружающему.
К концу пребывания в детском саду воспитатели и педагоги должны помочь ребёнку освоить начальные представления в области естествознания, математики, истории. Научить, опираясь на собственные знания, принимать самостоятельные решения в разных видах деятельности.
При условии правильного организованного педагогического процесса с применением методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, а также с правильно организованной предметно – развивающей средой дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок напряжения усвоить предложенный материал. А чем более подготовленным придет ребёнок в школу – имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, тем успешнее будет для него начало школьного детства.