. Номер работы: №50884
Автор: Гриднева Елена Валерьевна
Влияние
игры на формирование эмоциональной структуры группы детей дошкольного возраста.
Гриднева Елена Валерьевна
Воспитатель
МБДОУ №14 г. Амурск
Игра не пустая забава.
Она необходима для счастья детей.
Для их здоровья и правильного развития.
Д.В.
Менджерицкая.
Группа детского сада, с
одной стороны, явление социально-педагогическое, развивающееся под воздействием
воспитателей, которые ставят перед этой группой социально-значимые задачи. С
другой стороны, благодаря существующим внутригрупповым процессам в ней имеются
зачатки саморегуляции. Являясь своеобразной малой группой, группа детского сада
представляет собой генетически наиболее раннюю ступень социальной организации,
где у ребенка развивается общение и разнообразные виды деятельности,
формируются первые отношения со сверстниками, столь важные для становления его
личности.
В последнее
время, педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники
испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило,
выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и
развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности,
адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку.
Отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого
человека – всё это приводит к различного рода конфликтам и непониманию
собеседников друг друга.
Умение общаться,
строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать,
сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие
полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного
психического здоровья человека.
В период
активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации
воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия
взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой
деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева АН, Эльконина
Д.Б. и т.д.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах
деятельности, но, прежде всего, в игре.
Каждый период
жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом
деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается
та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей,
формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности,
появляются психические новообразования, характерные именно для данного
конкретного возраста. Так, для детей дошкольного возраста ведущим видом
деятельности является игра.
Эльконин Д.Б.
подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое дает
эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К.Д., в игре
ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы
действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам
игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и
познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе.
Игра для ребенка – это серьезное занятие
Именно в
процессе игровой деятельности дошкольники приобретают первоначальный опыт
выполнения элементарных игровых действий принятия и исполнения игровой роли
социальной направленности, демонстрируют сформированные социальные навыки.
В качестве
элементарных социальных навыков детей дошкольного возраста рассматривается:
– навык установления контактов со сверстниками и способность их поддерживать;
– умение принимать участие в коллективных делах, принимать и оказывать помощь;
– умение согласовывать и координировать
свои действия и мнения с действиями и мнениями сверстников.
– умение договариваться со сверстниками в конфликтной ситуации.
Условия для
развития сотрудничества между детьми создаются в разных видах детской
деятельности, но приоритет игровой деятельности безусловен, ибо разнообразное
содержание игр, интеграция разных видов деятельности в игре, яркое проявление
детьми эмоций позволяют им успешно накапливать опыт сотрудничества. Характер
игровой ситуации ставит ребенка в положение, которое требует высокого уровня
сформированности у него социальных навыков по выбору способов и форм
взаимодействия, согласования целей, совместного планирования, распределения
ролей, достижения общего результата.
Игровая
деятельность - один из тех видов деятельности, которые могут быть использованы
взрослыми в целях формирования и развития межличностных отношений дошкольников.
Ведь игру отличают наличие воображаемой ситуации и непродуктивный характер
деятельности, что подразумевает направленность на сам игровой процесс и на
переживания играющего.
Проблеме
взаимодействия дошкольников со сверстниками посвящены многие
психологические, педагогические исследования (Т.В. Антонова, Г.М.
Андреева, Я.Л. Коломинский, Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов,
А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов, А.В. Петровский, Л.В. Пименова,
Т.А. Репина, А.П. Усова, С.Г. Якобсон). Доказано, что
совместная игра создает условия для возникновения
«детского общества» и развития качеств личности, позволяющих детям
взаимодействовать друг с другом. Ученые считают, что игра являясь моделью
социальных отношений взрослых, при определенных педагогических условиях и
методах, способствующих обогащению его содержания морально ценным сюжетом,
формирует нравственные качества личности и положительные
взаимоотношения между детьми ( А.К. Бондаренко, Л.П. Бочкарева, Т.Н. Бабаева,
М.В. Воробьева, В.Я. Воронова, Р.И. Жуковская и другие).
Проблема развития межличностных отношений детей
дошкольного возраста актуальна тем, что это многообразная и относительно
устойчивая система эмоциональных отношений, ядром которых являются направленные
на другого человека чувства. Они находят, как правило, свое выражение в общении
и совместной деятельности, во взаимооценках членов группы, а также в их
переживаниях, носящих избирательный характер.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, а
общение становится ее частью и условием. Игра дошкольников является
многоплановым, многопластовым образованием, которое порождает разные типы
детских отношений: сюжетные (или ролевые), реальные (или деловые) и
межличностные отношения.
В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать
другие дети. Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в
разных видах деятельности, в результате, которого формируется «детское
общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных
взаимоотношений.
Список литературы:
1.
Аверин В.А. «Психология развития детей дошкольного возраста» Конспект
лекций СПБ-2000 г.
2.
Антипина Е.А. «Театральная деятельность в детском саду: Игры,
упражнения, сценарии» М: ТЦ Сфера-2006 г.
3.
Аникеева Н.П. «Воспитание игрой» М: Просвещение 1987 г.
4.
Бондаренко А.К, Матусин А.И. «Воспитание детей в игре» Пособие для для
воспитателя детского сада. 2-е издание. М: Просвещение 1983 г.
5.
Бодалёв А.А. «Личность и общение» М: Педагогика 1983 г.
6.
Гербова В.В, Иванкова Р.А, Казакова Р.Г. «Воспитание детей в старшей
группе детского сада» Пособие для воспитателей детского сада: М: Просвещение
1984 г.
7.
Куницина В.Н. «Межличностное общение» СПб: Питер 2002 г.
8.
Кураев Г.А, Пожарская Е.Н. «Возрастная психология» Курс лекций.
Ростов-на-Дону 2002 г.
9.
Мухина В.С. «Возрастная психология. Феноменология развития»
10. Обухова Л.Ф. «Детская (возрастная) психология»
Учебник М - Российское педагогическое агентство 1996 г.
11. Осорина М.В.
«Секретный мир ребёнка в пространстве мира взрослых» СПб: Питер 1999 г.