Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Статья «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста через русскую народную сказку». | Лебедева Ольга Петровна. Работа №209713

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Лебедева Ольга Петровна
Статья Посвещена Нравственному Воспитанию детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок.

Статья «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста через русскую народную сказку».

 Нравственное воспитание очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Когда материальные ценности преобладают над духовными, мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям, и все реже встречаются в жизни проявления любви и добра, сочувствия и сострадания. Дети все чаще не могут построить дружеских отношений, договориться о совместных действиях в игре и быту. Под влиянием далеко не нравственных мультиков, компьютерных игр у детей искажаются представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.

Дошкольный возраст  является важнейшим этапом в развитии ребенка! Именно в этот период закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение. В дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы. Мышление ребенка дошкольного возраста  отличается образностью и конкретностью; он оперирует не отвлеченными понятиями, а наглядными образами и конкретными представлениями и на их основе делает обобщения, выводы.

«Сказка  входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного  детства и остается с ним на всю жизнь!» Поэтому, нравственное значение сказки огромное особенно в дошкольном возрасте, её важно использовать как сильное, и в тоже время не навязчивое педагогическое средство. Педагогическое значение сказачного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миромнравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам.

Образность - важная особенность сказок , которая облегчает их восприятие детьми , не способными еще к абстрактному мышлению. Ребенок, слушая сказку , повторяет в реальном мире тот фантастический путь, который проходит сказочный персонаж в течении сказочного сюжетаДошкольник  учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются переживания.

Во многих сказках воспевается находчивость, взаимопомощь и дружба. Многие сказки  внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравиться детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

 

.

Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах играют семья, детский сад и средства массовой информации.

Зная возрастные особенности детей дошкольного возраста, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста  идет формирование и развитие нравственных качеств человека.

На плечи воспитателя ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы развивать и воспитывать в душе ребенка духовное начало, развивать чувства, чтобы он не вырос равнодушным человеком.

Я считаю, что сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.

Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей со сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению . Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.

Нравственные понятия (честность, доброта) ярко выражены в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях близких людей, превращаются в эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка..

Сказка  не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно усваивают. И если, само художественное произведение (сказка) затрагивает душу ребенка, то система работы по приобщению детей дошкольного возраста  к художественной литературе через сказку будет способствовать социально-нравственному воспитанию детей.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать: • как дружба помогает победить зло («Зимовье»); • как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»); • что зло Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и тд. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.

Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

Из всего этого следует: Нравственное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

 

Список Литературы:

 

1)Василь℮ва М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду // Москва. - Мозаика - Синтез. – 2005-208 стр.

2)Каиров, И.А. Азбука нравственного воспитания / И.А. Каиров. - М.: Сфера, 2001. - 210 с.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×