Статья по региональному компоненту в ДОУ

Автор: Ощепкова Екатерина Александровна

Статья по региональному компоненту в ДОУ

Ощепкова Е.А.

   Региональная культура становится для ребёнка первым шагом в освоении богатства мировой культуры, присвоение общечеловеческих ценностей, формирование собственной личностной культуры. Социальную основу проблемы усвоения детьми регионального культурного наследия и преемственности культур составляет разработка вопросов гармонии общегосударственного и регионального в трудах Арнольдова А.И., Бердяева Н.А., Дмитриева А.Н., Добрынина В.И., Кагана М.С., Соловьёва В.С., Розанова В.В. и др. Формой проявления познавательной потребности, которая обеспечивает направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами является интерес. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, во внимании к объекту интереса. Региональная культура – специфическая культурная система, обладающая относительной автохтонностью. Общим для региональных культур является единое общественное творческое начало, а различает их форма, определяющаяся особенностями истории конкретных народов, различными условиями, в которых происходило формирование этих культур.

   Педагогические исследования определяют интерес как важнейший стимул к расширению кругозора ребёнка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом (Буре Р.С., Островская Л.Ф.) и рассматривают его интеллектуальную активность в сочетании с эмоциональным отношением и волевым усилием (Сорокина А.И.). Интерес всегда имеет предметную направленность, а так же имеет огромное прогрессивное значение в развитии личности.

   Приобщение к региональной культуре детей необходимо при обязательном присутствии личностного и познавательного интереса, доступности и возможности действовать в соответствии со своими способностями. Такие условия предоставляет декоративно – прикладное искусство – неотъемлемая часть культуры конкретной территории. Хабаровский край – типичный полиэтнический субъект Российской Федерации. Декоративно – прикладное искусство данной территории соединило в себе традиции малых народностей Приамурья.

   В нашем исследовании воспитания интереса к региональной культуре у детей старшего дошкольного возраста осуществлялось поэтапно. На каждом этапе решались задачи которые были обусловлены результатами эксперимента. Работу мы строили по принципу интеграции разных форм воздействия на детей, родителей и воспитателей. Базой нашей экспериментальной работы было МБДОУ д.с. «Алёнушка» п.Солнечный. В эксперименте участвовало 15 детей старшей группы.

   В процессе эксперимента в комплексе использовались разнообразные методы и приёмы, помогающие реализовать образовательные и воспитательные задачи по воспитанию интереса к региональной культуре. Эти методы были направлены, прежде всего, на ознакомление детей с декоративно – прикладным искусством края через наблюдения, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы. Все эти методы мы старались применить дифференцированно, учитывая уровень знаний детей о декоративно – прикладном искусстве, на котором находится тот или иной ребёнок, и специфику следующего, более высокого уровня, которого он должен достичь.

   В результате работы на первом этапе эксперимента предметы художественных ремёсел стали личностно значимыми для воспитанников, у них сформировалась потребность реализовать собственные интересы деятельности. Тем самым осуществилась подготовка к переходу на второй этап эксперимента, целью которого было развитие поисково – исследовательского интереса в процессе освоения способов создания, изображения и оформления изделий ремесленников.

   Основными методами работы на этом этапе было чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций, рисование орнамента и выполнение аппликации орнамента по образцу мастериц народов Приамурья. Основными формами организации дошкольников на данном этапе были: самостоятельная художественная деятельность, придумывание сказок, их инсценирование.

   Проведённая нами работа позволила констатировать, что декоративное, народно – прикладное искусство способствовало воспитанию интереса старшего дошкольного возраста к регионально культуре, её фольклору, изобразительному искусству и т.д. Дети теперь не только узнавали, но и научились ценить произведения культуры края.

   Сравнив результаты работы в старшей группе детей до и после освоения детьми специальной обучающей программы, мы выявили, что за период целенаправленной работы произошли существенные изменения в уровне развития интереса к региональной культуре у испытуемых.

   Мы убедились, что декоративно – прикладное искусство конкретного полиэтнического региона являются объектом интереса детей старшего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий: поэтапной организации процесса воспитания интереса; овладении детьми интеллектуальными умениями познания и изобразительными умениями отражения мотивов декоративно – прикладного искусства региона в собственной деятельности. Работа вызвала интерес не только у детей старшей группы их родителей, но и у педагогов данного МДОУ. Поэтому данную программу планируется адаптировать для других старших возрастных групп ДОУ, т.е. работа будет продолжаться, т.к. исследованная проблема  коллективом признана актуальной для данного МДОУ

Библиографический список

1.     Богатеева З.А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду / [Текст]З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 1982. – 175 с., ил.

2.     Каплан Н.И. Народное – прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока / [Текст] Н.И. Каплан. – М.: Просвещение, 1980. – 125 с., ил.

3.     Короткова Н. Организация познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста // Ребёнок в детском саду. – 2002. - №1. – С. 42 -48.

 

4.     Левчук Л. Региональная модель образования и национальные интересы России // Народное образование / Л. Левчук. – 1997. – С. 20 – 23.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x