Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 03.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Статья "Профориентация в начальных классах ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Бойко Ольга Юрьевна

Профориентация в начальных классах

О.Ю.Бойко

МБОУ "Средняя школа №82"

 

     Профессиональная ориентация в общеобразовательном учреждении представляет собой систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности, формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить свои склонности и способности. Основательно вопросы выбора профессии интересуют старшего подростка, когда он задумывается о выборе специальности, учебного заведения, в котором он будет её осваивать. Но база к профессиональному самоопределению должна закладываться на стадии конкретно- наглядных представлений о мире профессий задолго до подросткового возраста. Поэтому профориентационная работа в начальной школе считается пропедевтическим этапом.

Цель этого этапа -   формирование у детей младшего школьного возраста любви и добросовестного отношения к труду, понимания роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к миру профессий, в том числе профессиональной сфере деятельности родителей и ближайшего окружения.

На этом этапе осуществляется вовлечение учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной трудовой деятельности. В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых. Профессиональная ориентация на уроках математики  осуществляется путем проведения коротких бесед о профессии, упоминаемой в условии задачи. Уроки окружающего мира также вносят вклад в решение задач трудового воспитания и профориентации. Например, в рамках изучения темы «Хозяйство человека», можно рассказать о профессиях сельской отрасли (доярка, комбайнер, птичница  и т.д.), при изучении темы «Путешествие колобка» учащиеся знакомятся  с трудом людей, благодаря которым, на столах появляется хлеб (мукомол, пекарь, тестомес и т.д.),  в рамках изучения темы «Дерево в жизни человека», знакомятся с  профессиями  лесной отрасли (лесничий, лесник, станочник в деревообработке и т.д.). Тема "Чтобы путь был счастливым» учит учащихся осваивать правила поведения на дорогах. Дети знакомятся с профессиями водителя, инспектора. Дети знакомятся с животноводством и растениеводством как отраслями сельского хозяйства, узнают о труде животноводов на уроках. На занятиях «Какая бывает промышленность» формируются знания об отраслях промышленности (добывающая промышленность, электроэнергетика, металлургия, машиностроение…)  . На уроках русского языка по развитию речи младшие школьники используют слова : директор, врач, агроном, токарь, учитель, воспитатель, полицейский, водитель. Ученики выполняют словарную работу с этими словами:  ставят ударения , выполняют звуко-буквенный анализ, подчеркивают безударные гласные, которые необходимо запомнить.  Уроки технологии  базируются на уникальной психолого-педагогической основе - предметно-практической деятельности ребенка. Благодаря этому  обладают огромным развивающим потенциалом.  Развитие надпредметных умений:

·      конструктивность - как общая способность выдвигать проектные идеи;

·     целесообразность - как умение искать и находить сред­ства и способы работы, которые отвечали бы точно постав­ленной цели;

·     вариативность, гибкость - или умение выдвигать и раз­рабатывать не одну, а несколько проектных идей, несколько вариантов решения одной и той же задачи;

·     чувство стиля и стилевой гармонии - как понимание взаимосвязи и единства окружающей предметной среды.

         К формам профориентационной работы в начальной школе относятся:

1. Игры  ( К профориентационным играм, которые предлагаются школьникам как во время уроков, так и во внеурочное время, можно отнести целый класс игр, объединенных названием «Угадай профессию». Это: «Профессия на букву...», «Кто использует в работе?» (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал, например, зеркало или иглу), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?», «Связана ли работа с общением с людьми?»).

2.Встречи с людьми разных профессий;

3.Экскурсии на производства;

4.Классные часы по профориентации;

5.Оформление классного уголка и школьного стенда;

6.Сочинения, конкурсы, защита проектов;

           Уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть, поэтому профориентационная работа должна быть частью систематических и регулярных занятий во внеурочное время.

          Грамотно построенная система профориентационной работы в начальном звене способствует формированию в сознании школьников разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости труда специалистов для жизни и развития общества.

 

Приложения.

Загадка-шутка о профессиях


Мы в профессии играем
По душе их выбираем,
И мечтаем поскорее
Мамы с папой стать взрослее,
Чтоб не просто так мечтать,
А кем быть решить и стать.


У художника сестренка
Петь умеет очень звонко.
Подпевают Насте птицы,
Значит, вырастет ... (певица)


 

У певицы есть соседи –
Близнецы Денис и Федя.
Воду варят вечерами,

Значит будут ... (поварами)

Повара с Валерой в ссоре,
Он опять о вкусах спорит.
Очень любит он дебаты,
Значит будет ... (депутатом)

Депутат с Мариной дружит.
Той, что вечно в танце кружит,
Ведь красавица Марина
Стать мечтает (балериной)

Балерина дружит с Дашей.
Даша кормит с ложки кашей
Куклу-капризулю Катю -
Подрастает ... (воспитатель)

Воспитатель ходит в школу
Вместе с мальчиком веселым.
Ян жонглирует мячом,
Значит, будет ... (циркачом)

Ян-циркач знаком с Иваном,
Недоверчивым и странным.
Он следит за дядей Дроном
И мечтает стать ... (шпионом)

У шпиона есть братишка.
Коля любопытный слишком,
Он наукой увлеченный,
Значит, вырастет ... (ученым)

Наш ученый с другом Васей
Плавал дома на матрасе.
Ловко обогнул диван
Вася, храбрый ... (капитан)

Капитана Ксюша с Жанной
Заразили кашей манной.
А потом лечили щами.
Стать хотят они ... (врачами)

У врачей есть три подружки –
Наряжаются в подушки.
Галя, Машенька и Вера
По призванью ... (модельеры)

Модельеры любят Гошу,
Потому что он хороший.
Сочинил он им сонет,
Значит, вырастет ... (поэт)


У  поэта брат – Степашка,
Он весь год учил букашку
Прыгать из стакана в ковшик.
Степа - юный ... (дрессировщик)

Дрессировщик с другом Димой
Целый день искали мину.
Дима банку под забором,
Закопал, чтоб стать ... (сапером)

У сапера старший брат,
Он всегда помочь всем рад.
Кошек с дерева сниматель,
Лёва - будущий ... (спасатель)

Наш спасатель ходит парой
С доброй девочкой Тамарой.
Лечит та зверей отваром,
Хочет стать ... (ветеринаром)

У ветеринара Томы
Мышки все ушли из дома.
Их найдет, всех опросив,
Тима, местный ... (детектив)

Детектив наш на диване
Отыскал заколку Ани.
Аня учит роль Алисы,
Чтобы стать большой ... (актрисой)



Загадки о профессиях


Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней?

Ответ (Врач)

 

В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра - машинист.

Должен знать он очень много,

Потому, что он ...

Ответ (артист)

 

Наведёт стеклянный глаз,

Щёлкнет раз - и помним вас.

Ответ (Фотограф)

 

Кто учит детишек читать и писать,

Природу любить, стариков уважать?  Ответ (Учитель)

 

В небо ласточкой вспорхнёт,

Рыбкой в озеро нырнёт.

Ответ (Прыгун в воду)

 

Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды?

Ответ (Повар)

 

Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской,

У него в руке ведро,

Сам раскрашен он пестро.

Ответ (Маляр)

 

Он, собираясь в свой обход,

Халат врачебный надевает,

Лекарства в саквояж кладёт,

На скотный двор потом шагает. Ответ (Ветеринар)

 

 

С огнём бороться мы должны,

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны,

Ответь скорее, кто же мы?

Ответ (Пожарные)

 

Закину палку, убью не галку,

Ощиплю не перья, съем не мясо.  Ответ (Рыбак)

 

Встанем мы, когда вы спите,

И муку просеем в сите,

Докрасна натопим печь,

Чтобы хлеб к утру испечь.

Ответ (Пекарь)

 

На станке детали точит

Этот кадровый рабочий...

(Токарь)

 

Поёт рожок, поёт рожок!

Мы гоним стадо на лужок.

Пасём коров мы целый день,

Лишь станет жарко – гоним в тень. (Пастухи)

 

В цирке он смешнее всех.

У него – большой успех.

Только вспомнить остаётся,

Весельчак тот как зовётся.

(Клоун)

 

Его работы ждёт земля,

Едва рассвет лучи зажжёт.

Весной расчешет он поля,

Наступит осень – пострижёт.

(Фермер)

 

Ставят ловких две руки

Каблуки на башмаки.

И набойки на каблук –

Тоже дело этих рук.

(Сапожник)


Пословицы о труде

·         Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

·         Без хорошего труда нет плода.

·         Упорно трудиться - будет хлеб в закромах водиться.

·         Не умел шить золотом, так бей молотом.

·         Сегодняшней работы назавтра не откладывай!

·         Кто не работает, тот не ест.

·         Была б лишь охота - наладится каждая работа.

·         Маленькое дело лучше большого безделья.

·         Дело мастера боится.

·         Встать раньше - шагнуть дальше.

·         Не ленись за плужком - будешь с пирожком.

·         За все браться - ничего не сделать.

·         Там счастье не диво, где трудятся не лениво.

·         Без труда и отдых не сладок.

·         Всякий человек у дела познаётся.

·         Умей дело делать, умей и позабавиться.

·         Всякое уменье трудом дается.

·         Любовь к труду - у людей на виду.

·         На работу с радостью, а с работы с гордостью.

·         Делу - время, потехе - час.

·         От труда здоровеют, а от лени болеют.

·         Утренний час дарит золотом нас.

·         Хлеб даром не даётся.

·         Хозяин тот, кто трудится.

·         Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.

·         Терпение и труд всё перетрут.

Труд кормит, а лень пор

Пожалуйста, подождите.
x
×