Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 05.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Статья "Урок как средство воспитания" | Власова Элеонора Анатольевна. Работа №329000

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Для учителя важно не только научить определенному количеству знаний по своему предмету, но и  сформировать у  ребенка эти жизненные  приоритеты: через внеклассную работу, внеурочную и, конечно, на уроке.  И тема моей статьи: «Урок как средство воспитания».

Несколько слов о воспитании без воспитательной цели. По моему мнению, оно начинается не со звонка. Оно начинается с того момента, когда учитель вошел в класс. Прозвучало обычное «Здравствуйте», и воспитание уже началось: безукоризненный внешний вид воспитывает вкус и опрятность, открытая доброжелательная улыбка призывает к дове­рию, а выжидательная пауза и спокойный негромкий голос тре­бует внимания. Как мало… и как  много требуется иной раз вы­держки, терпения..., а впереди - еще целый урок.

 

 

Урок как средство воспитания

 

"Если можете, научите моего сына интересоваться книгами... И дайте ему свободное время, чтобы он мог поразмыслить над извечными тайнами: птицами в небе, пчелами в лучах солнца и цветами на зеленых склонах холма. Когда он будет в школе, научите его тому, что намного почетнее потерпеть неудачу, чем смошенничать...  Постарайтесь дать ему силу не следовать за толпой, когда все примыкают к победившей стороне... Научите его выслушивать всех людей, однако научите его также все то, что он слышит, рассматривать под углом истины и отбирать только хорошее. Научите его не слушать воющую толпу, но встать и сражаться, если он считает себя правым. Обращайтесь с ним мягко, но без излишней нежности, потому что только испытание огнем дает стали высокое качество. Научите его всегда иметь высокую веру в себя, потому что тогда он всегда будет иметь высокую веру в человечество".

Это выдержка из письма, написанная Авраамом Линкольном учителю своего сына.

Замечательные слова…вера в себя и вера в человечество. От того, какие жизненные приоритеты будут сформированы у ребенка, и будет зависеть его будущее. И будущее его страны.

За всю школьную жизнь ребенок посещает, по моим подсчётам,11500 уроков!!! А для чего? Для того чтобы получить новые знания, сформировать определенные умения, подготовиться к успешной сдаче экзаменов. Да, мы, учителя, стремимся научить детей читать, писать и считать… Но, как говорил замечательный педагог С.Т. Шацкий : «…совсем недостаточно просто научить ребёнка считать, надо его ещё научить …не обсчитывать».

Происходящее сегодня обновление содержания общего образования предполагает не только особое внимание к новым методам обучения и новым предметным результатам урока. Оно предполагает и особое внимание к вопросам воспитания на уроке. Этого требует федеральный образовательный стандарт. Это рекомендует и примерная программа воспитания.

Для меня, как для учителя, важно не только научить определенному количеству знаний по своему предмету, но и сформировать у ребенка базовые ценности, выработанные нашим обществом за века его существования: через внеклассную работу, внеурочную и, конечно, на уроке.

Несколько слов о воспитании без воспитательной цели. По моему мнению, оно начинается не со звонка. Оно начинается с того момента, когда учитель вошел в класс. Прозвучало обычное «Здравствуйте», и воспитание уже началось: безукоризненный внешний вид воспитывает вкус и опрятность, открытая доброжелательная улыбка призывает к доверию, а выжидательная пауза и спокойный негромкий голос требует внимания. Как мало… и как много требуется иной раз выдержки, терпения..., а впереди - еще целый урок.

Звонок. Начинается урок. У каждого учителя есть свои приемы начала и дальнейшего ведения урока. Хороший воспитательный эффект дает привлечение на уроке высказываний великих людей. Приведение этих высказываний по ходу занятия очень полезно: острые и яркие, они запоминаются надолго, ценность их несомненна. Вот некоторые из них:

А.Эйнштейна: «Я прославился не потому, что я такой умный, а потому, что я долго не сдаюсь при решении задач».

Или советский инженер, физик, академик, лауреата Нобелевской премии 1978г. Петр Капица : «Ничто не мешает человеку завтра стать умнее, чем он был вчера»

После этого спрашиваю: - …как вы понимаете эти слова? У кого-то есть иное мнение?

Эти высказывания не несут в себе информации по предмету, но учат большему. Здесь мы воспитываем смелость своих суждений, культуру речи; рассуждения вслух мотивируют деятельность учащихся на уроке, создают рабочий настрой, ученики активно включаются в обсуждение, они не боятся высказывать свои мысли вслух. А что касается Петра Капицы – это патриотическое воспитание.

Какое сегодня число? 20.03. И тут сообщаю, что в этот день в 1933 начались испытания самой большой в мире радиовещательной станции имени Коминтерна. Проект станции был разработан группой специалистов под руководством академика Александра Львовича Минца. Мощность станции Коминтерна – 500 кВт, в то время самая крупная станция США того времени имела мощность лишь 50 кВт, а Европы – 120 кВт. На тот момент эта радиостанция являлась крупнейшей в мире.

Особо выделяю вопрос об открытии радио А.С. Поповым. Ему принадлежат такие замечательные слова: «Я - русский человек, и все свои знания, весь свой труд, все свои достижения я имею право отдавать только моей Родине…» Конечно, эта информация учениками не запомнится или не всеми запомнится, но настроит на определенный ритм работу класса на уроке. А я решаю задачу патриотического воспитания, которая  всегда являлась одной из важнейших задач образовательного процесса.

При изучении темы «Реактивное движение» акцентирую внимание учеников на достижениях ученых К.Э. Циолковского, С.П. Королева в освоении космоса под девизом «Мы – первые!».

При изучении ядерной физики нельзя не отметить достижения наших ученых физиков – ядерщиков под руководством Курчатова (трижды Герой Советского Союза), которые создали в 1949 году первую атомную бомбу и первый ядерный реактор в СССР, что представлялось стратегически важным открытием для нашей страны в условиях того времени.

Урок физики - не просто урок, на котором нужно учить законы природы, формулы, физические величины, решать задачи. Урок физики – урок, на котором пробуждается чувство уважения к своей стране, своему народу через уважение к российским и советским ученым, их открытиям, возникает чувство сопричастности к истории и традициям своей страны.

« Дети, открываем учебник». А что такое учебник? Стараюсь донести до учеников мысль, что каждый учебник – это титанический труд десятков, сотен и тысячи ученых, их бессонные ночи, лишения, жизни…! И относиться к этим трудам нужно с почтением и уважением. Физика – одна из древнейших наук, зародившаяся 2500 лет назад в Древней Греции. Первый учебник физики был написан Аристотелем в семи томах. В России первый учебник физики появился благодаря М.В.Ломоносову. Нравственное воспитание на уроке физики приводит к осознанию практической значимости того или иного открытия для человеческого общества, воспитанию уважения к ученым и их труду, формированию культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям.

…Идет раскручивание формулировки темы и цели урока при изучении темы «Сила».

Родился 25 декабря 1642 года в деревне Вулсторп, (Англия) в семье мелкого фермера, ушедшего из жизни за три месяца до рождения сына. Младенец был недоношенным; бытует легенда, что он был так мал, что его поместили в овчинную рукавицу. Когда ребенку исполнилось три года, его мать вторично вышла замуж и уехала, оставив его на попечении бабушки. С душевным надломом ребенок рос болезненным и необщительным. Трудным было для него начало школьной жизни. Учился плохо, был слабым мальчиком, и однажды одноклассники очень сильно избили его. Переносить такое было невыносимо, и оставалось только одно…выделиться успехами в учебе. Упорной работой он добился того, что стал великим английским физиком, математиком и астрономом. Сэр Исаак Ньютон. Вся его жизнь — это напряженное научное творчество, ряд блестящих идей и открытий, огромное трудолюбие и упорство в достижении цели. Он открыл:

знаменитый закон всемирного тяготения;

сформулировал основные законы механики;

впервые объяснил движения и формы планет;

пути комет, приливы и отливы океана;

первый исследовал разнообразие световых лучей;

сконструировал один из первых термометров;

впервые построил отражательный телескоп...

Скажите, что помогло Ньютону достичь таких успехов в науке? Конечно же, успехи в учебе. Выбирая перемены в своей жизни, человеку необходимо приложить определенные усилия, требующие огромных духовных, умственных и физических сил: духовная сила; сила убежденья, сила красноречия; сила ума; сила воли; нравственная сила; силою разума постигать, заключать и изобретать. Не зря этот сильный духом человек исследовал проявление сил в природе.

При этом раскручивании темы и цели урока идёт формирование у учащихся целеполагания, воспитывается творческое мышление, смелость своих суждений, культура речи. Рассуждения вслух мотивируют деятельность учащихся на уроке, создают рабочий настрой, ученики активно включаются в обсуждение, они не боятся высказывать свои мысли вслух. Во время процесса обучения в таком формате происходит формирование личности ученика, его мировоззрения, воспитание его личностных качеств.

Идет этап актуализации знаний …Сегодня на уроке нам пригодятся некоторые физические величины и формулы. Вспомним их и заполним таблицу. Поменяемся с соседом, возьмем ручку и произведем взаимопроверку. Выставим оценку по критериям и отдадим работу для ознакомления хозяину. Задания с взаимной проверкой воспитывают принципиальность и честность, так как ученик становится перед выбором: пожалеть товарища и поставить «хорошую» оценку или быть верным своим принципам. Чаще побеждает мужская дружба, девочки более ответственны в своих решениях.

Физика – наука о природе. А что в нашем мире совершеннее и красивее самой природы? При изучении тем раздела «Звук» отмечаем многообразие, красоту, значимость звуков в мире музыки.

При изучении «Волновой оптики» изучаем особенности одного из красивейших явлений природы – радуги, как проявление дисперсии, открытой Ньютоном. Обращаю внимание на гармонию звуков и цветов, на наличие семи нот и семи основных цветов. В процессе такой работы формируется и развивается способность учеников к эстетическому восприятию, их эстетический вкус, способность к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в искусстве и вне его (в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении) .

В 11 классе при изучении темы «Радиоактивность» я предлагаю обсудить с ребятами вопрос, который когда-то подняли сами американцы: были ли на Луне астронавты или это голливудский миф? Рассуждая над этим вопросом, ребята вспоминают законы оптики («тени от фигур астронавтов»), атмосферное давление («колебание флага в безвоздушном пространстве»), виды радиоактивного излучения ( прикидывают, какой толщины нужен скафандр, чтобы защитить от космического излучения астронавта) и т.д. Такая же проблемная ситуация возникает в 7 классе при изучении темы «Простые механизмы», когда встает вопрос о строительстве египетских пирамид. На этом этапе у учащихся воспитывается критическое мышление, ребята учатся анализировать не только свои ответы, но и ответы одноклассников. В дискуссии включаются не только «сильные», но и «слабые» ученики. Это позволяет создать ситуацию успеха на уроке, что является немаловажным в воспитательном процессе.

При выполнении лабораторной работы или во время групповой работы воспитывается чувство ответственности за выполнение задания, учащиеся привыкают помогать друг другу, что способствует развитию чувства коллективизма.

Очень полезной формой работы может быть составление ментальных карт, что способствует развитию умения логично строить свои знания, обобщать и систематизировать изученный материал раздела физики. При решении спорных моментов обучающиеся учатся слушать друг друга и выражать свою точку зрения, уважительно относиться к оппонентам. С точки зрения личностного воспитания в ходе уроков формируются такие качества, как настойчивость, трудолюбие, целеустремленность, любознательность, активность, а так же усваиваются общепринятые нормы поведения – вежливость, выдержанность, дисциплина и такт.

При рассмотрении принципов действия механизмов, электроприборов, проводя лабораторные, появляется необходимость соблюдения правил техники безопасности. Отдельным вопросом оговариваем действие ЭМВ электроприборов, современных гаджетов на здоровье современного человека, действие звуков на психологическое здоровье человека. При изучении электрических явлений отмечаем характеристики электрического тока, безопасные для человека и значения, представляющие опасность здоровью и жизни человека. Такой подход способствует и охране здоровья, и укреплению здоровья, и воспитанию культуры здорового образа жизни учеников.

На уроках физики мы говорим с ребятами не только о присутствии физики в нашей жизни, но и влиянии деятельности человека на экологию Земли. Загрязнение атмосферы выхлопными газами и другими продуктами сгорания топлива, загрязнение водных ресурсов, электромагнитное и радиационное загрязнение ведут к гибели живых организмов. В настоящее время все острее встает проблема складирования и хранения радиоактивных отходов военной промышленности и атомных электростанций. И от того, как мы будем содействовать улучшению экологии природы, зависит будущее планеты! И это экологическое воспитание.

В конце урока, проводя его анализ, стараюсь отметить успехи учащихся, обсудить причины неудач, иначе говоря, провести коррекцию воспитательных задач урока. Необходимо помнить, что урок – это часть жизни, как ученика, так и учителя. Как пройдёт этот миг жизни, что вынесет из него ребёнок – это задача учителя и решить её надо на уровне современной культуры.

Физик Лев Давидович Ландау как-то сказал: «Грош цена вашей физике, если она застилает для вас все остальное, шорох леса, краски заката, звон рифм. Это какая-то усеченная физика, если хотите - выхолощенная. Я, например, в нее не верю... любая замкнутость, прежде всего, свидетельствует об ограниченности... Физик, не воспринимающий поэзии, искусства, – плохой физик». Ландау говорит об одной стороне воспитательного процесса, а это, конечно же, более многогранный процесс, который длится постоянно.


Литература:

1. Степанов П. В. Воспитание на уроке: методика работы учителя: методическое пособие / П. В. Степанов. — Текст: электронный // Единое Содержание Общего Образования: [сайт]. — URL: https://edsoo.web-ae.ru/kniga-1/ (дата обращения: 14.02.2022). Примерная программа воспитания. — Текст: электронный // Институт стратегии развития образования: [сайт]. — URL: http://form.instrao.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
2. Кладова И. С. Методика воспитывающего урока / И. С. Кладова, Е. А. Кравец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 7 (402). — С. 170-173. — URL: https://moluch.ru/archive/402/88867/ (дата обращения: 26.02.2023).

3. Печерица Э. И. Методическое сопровождение педагогов в реализации педагогики сотворчества // Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации: сб. науч. тр. / XII Международ. науч.-практич. конф. «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами», 25 января 2020 г. В 2 ч. Ч. 2. – М.: МАН- ПО, 5 за знания, 2020. – 805 с.

4.Степанов С. Ю. Одаривающая педагогика сотворчества в действии // Образовательная политика. – 2014. – №4 (66). – С.85-90.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×