Поможем сказочному герою Гному Эконому | Бикташева Ильвира Разифовна. Работа №328999
Конспект занятия по финансовой грамотности для старшего дошкольного возраста.Сюрпризный момент, знакомство героем.Закрепить знания детей о понятиях «семейный бюджет»,«доход» и «расход»;о деньгах.Развивать память, мышление, речь, мыслительную деятельность.Воспитывать любознательность в процессе познавательно- игровой деятельности.Формировать положительные взаимоотношения детей.Просмотр презентации расходы ежемесячного бюджета.Продолжать решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы
КОНСПЕКТ
образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет)
Тема:«Поможем сказочному герою Гному Эконому в стране финансов».
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи ОД:
Образовательные:
Повторить понятие «потребности человека».
Закрепить знания детей о понятиях «семейный бюджет», «доход» и «расход»; о деньгах.
Продолжать решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы.
Развивающие:
Выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас.
Закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в игровой ситуации.
Развивать познавательный интерес, логическое мышление, память, внимание и воображение.
Воспитательные:
Воспитывать любознательность в процессе познавательно- игровой деятельности.
Формировать положительные взаимоотношения детей.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Материалы и оборудование: карточки с изображением разных предметов,
сигнальные карточки с надписями «доход» + и «расход»-,образцы бумажных и металлических денег, конверты с заданиями, фотоальбом сказочного героя, интерактивная доска, золотые монетки- призы.
ТСО: ноутбук, интерактивный экран.
Словарная работа: закрепить названия слов «бюджет», «доход», «расход».
Взаимодействие с родителями: создание детско-родительских проектов «Доход и расход моей семьи» и «Азбука финансов»; изготовление родителями и детьми экспонатов для мини- музея «Путешествие в прошлое денег».
Образовательная деятельность в режимных моментах (предварительная работа): проведение цикла занятий по финансовой грамотности, беседы, экономические игры; совместный с детьми экономический проект «Юный экономист», чтение стихотворений: «Обойдусь и без покупок» Е. Степанова, «Копейка» Т. Шастова- Курбатова, «Волшебный рубль» Ю. Митяков, «Доброта, тепло и ласка» В.Кондырева и сказок по экономическому воспитанию: «Хранители бюджета», «История одной реки», «Домашнее хозяйство», «Лесное кафе»; сюжетно- ролевые игры «Магазин», «Кафе», «Супермаркет», «Ярмарка».
Индивидуальная работа:
гиперактивным
детям предлагается ответственное поручение сохранность конверта по сюжету НОД;
неусидчивым детям – напоминание о важности задания и необходимости завершения его до конца;
застенчивым, неуверенным детям – похвала, акцентирование внимания на успешность в деятельности за самостоятельное его решение;
дети с опережением в развитии
–з
адания повышенной сложности.
Методы и приёмы:
игровой:
проблемно-игровая мотивация, сюрпризный момент, приглашение воспитателя отправиться в увлекательное путешествие, использование воображаемой ситуации (по лесной тропе)
,с
оздание игровой ситуации «Мы играем в музей», «Путешествие с Гномом Экономом», развивающие игры «Угадай и назови предметы быта народов ханты».
наглядный:
просмотр видеоролика
,
представление-выступление продуктов-экспонатов мини-музея (результаты детско-родительских проектов);
словесный:
поисковые вопросы к детям, ситуативная беседа, поощрение, похвала, напоминание, художественное слово, прием интриги, погружение в игровую ситуацию, оценивание детьми результатов своей деятельности;
практический
:
психогимнастика
, элементы поисковой деятельности, динамическая пауза, познавательно-исследовательская.
Технологическая карта ОД «Поможем сказочному герою Гному Эконому в стране финансов».
Этап, его продолжительность
Виды деятельности,
задачи, формы работы, методы обучения
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся, предполагаемый результат
I.Вводная часть НОД (3 мин)
1.Приветствие, проблемно-игровая ситуация. Эмоционально настроить детей на предстоящее путешествие, ввести детей в игровую ситуацию, актуализировать имеющиеся знания по теме.
Методы: словесный, наглядный.
Воспитатель: Ребята, давайте встанем дружно в круг и поздороваемся друг с другом.
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мои друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.
Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
Воспитатель: Как здорово ребята вот мы и поздоровались, а теперь я прошу вас присесть на стулья.
Дети собираются в круг, улыбаются соседям и воспитателю.
Результат: дети проявили заинтересованность, включились в познавательно-игровую деятельность.
Дети присаживаются на стулья.
II. Основная часть НОД
(20 мин.) Путешествие в страну финансов
1. Сюрпризный момент, знакомство героем. Закрепить знания детей о понятиях «семейный бюджет», «доход» и «расход»; о деньгах. Развивать память, мышление, речь, мыслительную деятельность. Воспитывать любознательность в процессе познавательно- игровой деятельности.
Формировать положительные взаимоотношения детей.
Методы: словесный, наглядный, проблемно-игровая мотивация, сюрпризный момент.
Воспитатель: Сегодня утром когда я пришла в нашу группу на столе нашла конверт. В котором было письмо, а от кого оно, мы узнаем если отгадаем загадку.
Карлик с длинной бородой
Ростом маленький, седой
Прикрывался колпаком
Будто он нам не знаком
Он и весел, и умен
Ходит ночью с фонарем
А в лесу имеет дом Кто он, дети? (Гном)
Гном Эконом:
Я веселый, добрый Гном, а зовут меня Эконом. У меня есть свое хозяйство, который я возглавляю и считаю в нем свои деньги.
Воспитатель: Ребята у нашего гостя очень необычное имя – Гном Эконом. Что же такое экономика? Экономика – это наука о ведении хозяйства в семье и в стране.
Гном Эконом: В моей стране у меня очень дружная и большая семья. Вместе со мной живут мои родители, бабушка и дедушка, сестра и младший брат, но недавно у нас возник небольшое непонимание. Я думаю, что все, что вокруг нас можно приобрести за деньги. А вот мои родители, бабушка и дедушка говорят, что это не совсем так. Ребята, я к вам обращаюсь с просьбой о помощи правы мои родители или прав я …
Воспитатель: Ребята, поможем нашему гостю? Но сначала познакомимся с семьёй Гнома Эконома. Вы согласны? Итак, давайте знакомиться! Перед нами семейный фотоальбом гномов.
Ребята, это родители Гнома Эконома. Давайте внимательно посмотрим и скажем, где и кем они работают? (Папа на машине. Он водитель). За свою работу он получает деньги. (Мама работает в школе, она учительница). За свой труд она тоже получает деньги.
Смотрите ребята, а это бабушка и дедушка Гнома Эконома они уже нигде не работают, т. к. постарели. Но за свою работу им платят пенсию.
Знакомьтесь, это старшая сестра Гнома Эконома. Сестра учится в университете. Учеба – это большой труд, за него она получает тоже деньги. Называются они стипендией. Стипендию платят если студент учиться на 4 и 5.
Посмотрите ребята, а это его младший брат. Он еще маленький. Воспитанник детского сада. Никаких денег он не приносит.
Воспитатель: Ребята мы узнали, что в каждой семье есть свой бюджет. Вот и в семье Гнома Эконома есть свой семейный бюджет. Бюджет называется подсчет доходов и расходов. Подумайте, пожалуйста ребята, на что в первую очередь тратятся деньги в вашей семье. Это то, на что мы тратим деньги в течении месяца. Что-то покупаем, за что-то платим.
Дети отвечают на вопросы, активизируется мышление, речь, память. Дети внимательно слушают воспитателя.
Результат. Дети отгадали загадку про Гнома Эконома, познакомились с его семьей, узнали что такое семейный бюджет, доход и расход.
2. Просмотр презентации расходы ежемесячного бюджета. Продолжать решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы.
Развивать познавательный интерес, логическое мышление, память, внимание и воображение. Воспитывать любознательность в процессе познавательно- игровой деятельности.
Методы: словесный, наглядный, практический
Слайд №1: Расходы ежемесячного бюджета.
В первую очередь товары первой необходимости, то есть те товары с которыми мы пользуемся каждый день (еда, вещи, обувь).
Коммунальные услуги (оплата за квартиру, свет, газ, телефон) если вовремя их не оплатить, то можно остаться без света, газа и др.
Есть еще ребята, товары длительного пользования. К ним относятся (дорогостоящие вещи – машина, квартира, холодильник, пылесос, мебель).
Дети внимательно слушают воспитателя, смотрят слайды, иллюстрации.
Активизируется внимание, память, наблюдательность, любознательность, мышление.
Расширяется словарный запас.
Результат: Дети узнали о том, что какие товары являются товарами первой необходимости. Увидели, как расходуются ежемесячный бюджет.
3. Физ. минутка «Ракета».
Формировать слуховое внимание, восприятие и память. Развивать умение согласовывать речь с движением.
Методы: словесный, практический.
Воспитатель: Какие вы умницы! Как много вы знаете! Вы наверное устали сидеть? Давайте не много разомнёмся.
А сейчас мы с вами, ребята,
Полетаем на ракете.
На носочки поднимитесь,
А потом руки вниз вы опустите.
Раз, два, три, четыре —
Вот летит ракета ввысь!
(1—2 — стойка на носочках, ручки вверх, ладошки образуют «купол ракеты»;
3—4 —основная стойка.)
Дети выполняют движения физ. минутки, проговаривая слова игры.
Результат: у детей снизилась усталость, повысилась работоспособность. Активизировались мыслительные процессы
4. Игра «Доход-расход». Продолжать решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы.
Закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в игровой ситуации.
Развивать познавательный интерес, логическое мышление, память, внимание и воображение.
Воспитывать любознательность в процессе познавательно- игровой деятельности.
Формировать положительные взаимоотношения детей.
Гном Эконом: Ребята, а вы играть любите? Предлагаю вам сыграть в игру «Доход-расход». Воспитатель: Хорошо, Гном Эконом, конечно же поиграем, а заодно и проверим, знают ли ребята нашей группы секреты прихода и ухода денег.
Ребята сейчас я вам раздам сигнальные карточки (+ и -) . Где плюс доход семьи, минус расход семьи.
Папа и мама получили зарплату (доход); +
Бабушка выиграла в лотерею (доход); +
Брат случайно нашёл 100 руб. (доход); +
Папа получил премию (доход); +
Брат получил стипендию (доход); +
Дедушка получил пенсию (доход); +
Сестра получила деньги в подарок на день рождения (доход); +
Бабушка подучили пенсию (доход)+;
Мама потеряла кошелёк (расход) - ;
Папа заплатил за коммунальные услуги (расход)+;
У младшего брата порвалась кофта (расход) - .
Воспитатель: Ребята к сожалению деньги закончились. Но мы сегодня с вами узнали, что деньги – это ценные бумаги, и если их тратить неразумно, то они заканчиваются. Невозможно купить сразу всё, что хочется, потому что у каждой семьи разный бюджет. Об этом нельзя забывать, если вы что-то хотите купить. Надо учитывать семейный бюджет при трате.
Гном Эконом: Ого, это значит, что в однажды деньги могут совсем закончиться? Разве так бывает? А ведь завтра у моего дедушки день рождения и я хотел ему сделать сюрприз. Что же мне делать? Как я могу порадовать своего дедушку? Подскажите пожалуйста ребята.
Воспитатель: Ребята, а как может удивить дедушку Гном Эконом, если у него нет средств для покупки подарка? (ответы детей).
Дети внимательно слушают и смотрят на воспитателя, поднимают карточки. Активизируется внимание, память, наблюдательность, любознательность, мышление.
Расширяется словарный запас.
Результат:
Дети
погрузились в игровую ситуацию, определяли доход и расход семьи.
узнали о том, что деньги могут закончиться.
5. Чтение стихотворения Виктора Кондырева «Вслед за солнышком луна». Продолжать решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы.
Формировать способности устанавливать причинно – следственные связи в ходе чтения стихотворения делать выводы.
Уточнять представления о вещах , которым нет цены.
Развивать познавательную активность. Воспитывать дружеские отношения
Формировать положительные взаимоотношения детей.
Методы: словесный, наглядный, практический
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что некоторые вещи не имеют цены, а значит, не являются товаром, их нельзя продать или купить. Это - уважение, внимание, море, озера, лес, улыбка, доброта, любовь, смех , луна, , звёзды, облака, солнце, радуга, горы, дождь, снег).
Воспитатель: О таких вещах написал в своем стихотворении поэт Виктор Кондырев.
Вслед за солнышком луна,
Ярко светит всем она.
Дождик радуга сменяет,
Это часто так бывает.
В небе еще звезда
И красавцы облака,
Но скажу я Вам одно:
Их не купишь ни за что.
Обойди хоть целый свет-
Их нигде в продаже нет.
Вот какие чудеса
Всем нам дарят небеса:
Доброту, тепло и ласку,
Нежность, жизнь и чистый свет.
Дети внимательно слушают воспитателя, смотрят иллюстрации.
Активизируется внимание, память, наблюдательность, любознательность, мышление.
Расширяется словарный запас.
Результат: Дети узнали о том, что бывают вещи которые не продаются.
III.Заключительная часть. Рефлексия
(2 мин.)
Подведение итога НОД. Подведение итогов непосредственной образовательной деятельности, формирование у детей элементарных навыков самооценки.
Методы: словесный.
Итог. Рефлексия.
Гном Эконом (подводит итог): Ребята, какие вы молодцы! Вы мне очень сильно помогли! Благодаря вам я узнал, что мои родители оказались правы и деньги в нашей жизни имеют очень большое значение. Без денег мы не купим себе необходимые вещи: еду, одежду и многое другое. Я узнал, что главные ценности в жизни – это любовь и понимание наших родных. Все это не продается за деньги. Наши близкие не умеют цену. Чтобы их не потерять нам надо к ним относиться бережно с любовью и с пониманием. Большое вам спасибо ребята! Желаю вам удачи! До свидания ребята!
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята вам понравилось наше путешествие в страну Гнома Эконома? Как зовут нашего главного героя? Вам было интересно? А может кто-то устал во время путешествия? Что мы сегодня узнали о деньгах, все ли можно купить за деньги? Кому хотел сделать подарок Гном Эконом?
Дети отвечают на вопросы, высказывают своё мнение, дают самооценку.
Результат: Дети высказывали свое мнение, делились впечатлениями, радовались успехам.