Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 07.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Стресс на рабочем месте: коллективный вызов | Журина Светлана Федоровна. Работа №334534

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Нет такого человека, который хотя бы единожды не испытывал стресса. Каждый из нас сталкивается с ним довольно часто и у каждого из нас есть свое понимание того, что такое стресс. Стресс – это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету.  Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы. Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы и способность решать проблемы.

В последнее время актуальна проблема нервного перенапряжения, усталости, раздражительности и других различных проявлений стрессов у представителей социальной сферы, особенно у работников образования, так как их деятельность связана с переутоплением, перенапряжением, большим количеством контактов в течение рабочего дня.

«Стресс на рабочем месте: коллективный вызов»

«Стресс - это не то, что с Вами случилось, а то, как Вы это воспринимаете.»

Ганс Селье «отец» теории стресса

Нет такого человека, который хотя бы единожды не испытывал стресса. Каждый из нас сталкивается с ним довольно часто и у каждого из нас есть свое понимание того, что такое стресс. Стресс – это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету. Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы. Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы и способность решать проблемы.

В последнее время актуальна проблема нервного перенапряжения, усталости, раздражительности и других различных проявлений стрессов у представителей социальной сферы, особенно у работников образования, так как их деятельность связана с переутоплением, перенапряжением, большим количеством контактов в течение рабочего дня.

Работа с людьми, а с детьми в особенности, отнимает много сил, которое в конечном результате у многих педагогов проявляется в синдроме эмоционального выгорания.

Поэтому, специалистами психологической службы детского сада «Солнышко» на протяжении последних 4х лет проводится систематическая целенаправленная работа по выявлению синдрома эмоционального выгорания среди педагогов и профилактике и повышению стрессоустойчивости в коллективе.

Таким образом, ежегодно педагогами – психологами проводится обследование эмоционально-личностного состояния работников ДОУ.

По результатам тестирований в нашем коллективе больше всего подвержена стрессу следующая категория людей: это молодые педагоги (стаж работы до 5 лет) и опытные педагоги (стаж работы 20 и более лет). С целью профилактики стресса и повышения стрессоустойчивости в коллективе мы разработали и реализовали проекты и тренинговые программы, которые сейчас будут предоставлены вашему вниманию.

Эффективным средством сохранения психологического здоровья педагогов является использование способов саморегуляции, восстановления. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе профессиональной деятельности.

Например, была проведена тематическая тренинговая программа «Сохраним себя для себя!», где педагоги проанализировали свои жизненные ситуации, ознакомились со способами самопоощрения, релаксации, что является одним из способов эмоциональной саморегуляции, а так же выявить психологический климат в коллективе.

В рамках «Недели психологии» был разработан и реализован краткосрочный проект «Жить здорово!» по профилактике стресса. Проектной деятельностью были охвачены все субъекты образовательного учреждения: воспитатели, младшие воспитатели, специалисты узкой направленности, специалисты службы безопасности.

С коллективом детского сада проведены следующие мероприятия:

семинар – тренинг «Я учусь владеть собой!» по обучению педагогов ДОУ способам снятия тревожного состояния и волнения во время публичных выступлений. Кроме того, оформлена выставка творческих работ педагогов детского сада на тему «Жить здорово!». Каждая работа отличалась своей оригинальностью по форме и содержанию.

Каждый желающий сотрудник детского сада смог посетить сенсорную комнату и «выпустить» свой пыл, гнев на импровизированный негативный образ, данный метод способствует эмоциональной разгрузке педагогов, развитию умения расслабляться и переключаться.

Самой запоминающейся, по мнению сотрудников, стала акция «День объятий и хороших слов», где каждый сотрудник детского сада получил воздушный шар с пожеланиями. Данная акция направлена на создание благоприятного психологического климата в коллективе; снятия напряжения и негативных эмоций.

По итогам реализации проекта коллеги дали положительную оценку работе специалистов психологической службы ДОУ и выразили мнение об эффективности и практической значимости проведения таких тематических мероприятий.

Педагогами – психологами разработана и реализована проектная деятельность «Калейдоскоп настроений», направленная на профилактику негативных эмоций. По традиции данный проект проведен в рамках «Недели психологии». Каждый день был посвящен определенному цвету.

Ежедневно, в течение всей недели проводился психологический тест «Мое настроение», по диагностике эмоционально – личностного состояния работников ДОУ, где взрослые отражали свое эмоциональное состояние в календаре «Радуга настроений»

Самое главное - была предоставлена возможность всем участникам образовательного процесса поделиться своим позитивным настроением с окружающими. Весь коллектив детского сада был вовлечен в этот марафон.

 Всем участникам запомнился «День сладких загадок и сюрпризов». Этот день был богат на сюрпризы! К педагогам в гости пришли сказочные персонажи: Мальвина и Буратино. Они принесли с собой загадки. За правильный ответ взрослые получили сладкие призы.

Кроме того, в этот день стартовала психологическая игра «Тайный друг»  (для всего коллектива сотрудников детского сада). В ней приняли участие более 45 человек.  По условию игры участник выбирал себе «объект» и оказывал ему знаки внимания, так чтобы «объект» не догадался, кто его тайный друг. В течение трех дней участники игры получали конверты с маленькими, а иногда и совсем немаленькими подарками, записочками и сюрпризами.

За неделю у многих накопились слова благодарности, которые игроки смогли выразить лично во время психологической гостиной. Использование психологической акции позволило решить самые различные задачи, например: психологическое единение коллектива и открытие уникальной красоты души. Все это вызывало и положительные эмоции, и удивление, и ощущения чего-то необычного.

Ярким аккордом закрытия «Недели психологии» стала психологическая гостиная «Калейдоскоп настроений», с педагогическим коллективом, где были подведены итоги реализуемого проекта: что удалось, результаты мероприятий; обсуждение мнений и пожеланий.

С присутствующими были проведены: мастер-класс по рисованию с помощью мыльных пузырей; игровые упражнения, логопедические речевые разминки. Позитивно и смешно коллеги разыграли сказку-экспромт «Говорят, что от коллектива не надо отделяться». Проведенные игры были направлены на сплочение коллектива, на снятие напряжение и усталости. Добрые и смешные конкурсы показали, что сотрудники отлично понимают друг друга, имеют чувство юмора.

Психологические акции и игры на время своей жизни создали в ДОУ определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние. На некоторое время детский сад стал одним целым, вжился в одни мысли, одни вопросы, а находящиеся в ней люди - близкими и интересными собеседниками. Очень многие за этот промежуток времени немножко подумали о себе и других, о том, как проявляется их настроение и как влияет на окружающих. Для эмоциональной разгрузки в детском саду «Солнышко» создана комната «Антистресс», где педагоги могут расслабиться, полежать в сухом бассейне, на мягких пуфах, послушать спокойную музыку, либо просто послушать и насладиться тишиной…Все присутствующие получили заряд положительных эмоций. Мы увидели, что в нашем коллективе работают дружные, заботливые, умеющие поддержать и прийти на помощь сотрудники.

Так как одной из причин возникновения стресса на рабочем месте является психологический климат в коллективе, мы решили ежегодно проводить оценку психологического климата среди работников образовательного учреждения, а так же проведение тренинговых мероприятий, направленных на сплочение коллектива.

В этом учебном году по традиции специалистами психологической службы детского сада проведен ряд профилактических мероприятий. Вашему вниманию представлен слайд, на котором отображена работа по тренингу «Дом, который построили МЫ». Во время тренинга педагоги занимались очень важным делом – «строительством» «Дома взаимопонимания».

В ходе тренинга проводись упражнения «Уменьшающаяся газета», «Язык тела», «Прощание на вокзале»; коммуникативные игры «Пальмы, деревья, слоны», «Рисунок на спине», направленные на формирование навыков позитивного, созидательного общения, установлению и развитию контактов людьми, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

В результате работы определены «ключевые» позиции личностного роста, составлена «программа стратегии взаимодействия и взаимопонимания», представленная в форме Дома взаимопонимания.

Более того, решена «сверхзадача»: создание благоприятного психологически комфортного климата в ходе тренинга и мотивирование педагогов к дальнейшему самосовершенствованию и саморазвитию. Это значит, что никто из участников тренинга не боялся быть открытым, самостоятельным и при этом даже совершать ошибки.

Проведя анализ тренинга, было отмечено, что отношения в коллективе строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; все собравшиеся увлеченно участвовали в совместных делах, в отношениях преобладали одобрение и поддержка.

В заключении, необходимо отметить, что главное, при профилактике стресса необходимо выполнять несколько рекомендаций: хороший сон, движение, прослушивание музыки, выполнение релаксационных упражнений, отдых и хорошее чувство юмора. Такие проекты можно использовать и реализовывать в любой организации, для этого не обязательно иметь психологическое образование, а достаточно простого желания изменить психологический климат в коллективе к лучшему.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×