Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 29.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Структура методики изучения речи | Евдокимова Марина Сергеевна. Работа №332743

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Различная структура речевого дефекта во многом определяет специфику целенаправленного коррекционного воздействия. Такой взгляд на речевую систему позволяет говорить о необходимости её комплексного изучения как при нормальном, так и при нарушенном развитии.

В структуру методики изучения речи должны входить как специальные педагогические (логопедические), так и лингвистические, психологические, клинические методы оценки. 

В организации обследования ребенка логопедом и психологом есть много общего, прежде всего в этапах его проведения. 

Структура методики изучения речи

Различная структура речевого дефекта во многом определяет специфику целенаправленного коррекционного воздействия. Такой взгляд на речевую систему позволяет говорить о необходимости её комплексного изучения как при нормальном, так и при нарушенном развитии.

В структуру методики изучения речи должны входить как специальные педагогические (логопедические), так и лингвистические, психологические, клинические методы оценки.

Первый этап заключается в выявлении и узнавании присущих данному объекту диагностических признаков и их идентификации с явлением его сущности. Сущность узнавания сводится к отражению внешнего образа предмета, явления, процесса, его признаков, отношений, связей. Существуют два его основных направления: непосредственное (в основном вещественное) и опосредованное (с преобладанием языковознаковой формы).

Второй этап включает в себя постановку заключительного диагноза, под которым в философии принято понимать заключение о принадлежности сущности, выраженной в единичном, к определенному, установленному наукой классу, виду, ряду предметов.

Третий этап – полученные знания реализуются на практике для выбора соответствующих средств воздействия и превращаются в действия по управлению системой, объектом и контролем над их состоянием. На этой же стадии осуществляется прогнозирование, моделирование возможного будущего диагностируемой системы.

В диагностике необходимо умение выделять психологическую проблему, правильно задать вопрос, получить нужную информацию от воспитателей, родителей, детей, проанализировать эту информацию и сформулировать вывод, имеющий не просто практическую направленность, но направленность на анализ конкретного, единичного случая.

Диагностическая деятельность логопеда направлена, прежде всего, на выявление и анализ проявлений нарушения речевого развития, определение путей преодоления этих расстройств.

В организации обследования ребенка логопедом и психологом есть много общего, прежде всего в этапах его проведения.

Этапы диагностики: 1. ориентация в актуальных проблемах ребенка, формулирование гипотезы исследования, определение средств диагностики, планирование процедуры обследования;

2. проведение диагностики в соответствии с гипотезой, которую сформулировал специалист;

3. анализ и интерпретация полученных объективных результатов, определение программы коррекционных мероприятий в рамках осуществления индивидуального образовательного маршрута в соответствующем нарушению образовательном учреждении.

Процедура диагностического обследования начинается с плана в соответствии с предъявляемой проблемой, возрастом обследуемого и его актуальными возможностями. Подготовка обследования предполагает подбор стимульного материала и конкретных методик в соответствии с поставленной целью.

Обследование речи обычно осуществляется логопедом с помощью различных нестандартизированных методик, тестовых заданий, к которым не предъявляются требования оценки по валидности, надежности и репрезентативности; к стандартизации условий проведения обследования также не предъявляется обычно жестких требований.

Логопедическую работу по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста группы риска следует строить с учетом основных положений специальной педагогики в области раннего вмешательства: раннее целенаправленное и дифференцированное «пошаговое» обучение; использование специфических методик, приемов, средств обучения; индивидуализация обучения; обязательное включение родителей в развивающий процесс. Речевое развитие детей раннего возраста очень пластично, поэтому необходимо правильно разработать и подобрать программу коррекционно-развивающего обучения для повышения уровня общего речевого развития детей и предотвращения возможных нарушений речевого развития в дальнейшем.

Особенностями детей с тяжёлыми нарушениями речи являются: быстрая утомляемость, рассеянность, возбудимость или вялость, безучастность на занятиях развития речи, в играх другой деятельности.

Следствием этого являются ограничения речевой практики- задержка в формировании коммуникативных навыков и развития эмоционально — волевой сферы.

В своей работе я использую метод песочной терапии, который обладает мощным ресурсом для коррекционно-развивающей и образовательной работы с детьми данной категории.

Основные преимущества этого метода:

- в песочнице создаётся дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный» интеллект ребёнка;

- перенос традиционно обучающих и развивающих заданий в песочницу существенно повышает мотивацию к занятиям;

- игры с песком в группе сверстников развивают коммуникативные навыки; песок обладает свойством «заземлять» негативную психическую энергию;

- игры и упражнения в песке гармонизируют психоэмоциональное состояние детей;

- происходит развитие монологической и диалогической речи;

- игра в песочнице активизирует потенциальные творческие способности.

Игры в песке являются свободными: дети как хотят, так там и играют, что хотят, то и строят. Однако, перенос традиционных педагогических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы коррекции. Во-первых, существенно увеличивается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Опираясь на приёмы работы в песочнице, можно сделать традиционную методику по коррекции речи более интересной, увлекательной и продуктивной.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×