Сущность инклюзивного образования | Ермакова Лариса Ивановна. Работа №362775
Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.
Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Они обязаны обеспечивать включение образования инвалидов в качестве неотъемлемой части в систему общего образования.
Инклюзивное (включающее) образование - это шаг на пути достижения конечной цели – создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от наличия или отсутствия нарушений развития, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад.
Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива колледжа.
СУЩНОСТЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Л.И.Ермакова
ФГБ ПОУ «Пензенский базовый медицинский колледж»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»
Кофи Аннан. 1998
Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Они обязаны обеспечивать включение образования инвалидов в качестве неотъемлемой части в систему общего образования.
Инклюзивное (включающее) образование - это шаг на пути достижения конечной цели – создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся, и предрассудками в повседневной жизни и деятельности учреждений ведется активная борьба[4].
Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива колледжа.
Включающее образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.
Это образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
Инклюзивное образование базируется на восьми принципах:
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
Каждый человек способен чувствовать и думать.
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
Все люди нуждаются друг в друге.
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Включение – это не интеграция:
Включение – это больше, чем интеграция.
Молодые люди учатся в колледже.
Специалисты приходят помогать детям.
Внимание на возможности и сильные стороны ребенка.
Молодые люди воспринимают человеческие различия как обычные.
Молодые люди получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью.
Взгляды и мнения молодых людей становятся важными для окружающих
[2]
.
Основные принципы инклюзии
Инклюзивные сообщества:
Быть инклюзивным – означает искать пути для всех учащихся, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью).
Инклюзия – это принадлежность к сообществу.
Инклюзия означает - раскрытие каждого учащегося с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям[4].
Неверные представления об инклюзии:
Представление, что присутствие в образовательном учреждении само по себе достаточно.
Представление, что нормально бросать в воду не
умеющего
плавать.
Фокусировать не на целях, а на действиях.
Когда основной направленностью услуг является обучение программе, а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей учащегося.
Представление, что молчаливое сидение – это нормальная альтернатива участию
[4]
.
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится о том, что в целях реализации права на образовании государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.
Существуют правила инклюзивного образовательного учреждения:
Все учащиеся равны в обществе.
Все учащиеся имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня.
У всех учащихся должны быть
равные возможности для установления и развития важных социальных связей.
Планируется и проводится эффективное обучение.
Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим проце
сс вкл
ючения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников.
Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого учащегося.
Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности.
Принципы формирования индивидуальной программы обучения:
подходят для всех учащихся (не только для учащихся с инвалидностью);
служит средством приспособления к широкому кругу возможностей учащегося;
является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения;
применима
ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в группе;
является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения;
составлена
с целью повышения успешности учащегося.
Обычный преподаватель может быть успешен при условии, если:
он достаточно гибок;
ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы;
он уважает индивидуальные различия;
он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива;
он согласен работать вместе с другими преподавателями в одной команде.
Результаты инклюзии:
У учащихся есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса.
Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов.
Мероприятия направлены на включение учащегося, но достаточно для него сложны.
Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует учащегося.
Появляются возможности для обобщения и передачи навыков.
Существуют процедуры оценки эффективности.
Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.
Литература:
Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими
маломобильными
группами населения: учеб
.
п
особие / С. П. Евсеев и др. – М.: Советский спорт, 2014. – 298 с. – ISBN 978-5-9718-0714-8.
Егупова
, М. А. К вопросу о понятии права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья / М. А.
Егупова
// Право и образование, 2010. - №2. - С. 34-40.
Жаворонков, Р. Н. Механизм
реализиции
права инвалидов на
образование
,з
акрепленный
в конвенции о правах инвалидов / Р. Н. Жаворонков // Дефектология, 2009. - №4. – С. 81-92.
Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт
/ А
вт.-сост. А. А. Наумов, В. Р. Соколова, А. Н.
Седегова
. – Волгоград: Учитель, 2012. – 146 с. – ISBN 978-5-7057-3031-5.
Миндель
, А. Я. От инклюзива в обучении к интеграции в труде / А. Я.
Миндель
// Профессиональное образование. Столица, 2011. - №9. – С. 39-40.
Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго. – М.: АРКТИ, 2014. – 368 с. – ISBN 978-5-89415-878-5.