Статья «Театрализованная деятельность как способ развития речи детей дошкольного возраста». Автор: Шамарданова Лилия Мансуровна

Автор: Шамарданова Лилия Мансуровна
Театрализованная деятельность как способ развития речи детей дошкольного возраста


Автор: Шамарданова Лилия Мансуровна

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 28 гениногорска» муниципального образования

«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан

 

 

 

 

 

 

Доклад с элементами мастер - класса на тему:

«Театрализованная деятельность как способ развития речи детей дошкольного возраста»

 

 

 

 

Воспитатель: Шамарданова Л.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гениногорск, 2018г.

 

Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты”.

К.С. Станиславский

Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности

Театрализованная деятельность направлена:

На развитие у ее участников ощущений, чувств, эмоций;

На развитие мышления, воображения, внимания, памяти;

На развитие фантазии;

На формирование волевых качеств;

На развитие многих навыков и умений

(речевых,

коммуникативных

, организаторских, двигательных и т.д.)

Влияние театрализованной игры на развитие речи ребенка:

Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса;

Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средств

а(

динамику, темп, интонацию и др.);

Совершенствует артикуляционный аппарат;

Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь.

Речь ребенка и различные виды театра:

Пальчиковый театр - спасобствует развитию речи, внимания, памяти;

Вязаный театр - абагощает пассивный и активный словарь

Настольный театр - Сопровождать движения пальцев речью;

Театр-топотушки - Помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие;

Театр на перчатке - Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами;

 

Кукольный театр

Ребенок с удовольствием берет в руки персонажа кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. С помощью куклы он может выразить и отрегулировать собственные переживания. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи.

Театр кукол Би-ба-бо

Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя( свою руку) с куклой.

Самый «разговорный» вид театрализованной деятельности – игра драматизация:

Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов;

Способствует самопознанию и самовыражению личности;

Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

 

Мастер класс с педагогами

Ход мастер класса:

Ведущий: Уважаемые коллеги! Я попрошу вас помочь мне провести мой мастер-класс и выйти шесть педагогов. Спасибо.

Давайте представим, что мы с вами актеры в театре. Но для того, чтобы стать хорошими артистами нужно выполнить несколько упражнений. 

Игра-релаксация «Походка и настроение» (Ромашка)
Выполняется в кругу. Ведущий просит показать движением и настроением:
- как капает мелкий и частый дождик;
- с неба падают тяжёлые, большие капли;
- полетать как воробей, чайка, орёл;
- маленький щенок учится ходить;
- кошка подкрадывается к кошке;
- идём по кочкам на болоте.
«Покажи своего героя» (сундучок)

Ведущий: Настоящий актёр должен уметь не только хорошо играть роль, но и уметь изображать своего героя без слов с помощью жестов, мимики, характерных движений. Это называется образная выразительность. Предлагаю потренироваться.


Ведущий: Вот волшебный сундук. Нужно выбрать в нем того героя, кого вы будете изображать (лиса, царевна-Несмеяна, баба-Яга, заяц грызёт морковку, дед тянет репкуарфуша).

 

Ведущий: Мы выполняли эти упражнения с целью развить образную выразительность и подготовить мимические мышцы лица.

Как вы думаете, что ещё должен уметь актёр?

 

Правильно и выразительно говорить, используя интонацию и силу голоса. Для этого все артисты и дикторы обязательно выполняют артикуляционную и дыхательную гимнастики, интонационные упражнения.

Ведущий:

Задание 1 (конверт)

Произнесите, пожалуйста, фразу «КАКАЯ  СЕГОДНЯ ХОРОШАЯ ПОГОДА» по очереди по кругу с разной интонацией

1) восклицание
2) безразличие           

3) вопрос

 4) удивление

5) огорчение
 6)страх, подозрение


Задание 2(конверт)

Прочитать  с соответствующей ему выразительностью: (карточки)

 

Зайку бросила хозяйка - Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок.

*** Солнечный зайчик
бежал по дорожке…
– Зайчик- лужайчик,
а где твои ножки?
– Лучик на травке
и лучик – в реке,
А остальные –
у мамы – в руке.    

       ***

Уходи, Зима седая!

Уж красавицы Весны

Колесница золотая

Мчится с горной вершины!

 

***


Я под краном руки мыла, 
А лицо помыть забыла. 
Увидал меня Трезор, 
Закричал: «Какой позор!» 
***

Идет бычок качается,

Вздыхает на ходу

Ох! Доска кончается

Сейчас я упаду.

***

Засучили рукава

Открываем кран-вода

Моем ушки, моем щечки

Моем ручки и ладошки

Посмотрите крошки- чистые ладошки!

 

Задание 3

Произнести скороговорку (карточка) «Отлежал бочок бычок. Не лежи, вставай, бычок» с разной интонацией (громко, тихо, быстро, медленно, шепотом, напевно). 

Ведущий: Эти упражнения мы выполняли для развития интонационной выразительности.

Ведущий: Таким образом, мы подготовились к выступлению на сцене.

 

Таким образом, театрализованная деятельность - это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.

 

Используемая литература:

1.Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.Д. Маханева. ТЦ «Сфера», Москва, 2012 г.

2.В гости к празднику. Сценарии, стихи, сказки, игры, шутки, загадки и поздравления. А. Лопатина, М. Скребцова. Москва, Амрита-Русь, 2013 г.

3.Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет. А.В. Щеткин. «Мозаика-Синтез», Москва, 2013 г.

4.Учимся по сказке. Игры-занятия с детьми 4-7 лет. Н.А. Гурьева. С-Пб., «Паритет», 2016 г.

5.Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. О.С. Рудик. ТЦ «Сфера», Москва, 2014 г.

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x