«Театрализованная деятельность как способ развития речи детей дошкольного возраста» | Шамарданова Лилия Мансуровна. Работа №209985
Автор: Шамарданова Лилия Мансуровна
Театрализованная деятельность как способ развития речи детей дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 28 г.Лениногорска» муниципального образования
«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Доклад с элементами мастер - класса на тему:
«Театрализованная деятельность как способ развития речи детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Шамарданова Л.М.
г.Лениногорск, 2018г.
Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты”.
К.С. Станиславский
Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности
Театрализованная деятельность направлена:
На развитие у ее участников ощущений, чувств, эмоций;
На развитие мышления, воображения, внимания, памяти;
На развитие фантазии;
На формирование волевых качеств;
На развитие многих навыков и умений
(речевых,
коммуникативных
, организаторских, двигательных и т.д.)
Влияние театрализованной игры на развитие речи ребенка:
Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса;
Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средств
а(
динамику, темп, интонацию и др.);
Совершенствует артикуляционный аппарат;
Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь.
Речь ребенка и различные виды театра:
Пальчиковый театр - спасобствует развитию речи, внимания, памяти;
Вязаный театр - абагощает пассивный и активный словарь
Настольный театр - Сопровождать движения пальцев речью;
Театр-топотушки - Помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие;
Театр на перчатке - Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами;
Кукольный театр
Ребенок с удовольствием берет в руки персонажа кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. С помощью куклы он может выразить и отрегулировать собственные переживания. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи.
Театр кукол Би-ба-бо
Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя( свою руку) с куклой.
Самый «разговорный» вид театрализованной деятельности – игра драматизация:
Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов;
Способствует самопознанию и самовыражению личности;
Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
Мастер класс с педагогами
Ход мастер класса:
Ведущий: Уважаемые коллеги! Я попрошу вас помочь мне провести мой мастер-класс и выйти шесть педагогов. Спасибо.
Давайте представим, что мы с вами актеры в театре. Но для того, чтобы стать хорошими артистами нужно выполнить несколько упражнений.
Игра-релаксация «Походка и настроение» (Ромашка)
Выполняется в кругу. Ведущий просит показать движением и настроением:
- как капает мелкий и частый дождик;
- с неба падают тяжёлые, большие капли;
- полетать как воробей, чайка, орёл;
- маленький щенок учится ходить;
- кошка подкрадывается к кошке;
- идём по кочкам на болоте.
«Покажи своего героя» (сундучок)
Ведущий: Настоящий актёр должен уметь не только хорошо играть роль, но и уметь изображать своего героя без слов с помощью жестов, мимики, характерных движений. Это называется образная выразительность. Предлагаю потренироваться.
Ведущий: Вот волшебный сундук. Нужно выбрать в нем того героя, кого вы будете изображать (лиса, царевна-Несмеяна, баба-Яга, заяц грызёт морковку, дед тянет репку,Марфуша).
Ведущий: Мы выполняли эти упражнения с целью развить образную выразительность и подготовить мимические мышцы лица.
Как вы думаете, что ещё должен уметь актёр?
Правильно и выразительно говорить, используя интонацию и силу голоса. Для этого все артисты и дикторы обязательно выполняют артикуляционную и дыхательную гимнастики, интонационные упражнения.
Ведущий:
Задание 1 (конверт)
Произнесите, пожалуйста, фразу «КАКАЯ СЕГОДНЯ ХОРОШАЯ ПОГОДА» по очереди по кругу с разной интонацией
1) восклицание
2) безразличие
3) вопрос
4) удивление
5) огорчение
6)страх, подозрение
Задание 2(конверт)
Прочитать с соответствующей ему выразительностью: (карточки)
Зайку бросила хозяйка - Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок.
*** Солнечный зайчик
бежал по дорожке…
– Зайчик- лужайчик,
а где твои ножки?
– Лучик на травке
и лучик – в реке,
А остальные –
у мамы – в руке.
***
Уходи, Зима седая!
Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с горной вершины!
***
Я под краном руки мыла,
А лицо помыть забыла.
Увидал меня Трезор,
Закричал: «Какой позор!»
***
Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу
Ох! Доска кончается
Сейчас я упаду.
***
Засучили рукава
Открываем кран-вода
Моем ушки, моем щечки
Моем ручки и ладошки
Посмотрите крошки- чистые ладошки!
Задание 3
Произнести скороговорку (карточка) «Отлежал бочок бычок. Не лежи, вставай, бычок» с разной интонацией (громко, тихо, быстро, медленно, шепотом, напевно).
Ведущий: Эти упражнения мы выполняли для развития интонационной выразительности.
Ведущий: Таким образом, мы подготовились к выступлению на сцене.
Таким образом, театрализованная деятельность - это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.
Используемая литература:
1.Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.Д. Маханева. ТЦ «Сфера», Москва, 2012 г.
2.В гости к празднику. Сценарии, стихи, сказки, игры, шутки, загадки и поздравления. А. Лопатина, М. Скребцова. Москва, Амрита-Русь, 2013 г.
3.Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет. А.В. Щеткин. «Мозаика-Синтез», Москва, 2013 г.
4.Учимся по сказке. Игры-занятия с детьми 4-7 лет. Н.А. Гурьева. С-Пб., «Паритет», 2016 г.
5.Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. О.С. Рудик. ТЦ «Сфера», Москва, 2014 г.