Театрализованные игры для детей дошкольного возраста

Автор: Соколова Ольга Григорьевна

Театрализованные игры

для детей дошкольного возраста

 

Игра – путь к познанию мира, путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Уже поэтому игры – важное средство самовоспитания.

Театрализованная игра, или драматизация, является одним из видов творческих игр на занятиях кукольного тетра. Использование театрализованных игр на занятиях способствуют знакомству детей с устным народным творчеством, развитию устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности, совершенствуют практический уровень владения связной речью, развивают игровое поведение, коммуника­тивные навыки, творческие способности, уверенность в себе, внимание, память, на­блюдательность, эстетическое чувство.

При проведении театрализованных игр педагогу необходимо создавать ве­селую, непринужденную ат­мосферу на занятиях, подбадривать за­жатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и "игры рядом" к игре в группе из трех - пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого "типичного" образа в игре-драматизации.

Для подготовки к театрализованным играм в начале занятия рекомендуется проводить общеразвивающие игры, игры по развитию речевых навыков и умений.

 

Предлагаемые игры и упражнения рекомендуется использовать в работе ­логопедов и воспитателей.

Общеразвивающие игры

Игра «Что изменилось»

Цель: развивать зрительную память, внимание, выдержку.

1 вариант: перед детьми разложены театральные атри­буты. В течение 1 мин дети запоминают их расположение, затем закрывают глаза. Педа­гог меняет атрибуты местами или один убирает. Дети дол­жны определить, что измени­лось.

2 вариант: часть детей — «артисты», они показывают мизансцену из какого-либо спектакля, остальные дети — зрители, запоминают ее, за­тем закрывают глаза. На сце­не происходят изменения. Зри­тели должны восстановить мизансцену.

 

Игра «Поймай хлопок»

Цель: развивать произволь­ное слуховое внимание, быст­роту реакции.

Дети стоят врассыпную. Они должны среагировать на хлопок педагога и хлопнуть одновременно с ним. Педагог предлагает поймать малень­кий мячик (цветок, монетку).

 

Игра «Поезд»

Цель: развивать зритель­ную память, произвольное внимание, чувство сплоченно­сти.

Несколько детей образуют вагоны поезда, стоя в колон­не. Стоящий перед ними ре­бенок — «паровоз», должен запомнить, в какой последова­тельности стоят его «вагоны». Затем «паровоз» отворачивает­ся и называет детей - «вагонов» в четкой последовательности.

 

 Слишком много ножек у сороконожек.

 

Наш Полкан попал в капкан.

Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.

У четырех черепашек по четыре черепашонка.

Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела.

Театрализованные игры

Игра «Работа с моделями эмоций»

Цель: знакомить с мими­ческим изображением эмо­ций.

Педагог обращает внима­ние детей на глаза, брови, рот, схематичные изображения лиц, выражающие различные эмоции. После того как дети научатся определять эмоции по моделям, им раздают кар­точки и разрезают их пополам поперек. Детям предлагают найти две подходящие поло­винки и соединить их.

Игра «Работа со схемами-эмоциями»

Цель: развивать фантазию, воображение, логическое мыш­ление.

Схемы-эмоции представля­ют собой несколько последо­вательно изображенных моде­лей эмоций, связанных пере­ходами-стрелочками. Детей объединяют в подгруппы и предлагают придумать исто­рию. В этой истории с героем происходят события, при ко­торых он проявляет указан­ные эмоции. Например, схе­ма: грусть — удивление — радость. «Шел грустный цып­ленок, увидел своего братца, плывущего по реке на листоч­ке, и очень удивился. Брат пригласил его поплавать с ним вместе. 

Игры по развитию речи  

«Игра со свечой» 

Цель: развивать правильное речевое дыхание.

 

Детям предлагают сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на «горящую свечу» (бумажку). Выдох де­лается тонкой упругой и плав­ной струей воздуха через плот­но сжатые губы.

Игра «Одно и то же по-разному»

Цель: развивать умение оп­равдывать свое поведение, действия нафантазированны­ми причинами; развивать во­ображение, фантазию, веру.

 

Детям предлагается приду­мать и показать несколько ва­риантов поведения по опреде­ленному заданию: человек идет, сидит, поднимает руку и т.д. Каждый ребенок при­думывает свой вариант пове­дения, а остальные дети дол­жны догадаться, чем он зани­мается и где находится. Это задание может выполняться в творческих группах, каждая из которых получает опреде­ленное задание (сидеть в цир­ке, у телевизора, в кабинете у зубного врача).

Список использованной литературы:

  1. Додокина Н.В., Евдокимова Е.С.  «Театр в детском саду» – М.,2008
  2. Лейтан Т.Н., Коваценко А.Б., Никитина Н.В. «Программа оздоровления дошкольников с ОНР» - журнал «Логопед»№5 2010г.
  3. Жога Л.Н., Саяпова Н.Г., Епреева Е.Ю., Овчинникова Е.В., Рукосуева Л.А. «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального  детского сада»- журнал «Логопед» №4, 2007г.

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x