Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 16.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА | Кандыковв Елена Николаевна. Работа №296641

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Кандыковв Елена Николаевна
     Настоящая статья посвящена рассмотрению сущности термина «технологическая карта урока» на основе его сопоставления со смежным понятием «технологическая карта».  Кроме того, выявляются функции и определяется структура технологической карты урока, которая до недавнего времени актуализировалась в практике преподавания школьных дисциплин. Проводится сопоставление традиционного конспекта школьного урока и технологической карты урока.

  Ключевые слова: технологическая карта, технологическая карта урока, конспект урока, сущность термина, функции технологической карты урока, структура технологической карты урока.

 

Е. Н. Кандыкова

(г. Абакан, Россия)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Абакана «СОШ № 11»

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА

 

Настоящая статья посвящена рассмотрению сущности термина «технологическая карта урока» на основе его сопоставления со смежным понятием «технологическая карта». Кроме того, выявляются функции и определяется структура технологической карты урока, которая до недавнего времени актуализировалась в практике преподавания школьных дисциплин. Проводится сопоставление традиционного конспекта школьного урока и технологической карты урока.

Ключевые слова: технологическая карта, технологическая карта урока, конспект урока, сущность термина, функции технологической карты урока, структура технологической карты урока.

 

Предметом нашего внимания являются сущность, функции и структура технологической карты в дидактическом аспекте. Актуальность обращения к данной проблеме обусловлена следующими моментами:

сегодня, наряду с использованием традиционных планов-конспектов, в учебный процесс общеобразовательных учебных заведений внедряются технологические карты уроков;

наличие в научно-методической литературе множества подходов к определению интересующего нас понятия;

отсутствие в педагогическом сообществе единства взглядов на сущность, структуру и функции технологической карты урока.

Потому основной целью данного исследования становятся попытки определения сущности, рассмотрения функций и выявления структуры технологической карты урока. Другая цель состоит в выявлении pro и contra технологической карты урока и традиционного конспекта школьного урока.

Изучение литературы по теме исследования свидетельствует о широком распространении термина «технологическая карта» в самых разных сферах и о наличии разнообразия его трактовок. Подтвердим сказанное, обратившись лишь к части специальных источников.

В самом обобщённом виде сущность рассматриваемого понятия отражена, на наш взгляд, на сайте Википедии dic.academic.ru. Здесь оно поясняется следующим образом: «Технологическая карта это стандартизированный документ, содержащий необходимые сведения, инструкции для персонала, выполняющего некий технологический процесс или техническое обслуживание объекта» [18].

Теперь посмотрим на сведения, предлагаемыми специализированными изданиями, в частности, энциклопедиями общего характера и отраслевыми словарями. Так, в «Большом энциклопедическом словаре» данный термин определяется как форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование и технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т. п. [19]. Подобным же образом это понятие трактуется в «Политехническом словаре», главным редактором которого является А. Ю. Ишлинский [11]. Авторы «Современного экономического словаря» вкладывают в данный термин следующий смысл: «Технологическая карта – документ, содержащий описание всего технологического процесса с указанием операций и их составных частей, материалов, производственного оборудования, технологических режимов, времени и квалификации работников [13]. Как видим, и в этом источнике содержание термина идентично его трактовке в двух предыдущих изданиях.

Обратимся далее к отраслевому «Сельскохозяйственному энциклопедическому словарю», в котором интересующее нас понятие определяется как планово-нормативный документ, в котором отражается комплекс технологических работ, связанных с производством отдельного вида сельскохозяйственной продукции, отражается потребность в производственных ресурсах и их использование и другие производственные показатели, а также определяются организационно-экономические мероприятия по выполнению установленной производственной программы [20]. Внимательное прочтение словарной статьи данного источника приводит к мысли о том, что в базовой части её содержание перекликается с тем, что сказано о технологической карте в уже приведённых определениях. Различие же состоит в отражении специфики сущности понятия по отношению к сельскохозяйственному производству.

Итак, технологическая карта по отношению к производственной сфере характеризуется следующими параметрами:

она содержит описание всего технологического процесса (комплекса технологических работ), связанного (связанных) с производством конкретного продукта;

в ней указываются операции и их составные части, необходимые для создания той или иной продукции;

в документе даётся перечень производственного оборудования и инструментов, а также называются материалы, нужные для изготовления продукции;

в карте определяются технологические режимы, необходимые для создания изделия;

в ней определяется время, которое затрачивается для производства изготовляемой продукции;

указывается профессиональный уровень (квалификация) работников, выпускающих то или иное изделие;

перечисляются организационно-экономические мероприятия по выполнению установленной производственной программы и называются некоторые другие аспекты.

Подытоживая сказанное в этой части работы, можно заключить, что в производственной сфере технологическая карта представляет собой нормативный документ, в котором содержится описание процесса изготовления, обработки и производства определённого вида продукции, а также производственных операций, применяемого оборудования, технологического и временного режима осуществления операций и пр.

Из сказанного выше также следует, что термин «технологическая карта» педагогической наукой заимствован из производственной сферы (экономической, промышленной, сельскохозяйственной и др.). Изучая энциклопедические источники по педагогике применительно к теме нашего исследования, мы установили, что в их словниках рассматриваемый нами термин отсутствует (во всяком случае, в тех из них, которые были нами проанализированы) [8; 10;14].

Не обнаружили мы интересующий нас термин и в большинстве словарных изданий по педагогике (см., например: [1; 9; 12]). Однако в части из них наличествуют определения технологической карты и близкого по содержанию к нашему термину технологической карты дисциплины. Причём интересно то, что из источника в источник повторяются одни и те же определения данных понятий [3; 6; 17]. Приведём из этих изданий только понимание первого термина, которое представляет собой дефиницию, предложенную доктором педагогических наук, профессором В. М. Монаховым, и которое, по нашему мнению, наиболее близко по содержанию сути понятия «технологическая карта урока: технологическая карта – «документ, содержащий описание дидактической основы проекта (целеполагание, логическая структура) и педагогической техники (диагностика, дозирование домашних заданий, коррекция), используемых в данном учебном периоде».

Не включено рассматриваемое нами понятие и в глоссарий такого издания, как «Современный образовательный процесс: основные понятия и термины», который в силу уже своего названия вроде бы должен иметь интересующую нас словарную статью. Однако авторы-составители М. Ю. Олешков и В. М. Уваров ограничились лишь приведением определения технологической карты, данной академиком В. М. Монаховым [15].

Наконец, за поиском нужной нам информации мы обратились к научно-методическим работам. В одной из них мы обнаружили следующее утверждение: «Изучая различные источники по нашей теме исследования, мы наткнулись на огромное количество определений технологической карты урока» [16]. Возможно, оно так и есть; будем думать, что авторы указанного источника действительно изучили многие и многие источники, чтобы сделать такой вывод. Во всяком случае, Н. Б. Суханова и Н. Д. Тумба предлагают своё понимание интересующего и нас термина: «Под понятием «технологическая карта урока» мы будем понимать методическую разработку учителя, представленную в виде таблицы, которая помогает структурировать работу на уроке и обеспечить усвоение УУД в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения» [16].

В наши задачи не входит штудирование большого числа работ, в которых предлагаются определения технологической карты урока. По этой причине обратимся лишь к некоторым из них с целью установления нашего понимания сущности данного понятия. Так, в одном из интерент-источников по поводу сущности технологической карты урока говорится следующее: «…это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС». Кроме того, предложенное определение уточнятся здесь же таким образом: «Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором дано описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией» [21].

Приведём понимание термина, предложенное Н. Я. Мороз, доцентом кафедры психологии и педагогики Витебского областного государственного института квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования: «Технологическая карта урока это обобщённо-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления учителем индивидуальных методов педагогической деятельности» [5]. И. Ю. Фоминичева считает, что технологическая карта урока – это обобщённо-графическое выражение сценария урока, которое отвечает на вопрос что надо делать и в какой момент времени» [22]. М. Н. Капранов предлагает такое определение термина: «Технологическая карта урока это новый вид методической разработки, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения» [2].

Итак, что следует из содержания приведённых определений?

Во-первых, технологическая карта урока – это и новый вид методической продукции, и проект учебного процесса, и способ проектирования урока, и обобщённо-графическое выражение сценария урока, и основа проектирования урока, и средство представления учителем индивидуальных методов педагогической деятельности, и вид методической разработки урока, и современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся и т. д.

Во-вторых, технологическая карта урока предназначена для структурирования работы учителя на уроке. Она позволяет пошагово и поминутно расписать весь ход урока и всё его содержание.

В-третьих, технологическая карта урока служит целям реализации системно-деятельностного подхода и формирования универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС.

В-четвёртых, применение технологических карт уроков обеспечивает качественное и эффективное преподавание учебных предметов и даёт возможность достичь планируемые результаты в освоении основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Исходя из проанализированных материалов, связанных с термином «технологическая карта урока», возможно указать следующие конструктивные позиции методологического характера:

технологическая карта урока (ТКУ) – это один из видов методической продукции, используемый учителем в процессе ведения им занятия. Поэтому технологическая карта урока имеет статус официального документа;

– в ТКУ описывается технологическая сторона всего процесса (хода проведения) урока: его тип, технология построения, цель, этапы, деятельность учителя и учеников на каждом этапе, формируемые универсальные учебные действия, формы организации деятельности обучаемых и т. д.;

– в ТКУ перечисляются оборудование, материалы и инструменты, которые будут применяться на уроке (медиа, интерактивная доска, телевизор, презентации, словари, карты, таблицы, иллюстрации и пр.);

ТКУ содержит подробное описание деятельности как учителя, так и обучаемого на каждом этапе занятия, иначе говоря, называются все операции, осуществляемые ими на уроке, и составные части этих действий: мотивации ученика (самоопределение к деятельности); актуализация и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии; постановка проблемы; открытие учеником нового знания; первичное закрепление нового материала; самостоятельная работа (с проверкой выполненного по эталону); рефлексия учебной деятельности; дача домашнего задания и заключительное слово учителя.

Всё сказанное позволяет заключить, что технологическая карта в дидактическом аспекте представляет собой проект учебного процесса, в котором дано его описание от типа и технологии построения, темы и цели до достигаемых результатов на основе использования инновационной технологии работы с учебной информацией.

Единственное, пожалуй, принципиальное отличие ТКУ от технологической карты, применяемой в производственной сфере, это отсутствие указания на время (ибо оно уже определено для учителя – 40–45 минут) и отсутствие указания на квалификационный статус исполнителя.

Кроме того, технологическую карту урока можно трактовать как стандартизированный документ, представленный, как правило, в форме таблицы, в которой содержится упорядоченный перечень рекомендаций (инструкций) для исполнителя (учителя), необходимый для успешного проведения урока, и в который включены вся информация по содержательным элементам урока и производимым на нём последовательно операциям и их частям, а также все дидактические материалы.

Однако подобным же образом можно трактовать и традиционный конспект урока, который тоже является своеобразным документом, ибо он служит допуском учителя к проведению урока. Конспект урока также характеризуется стандартизированной формой, так как в нём соблюдаются в зависимости от его вида единство требований и порядок следования содержательных элементов и этапов. Конспект урока, помимо того, что он представляет собой описание его структуры, включает в себя полное изложение содержания его этапов, в котором отражается совместная деятельность учителя и учащихся. Понятно, что этапы урока и их содержание будут существенно различаться в зависимости от вида/формы проводимого урока. Заметим, что требования к конспекту урока отражены в Письме Министерства образования и науки РФ от 29 ноября 2010 г. № 03-339 «О методике оценки уровня квалификации педагогических работников». В нём, в частности, сказано, что конспект должен раскрыть структуру и предметное содержание урока, в нём должны быть сформулированы цели и задачи деятельности учителя и ученика, поставлены цели и задачи урока в целом и его отдельных этапов, описаны методы и приёмы организации учебной деятельности учащихся, названы методы и приёмы мотивации такой деятельности, учтены индивидуальные особенности учащихся и конкретные характеристики класса, в котором проводится урок [7].

То же самое касается и технологической карты урока, которую можно охарактеризовать как модифицированную форму традиционного конспекта. Поэтому позволим себе не согласиться с утверждениями, что технологическая карта урока – это новый вид методической продукции [21] или новый вид методической разработки [2] либо современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся [4] и т. п. И конспект урока, и ТКУ – это определённые формы фиксации программы и содержания деятельности учителя и его подопечных на конкретном уроке, только вторая из них, как правило, представляет собой передачу сценария (хода) урока в виде таблицы. Как показывает изучение разных разработок уроков в форме технологической карты, единых нормативных требований к её представлению сегодня не существует, и потому они часто дублируют и формально, и содержательно традиционный конспект урока. Новым в содержании ТКУ, пожалуй, можно назвать обязательное введение в неё характеристик универсальных учебных действий, которые в соответствии с ФГОС второго поколения должны формировать учителя у питомцев на своих уроках.

Как урок, проводимый на основе написанного традиционного конспекта, так и урок, который проводится на основе подготовленной ТКУ, может отклоняться от разработанного сценария, к чему любой учитель должен быть готов. Поэтому и в первом, и во втором случаях в материалах соответствующих этапов урока или их структурных частей должны быть отражены возможные сбои и отклонения и предполагаемые варианты выхода из сложившегося положения. Понятно также и то, что для этого учитель должен подготовить корректирующие задания разного уровня сложности, а также зафиксировать способы и приёмы их выполнения.

Назовём ещё два момента, которые не противопоставляют, а соотносят (сопоставляют) конспект урока и ТКУ и направлены на реализацию содержания образования. Во-первых, это необходимость достижения учащимися в соответствии с ФГОС трёх групп планируемых образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Во-вторых, необходимость ориентироваться в профессиональной деятельности учителя на результаты, сформулированные не как перечень знаний, умений и навыков (так называемых ЗУНов), а как формируемые способы деятельности.

Таким образом, из всего сказанного приходим к следующим выводам:

технологическая карта представляет собой усовершенствованную, иначе – модифицированную форму традиционного конспекта урока;

обе формы представления учебного материала позволяют системно и целостно проектировать процесс обучения по усвоению как отдельно взятой темы, так и всей учебной дисциплины в целом;

– не только ТКУ, но и традиционный конспект урока направлены на организацию самых разных видов взаимодействия (коммуникации) учителя и ученика (учеников);

– обе формы разработки урока призваны способствовать эффективному применению разных приёмов и форм работы учителя с учащимися;

обе формы не исключают организацию самостоятельной деятельности учеников в процессе обучения, напротив, полагают её важнейшим видом для формирования универсальных учебных действий;

и ТКУ, и конспект урока предполагают прогнозирование, измерение и указание средств достижения планируемых результатов;

и ТКУ, и обычный конспект урока предназначены, в том числе, для осуществления оценки результатов учебной деятельности и контроля за нею.

В целом и технологическая карта урока, и традиционный конспект урока являются действенным инструментом планирования и регулирования учебной деятельности, а также действенным инструментом достижения планируемых результатов.

 

Библиографический список

Воротникова

,

А. 

И. Педагогический словарь-справочник

:

учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов

, учителей. В 2-х ч. Ч. 2

/ А. 

И.

Воротникова

,

Т. 

Л. Кремнева.

М

.;

Берлин:

Директ-Медиа

, 201

6

.

51

с.

//

URL

:

https://didacts.ru/slovari/pedagogicheskii-slovar-spravochnik-ch-1-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlja-studentov-magistrantov-as.html

(

дата обращения: 29

.09.2020).

Капранов

,

М. Н. О проектировании технологической карты урока

/ М. Н.

Капранов

// Математика всё для учителя.

2015.

№ 8.

C. 9

12.

Коджаспирова

,

Г.

М. Педагогический словарь

/

Г. М.

Коджаспирова

, А. Ю.

Коджаспиров

.

М.:

Изд. центр «

Академия

»

, 2003. – 176

с

.

Лаврухина, Л. В.

Технологическая карта урока как инструмент достижения планируемых результатов в начальной школе

/ Л. В. Лаврухина. –

URL

:

https://infourok.ru/vistuplenie-na-temu-tehnologicheskaya-karta-uroka-kak-instrument-dostizheniya-planiruemih-rezultatov-v-nachalnoy-shkole-1157648.html

(дата обращения: 17.09.2020).

Мороз, Н. Я. Конструирование технологической карты урока: научно-методическое пособие

/ Н. Я. 

Мороз. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006. – 56 с.

Новиков

,

А.

М.

Педагогика: словарь системы основных понятий

/ А.М. Новиков

. – М.: Изд

.

центр ИЭТ, 2013. – 268

с

.

О методике оценки уровня квалификации педагогических работников // Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 ноября 2010 г. № 03-339

;

Правовой портал «Гарант».

URL:

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070066/#ixzz3wPjnrlI7

(дата обращения: 28.0

9.2020

).

Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С.

Рацапевич

. – Мн.: Современное слово, 2005. – 720

с

.

Педагогический словарь / учебное пособие для студ

ентов

в

ысш

их

у

че

бных заведений / под ред. В. И. 

Загвязинского

, А. Ф.

Закировой

.

М.: Изд. ц

ентр «Академия», 2008.

352

с

.

Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М.

Бим-Бад

.

3-е изд., стер.

М

.

: Большая российская энциклопедия, 2009.

527

с

.

Политехнический словарь / гл. ред. А. Ю.

Ишлинский

. – М.: Советская энциклопедия, 1989. – 656. –

URL

:

http://bookre.org/reader?file=631417

(

дата обращения: 21.09.2020

).

Профессионально-педагогические понятия: Слов

арь / с

ост. Г. М. Романцев, В. А. Ф

ёдоров, И. В. Осипова, О. 

В. Тарасюк;

п

од ред. Г. М. Романцева. – Екатеринбург: Изд-во Рос.

гос

.

проф

.-

пед

. ун-та, 2005. – 456 с.

Райзберг

,

Б. А. Современный экономический словарь / Б. А.

Райзберг

, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. – 2-е изд.,

испр

. – М.: ИНФРА-М., 1999. – 479 с.

Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. Том

II

(

М-Я

) / гл. ред. В. В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. – 1160

с

.

Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / авторы-составители М. Ю. Олешков и В. М. Уваров.

М.: Компания

Спутник+

, 2006. 191 с.

URL

:

http://pedlib.ru/Books/3/0311/3_0311-134.shtml

дата обращения: 21.09.2020).

Суханова

,

Н. В.

О некоторых особенностях конструирования технологической карты урока

/ Н. В. Суханова, Н. Д. Тумба. –

URL

:

https://multiurok.ru/files/o-niekotorykh-osobiennostiakh-konstruirovaniia-tie.html

(

дата обращения: 21.09.2020).

Терминологический словарь современного педагога

.

URL

:

https://didacts.ru/slovari/terminologicheskii-slovar-sovremennogo-pedagoga.html

(дата обращения: 2

9

.09.2020).

Технологическая карта. –

URL

:

https

://

dic

.

academic

.

ru

/

dic

.

nsf

/

ruwiki

/1649123

(дата обращения: 17.09.2020).

Технологическая карта // Большой энциклопедический словарь / гл. ред. академик А. М. Прохоров. – 2-е изд.,

перераб

. и доп. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 1456 с. –

URL

:

https://gufo.me/dict/bes/ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ_КАРТА

(дата обращения: 17.09.2020).

Технологическая карта // Сельскохозяйственный энциклопедический словарь / гл. ред. В. К. Месяц. – М.: Советская энциклопедия, 1989

. – 718 

с.

URL

:

https://rus-country-dict.slovaronline.com/

(дата обращения: 21.09.2020).

Технологическая карта урока как способ проектирования урока, реализующего

системно-деятельностный

подход

и цели формирования универсальных учебных действий. Генератор технологических карт Программа для учителя

. –

URL

:

https://infourok.ru/master-klass-tehnologicheskaya-karta-uroka-1928111.html

(дата обращения: 17.09.2020).

Фоминичева, И. Ю. К

онструирование технологической карты урока

/ И. Ю.

Фоминичева

. –

URL

:

https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2013/10/30/konstruirovanie-tekhnologicheskoy-karty-uroka

(дата обращения: 21.09.2020).

 

© Антонов В. П., Кандыкова Е. Н., Массанов В. В., 2020

 

 

V. P. Antonov, E. N. Kangykova, V. V. Massanov. Technological Map of the Lesson: Essence, Functions, Structure

This article considers the essence of the term "technological map of a lesson" based on its comparison with the related concept "process map" used in industry. In addition, the functions and structure of the technological map of the lesson are identified, which has recently introduced into the school practice of teaching subjects. The other compares the traditional school lesson outline with the technological map of the lesson.

Key words: process map, technological map of a lesson, lesson outline, the essence of the term, functions of the technological map of a lesson.

 

 

 

Напомним, что тема нашего выступления: «Технологическая карта урока: сущность, функции, структура».

Предметом нашего исследования являются сущность, функции и структура технологической карты в дидактическом аспекте.

Актуальность обращения к данной проблеме обусловлена:

во-первых, внедрением в учебный процесс учебных заведений технологических карт уроков, наряду с использованием традиционных планов-конспектов;

во-вторых, наличием в разных источниках множества подходов к определению как технологической карты, так и технологической карты урока (далее – ТКУ [тэ-ка-у]);

в-третьих, отсутствием в педагогическом сообществе единства взглядов на сущность, структуру и функции ТКУ.

Основная цель исследования заключается в попытке определить сущность понятия, а также рассмотреть функции и выявить структуру технологической карты урока. Другая цель состоит в выявлении pro и contra ТКУ и традиционного конспекта школьного урока.

На первом этапе исследования мы изучили литературу по теме исследования, касающуюся понятия «технологическая карта». Это изучение показало, что данный термин широко распространён в самых разных сферах (промышленном и сельскохозяйственном производстве, экономике т.д.), и то, что имеется разнообразие его трактовок.

Подытоживая содержание изученных источников о сущности понятия, мы заключили, что в производственной сфере технологическая карта представляет собой нормативный документ, в котором содержится описание процесса изготовления определённого вида продукции, а также производственных операций, нужных для этого; кроме того, в нём указывается применяемое оборудование, называются технологический и временнОй режимы осуществления операций, определяются квалификация работников и некоторые другие параметры.

На втором этапе мы проанализировали источники энциклопедического характера по педагогике. Мы установили, что в их словниках рассматриваемый нами термин отсутствует.

Не обнаружили мы интересующий нас термин и в большинстве словарных изданий по педагогике. Однако в части из них имеются определения технологической карты и близкого по содержанию к нашему термину технологической карты дисциплины, которые дублируются из источника в источник. Причём эти определения представляют собой подход, предложенный академиком В. М. Монаховым, и который, по нашему мнению, наиболее близок по содержанию сути понятия «технологическая карта урока. Итак, технологическая карта это «документ, содержащий описание дидактической основы проекта и педагогической техники, используемых в данном учебном периоде».

Наконец, за поиском нужной нам информации мы обратились к научно-методическим работам, в которых имеется много подходов к пониманию сущности технологической карты урока.

Во-первых, ТКУ – это вид методической продукции, способ проектирования урока, современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учеников и т. д.

Во-вторых, ТКУ предназначена для структурирования работы учителя на уроке. Она позволяет пошагово и поминутно расписать весь ход урока и всё его содержание.

В-третьих, она служит целям реализации системно-деятельностного подхода к процессу обучения и формирования универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС.

В-четвёртых, применение ТКУ обеспечивает качественное и эффективное преподавание учебных предметов.

В пятых, ТКУ даёт возможность достичь планируемые результаты в освоении основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Исходя из проанализированных материалов возможно указать следующие конструктивные позиции методологического характера:

– технологическая карта урока – это один из видов методической продукции, используемый учителем в процессе ведения им занятия. Поэтому ТКУ имеет статус официального документа;

– в указанном документе описывается технологическая сторона всего хода проведения урока: его тип, технология построения, цель, этапы, деятельность учителя и учеников на каждом этапе, формируемые универсальные учебные действия, формы организации деятельности обучаемых и т. д.;

– в ТКУ перечисляются оборудование, материалы и инструменты, которые будут применяться на уроке: медиа, интерактивная доска, телевизор, презентации, словари, карты, таблицы, иллюстрации и пр.;

ТКУ содержит подробное описание деятельности как учителя, так и обучаемого на каждом этапе занятия. Иначе говоря, называются все действия, которые осуществляются ими на уроке, и составные части этих действий, как то:

мотивации ученика (самоопределение к деятельности);

актуализация и фиксация индивидуального затруднения ученика;

постановка проблемы урока;

открытие учеником нового знания;

первичное закрепление нового материала;

самостоятельная работа (с проверкой выполненного по эталону);

рефлексия учебной деятельности;

дача домашнего задания;

заключительное слово учителя.

Всё сказанное позволяет заключить, что технологическая карта в дидактическом аспекте представляет собой проект учебного процесса, в котором дано его описание от типа и технологии построения, темы и цели до достигаемых результатов на основе использования инновационной технологии работы с учебной информацией.

Кроме того, ТКУ можно трактовать как стандартизированный документ, представленный, как правило, в форме таблицы, в которой содержится упорядоченный перечень рекомендаций (инструкций) для исполнителя (то есть учителя), необходимый для успешного проведения урока, и в который включена вся информация по содержательным элементам урока и производимым на нём последовательно операциям и их частям, а также даны все дидактические материалы.

Однако подобным же образом можно трактовать и традиционный конспект урока, который тоже является своеобразным документом, ибо он служит допуском учителя к проведению урока. Конспект урока также характеризуется стандартизированной формой, так как в нём соблюдаются в зависимости от его вида единство требований и порядок следования содержательных элементов и этапов. Конспект урока, помимо того, что он представляет собой описание его структуры, включает в себя полное изложение содержания его этапов, в котором отражается совместная деятельность учителя и учащихся. Понятно, что этапы урока и их содержание будут существенно различаться в зависимости от вида или формы проводимого урока.

Заметим, что требования к конспекту урока отражены в Письме Министерства образования и науки РФ от 29 ноября 2010 г. № 03-339 «О методике оценки уровня квалификации педагогических работников». В нём, в частности, сказано, что

– конспект должен раскрыть структуру и предметное содержание урока,

– в нём должны быть сформулированы цели и задачи деятельности учителя и ученика,

– поставлены цели и задачи урока в целом и его отдельных этапов,

– описаны методы и приёмы организации учебной деятельности учащихся,

– названы методы и приёмы мотивации такой деятельности,

– учтены индивидуальные особенности учащихся и конкретные характеристики класса, в котором проводится урок.

То же самое касается и технологической карты урока, которую можно охарактеризовать как модифицированную форму традиционного конспекта. Поэтому позволим себе не согласиться с утверждениями, что ТКУ – это новый вид методической продукции или новый вид методической разработки либо современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся и т. п.

И конспект урока, и ТКУ – это определённые формы фиксации программы учебной дисциплины и содержания деятельности учителя и его подопечных на конкретном уроке, только вторая из них, как правило, представляет собой передачу сценария (хода) урока в виде таблицы.

Как показывает изучение разных разработок уроков в форме технологической карты, единых нормативных требований к её представлению сегодня не существует, и потому они часто дублируют и формально, и содержательно традиционный конспект урока. Новым в содержании ТКУ, пожалуй, можно назвать обязательное введение в неё характеристик универсальных учебных действий, которые в соответствии с ФГОС второго поколения должны формировать учителЯ у питомцев на своих уроках.

Как урок, проводимый на основе написанного традиционного конспекта, так и урок, который проводится на основе подготовленной ТКУ, может отклоняться от разработанного сценария, к чему любой учитель должен быть готов. Поэтому и в первом, и во втором случаях в материалах соответствующих этапов урока или их структурных частей должны быть отражены возможные сбои и отклонения и предполагаемые варианты выхода из сложившегося положения. Понятно также и то, что для этого учитель должен подготовить корректирующие задания разного уровня сложности, а также зафиксировать способы и приёмы их выполнения.

Назовём ещё два момента, которые не противопоставляют, а соотносят традиционный конспект урока и ТКУ и направлены на реализацию содержания образования.

Во-первых, это необходимость достижения учащимися в соответствии с ФГОС трёх групп планируемых образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Во-вторых, необходимость ориентироваться в профессиональной деятельности учителя на результаты, сформулированные не как перечень знаний, умений и навыков (так называемых ЗУНов), а как формируемые способы деятельности.

Таким образом, из всего сказанного приходим к следующим выводам:

технологическая карта урока представляет собой усовершенствованную, иначе – модифицированную форму традиционного конспекта урока;

– обе формы представления учебного материала позволяют системно и целостно проектировать процесс обучения по усвоению как отдельно взятой темы, так и всей учебной дисциплины в целом;

– не только ТКУ, но и традиционный конспект урока направлены на организацию самых разных видов взаимодействия учителя и учеников;

– обе формы разработки урока призваны способствовать эффективному применению разных приёмов и форм работы учителя с учащимися;

– обе формы не исключают организацию самостоятельной деятельности учеников в процессе обучения, напротив, полагают её важнейшим видом для формирования универсальных учебных действий;

– и ТКУ, и конспект урока предполагают прогнозирование, измерение и указание средств достижения планируемых результатов;

– и ТКУ, и обычный конспект урока предназначены, в том числе, для осуществления оценки результатов учебной деятельности и контроля за нею.

В целом и технологическая карта урока, и традиционный конспект урока являются действенным инструментом планирования и регулирования учебной деятельности, а также действенным инструментом достижения планируемых результатов.

 

Благодарю за внимание!

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×