Технологии развития критического мышления. Корзина идей ☼
Автор: Иванова Светлана Васильевна
В нашей школе технологии развития критического мышления осваиваются и реализуются многими учителями на всех ступенях обучения. Данные технологии дают возможность развивать личность ребёнка, его познавательные, созидательные возможности и обеспечивают компетентностный подход и предполагают широкий набор методических приемов и стратегий ведения урока.
Интересен прием “Корзина идей”.
Это прием позволяет организовать индивидуальную и групповую работу учеников на начальной стадии урока, позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Я вывешиваю на доску изображение корзины, в которой условно будет собрано все то, что ученики знают об изучаемой теме.
Обмен информацией проводится по следующему плану:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
2. Каждый ученик вспоминает и записывает на листе все, что знает по этой теме ( индивидуальная работа).
3. Обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Дети должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, в чём возникли разногласия.
4. Каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются в “корзине” идей, даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока.
Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Этот приём применяю на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у детей опыта и знаний. Его применение позволяет оживить урок ,делает его более интересным и эмоциональным.