Формирование основ нравственности детей младшего дошкольного возраста.

Автор: Кулебакина Елена Ивановна

Формирование основ нравственности детей младшего дошкольного возраста.

Какая семья не мечтает, чтобы их ребенок рос здоровым, счастливым, жизнерадостным, общительным. Часто молодые родители, настроенные воспитывать правильно, искренне удивляются, услышав, что этим нужно заняться с первых дней жизни ребенка. Главное - уяснить для себя, что семья, а затем и детский сад - первые и очень значимые университеты малыша. Здесь он учится  чувствовать, мыслить, жить и общаться среди людей. Атмосфера  каждой семьи, группы детского сада с ее жизненным укладом сразу же начинает воздействовать на малыша. И здесь очень важно, какая это семья – дружная, где царит нежность и любовь, или же семья со строгим укладом жизни, скупыми проявлениями эмоций. В семьях последнего типа порой бытует мнение, что баловать детей нельзя. Чрезмерные запреты ведут к тому, что дети, лишенные положительных эмоций, растут замкнутыми, настороженными, неуверенными в себе. В том- то и заключается мастерство родителей и воспитателей, чтобы не занять позицию «над ребенком», не давить на него собственным авторитетом и опытом, а искренне помочь ему, быть на равных, в партнерской позиции.

Потребность в тесном физическом и психологическом контакте  двусторонняя. Ребенок тянется к взрослому: он для малыша - путеводная звезда. Любовь, ласка, чуткое отношение взрослых учат этому малыша. Органически впитывает он эти светлые чувства, делает их частью собственного Я, успешно формирует основу нравственной воспитанности.

Большую роль играет пример: в семье –это поведение родителей, в детском саду - воспитатель, его стиль общения с детьми.  Живя  в атмосфере тепла и уюта, малыш настроен на положительные отношения со взрослыми. Он также настроен на добрые поступки и действия по отношению к другим. Воспитательная тактика взрослых заключается в том, что они позволяют малышу быть щедрым с окружающими в выражении чувств: «Поцелуй свою бабушку»,  «Обними свою куклу». Не менее важно воспитывать такие чувства, как сопереживание и сострадание. Упал мишка - ему больно, пожалей его. Ребенок учится щедрости в действиях у взрослых: «Угостим всех ребят», «Отдай игрушку  братику».

В младшем дошкольном возрасте детям свойственна импульсивность, непосредственность. Вот здесь - то и нужно взрослым умело направлять действия ребенка. Например, намеревается малыш сдернуть  красивую корону с куклы, а воспитатель  говорит, что кукла расплачется, если забрать у нее корону.  И малыш оставляет свои намерения сделать что-то не то, так как ему нравятся похвалы взрослых. Эти формирующиеся чувства - отзывчивость, чуткость, умение сопереживать помогают ему расти  нравственно. В первые годы  жизни  тормозные процессы еще формируются, и  поступки непредсказуемы. Ребенок  своими действиями причинят даже боль, например, когда тянет за волосы. Взрослый предостерегает: «Больно, нельзя так делать». Здесь важно правильно оценить ситуацию, должно последовать  порицание. Не стоит умиляться: «Какой ты сильный», так как это приведет к неправильному пониманию ребенком своих действий. Малыш искренне будет переживать, если заметил, что огорчил своими действиями взрослых. Возникают слезы.

Воспитательное значение поощрений  и порицаний еще более усиливается, когда ребенок начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В силу особенностей возраста ребенок начинает соотносить эти слова не с конкретным лицом, предметом или действием, а с ситуацией в целом. Поэтому взрослым нужно запастись  терпением, постоянно повторяя «можно» и «нельзя». Бывают ситуации когда строгое  «Нельзя» должно звучать решительно и категорично. Так малыш усваивает, что жить в обществе следует, соизмеряя собственные желания с общепринятыми нормами поведения.  Сиюминутные чувства и желания придется подавлять, хотя сделать это довольно трудно, особенно на первых порах.

Каждое новое требование к ребенку взрослый старается сопровождать положительными отзывами о ребенке и его действиях, если они верные не противоречат нормам.  «Вот какая умница наша Маша. Сама сложила красиво свои вещи!» - говорит воспитатель. Видя сколько радости своим поведением  она доставляет воспитателю,  девочка старается быть послушной.

Освоению норм поведения способствует и развивающее умение действовать с предметами.   К этому времени общение приобретает  статус делового сотрудничества. Активно пользуясь все возрастающей способностью к подражанию, малыш усваивает способы разнообразных действий с предметами окружающего мира. Ребенок, закрепив новые умения, стремится  продемонстрировать взрослому свою самостоятельность. Он некоторое время может играть без помощи взрослых. А это уже умение занять себя, обойтись без опеки взрослого. В таких ситуациях  может возникнуть   момент, когда следует приложить усилия, чтобы достать нужную игрушку, добиться результата. В это время у ребенка начинает проявляться инициатива, настойчивость. У малыша формируется ценное нравственное качество – способность к самостоятельному усилию.

Ребенок с удовольствием обучается правилам поведения, принятым в обществе: с помощью выразительных жестов здороваться, прощаться  благодарить. Поощрения взрослых  наполняют его гордостью, и он готов  демонстрировать свои умения.

Но возникают такие моменты, когда ребенок начинает капризничать, казалось бы без видимых причин. Его одевают, во всем помогают, а он недоволен. В чем же дело? Оказывается, у ребенка возникло желание быть в позиции субъекта, а не объекта воспитания. Он становится равноправным партнером взрослого. Включение  ребенка в активные действия часто снимает вопрос о детских капризах, непослушании.

Самостоятельность - одна из главных нравственных приобретений ребенка. Но она не устраняет взрослых от воспитательного процесса – напротив, ею необходимо тактично руководить, закреплять. Все это приводит к более тесным эмоциональным контактам, способствует формированию общительности, приветливости малыша. Успешно овладевая  активной речью, малыш демонстрирует успешное усвоение моральных  норм поведения. «На!» - протягивает он печенье тому, к кому питает особую симпатию. Под влиянием нахлынувших чувств начинает обнимать, целовать всех. Что происходит?  Малыш пытается разобраться  в сложном мире взаимоотношений с окружающими. В такие моменты, как никогда  ярко  раскрывается  индивидуальность ребенка.

Нравственное развитие предполагает процесс становления  личности,  основывается на потребности ребенка уточнить положительный образ собственного Я. Без поддержки и доверия взрослых ребенку самому не справится с этой задачей. Только при этих условиях ростки подлинной нравственности  пустят глубокие корни, помогут растущему человеку  достойно жить среди людей.

Литература

 

1.     Воспитание социально активной личности в дошкольном и младшем школьном возрасте: межвузовский сборник научных трудов.-М. :[б. и.],1988.-267с.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x