Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Технология организации контакта педагогов с родителями в новых социальных условиях | Юрьева Ольга Николаевна. Работа №239937

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Юрьева Ольга Николаевна
Статья направлена на повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Охватывает основные принцыпы партнерства педагогов и семьи. Раскрываются основные технологии взаимодействия  и способы установления контакта с родителями воспитанников. Предлагаются практические упражнения для закрепления теоретического материала.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 19 «Рябинка»

658204, г. Рубцовск, уломсомольская, 65

тел.: (38557) 7-59-69

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для педагогов

«Технология организации контакта педагогов с родителями в новых социальных условиях»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

воспитатель высшей категории

Юрьева Ольга Николаевна

 

 

 

 

 

 

2020 год

«Для того чтобы жить среди людей и добиваться от них того, что вам надо, нужно уметь общаться с ними».

Д. Карнеги

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

 

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития личности ребёнка».

С 1 января 2014 года внедрен новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. 

С введением ФГОС ДО, перед дошкольным учреждением встают новые задачи, которые предполагают открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. Такое социальное партнёрство - это взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства. Социальное партнёрство – есть тип социального взаимодействия, ориентирующий участников на равноправное сотрудничество, поиск согласия и достижения консенсуса, и оптимизацию отношений.

Таким образом, перед детским садом определяются следующие задачи:

- Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, целей, эмоциональной взаимоподдержки между педагогами и семьёй;

- Установить партнёрские отношения между педагогами и семьёй;

- Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей;

-Оказать помощь родителям в воспитании детей, коррекции имеющихся нарушений в речевом и общем развитии детей;

- Активизировать родительские воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

- Определить основные формы и методы взаимодействия ДОУ и семьи;

- Предоставить всем членам семьи возможность для активного участия в групповой деятельности.

Правильно выстроить работу с родителями, сделать её эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьёй помогают основные принципы партнёрства педагогов и семьи:

1.Доброжелательный стиль общения педагога с родителями. Этот принцип предполагает позитивный настрой на общение и является самым крепким фундаментом, на котором строится вся работа воспитателей группы с родителями. Неуместны в общении категоричность и требовательный тон. Ежедневное доброжелательное взаимодействие, значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведённое мероприятие.

 

2.Индивидуальный подход. Общаясь с родителями, педагог должен чувствовать ситуацию и настроение родителей. Необходимо психологическое чутьё, человеческое и педагогическое умение успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребёнку в определённой ситуации.

 

3.Сотрудничество, а не наставничество. В современном мире родители в большей степени образованные, грамотные осведомлённые, «продвинутые», имеющие свою точку зрения, принципы и методы воспитания своих детей. Поэтому позиция наставления и поучения не принесёт положительных результатов. Более эффективным будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки, демонстрация заинтересованности специалиста разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

 

4.Динамичность. Сегодня, в мире роста информатизации, постоянных перемен в обществе, детский сад должен не просто функционировать, а развиваться, быстро реагировать на потребности и запросы современной семьи.

 

5.Открытость. Установление личного контакта педагога с родителем, информирование родителей о том, как ребёнок провёл время, чему научился, каких успехов достиг, является важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций во взаимоотношениях педагога, ребёнка и родителя.

Всей своей работой педагогам детского сада необходимо доказывать родителям, что их вовлечение в образовательный процесс и заинтересованность, важны и необходимы для развития и воспитания их собственных детей.

Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные институты призваны поддерживать и дополнить их воспитательную деятельность. Такое признание семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», т общение на равных и «взаимодействия», т.е. организации совместной деятельности.

 

Так педагог Филонова Д.Б предлагает свою методику, пошаговую технологию продвижения к контакту и взаимопониманию. Суть её заключается в следующем:

Доверительное отношение не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны;

Процесс

контактирования

проходит в своём развитии определённые этапы. Задержка или попытка проскочить тот или иной этап может разрушить взаимодействия;

Процесс взаимодействия должен развиваться последовательно, а переход в другую стадию возможен только при наличии определённых промежуточных результатов.

Д.Б. Филонова рекомендует такие стадии контактного взаимодействия:

1. Накопление согласия. Задача первого этапа – нейтрализация настороженности партнёра, разведывательный поиск общих тем для разговора. Например: нельзя сразу приступать к предмету разговора, если вы подозреваете, что он неприятен родителю. Нужно расположить к себе собеседника, для этого следует подвести его к согласию, хотя бы не в главном вопросе разговора. О положительных результатах можно судить по сокращению пауз, выражению собственного мнения собеседника, его некоторому расслаблению, снижению самоконтроля за высказываниями. Теперь можно переходить к следующей стадии.

 

2. Поиск совпадающих интересов. На этой стадии важно выяснить всё, что указывает на сходство позиций. Важно проявить склонность к уступкам, показать интерес к увлечениям и взглядам оппонента.

Взаимное принятие для обсуждения личностных качеств и принципов. К этому этапу общение приобретает эмоциональную окраску и можно искать более прочную основу для углубления отношений. Здесь воспитателю необходимо показать, что, независимо от фактического состояния дел он безоговорочно принимает те принципы воспитания, стили взаимоотношения в семье, которые предлагает родитель. Важно подвести собеседника к мысли, что их связывают общие интересы, сходство взглядов и характера.

 

3. Выявление качеств, опасных для взаимодействия. Благодаря пройденным стадиям настороженность собеседника снимается настолько, что он может поделиться своими тревогами по поводу имеющихся у него негативных качеств. У родителя появляется потребность полностью раскрыться педагогу.

Реализация способов индивидуального воздействия и взаимной адаптации. На этой стадии уже можно приступать к реализации исходной цели, которую ставил педагог как инициатор общения. Теперь он может открыто говорить о том, что его волнует в вопросах воспитания ребёнка.

 

4.Согласованное взаимодействие. Вот теперь можно вести принципиальные споры по тем проблемам, которые были намечены перед началом взаимодействия. Ведь негативные установки нейтрализованы, доверие установлены, родитель начинает прислушиваться к доводам педагога без недоверия и психологических барьеров.

Следующий аспект педагогической техники – это приёмы и средства самореализации, включающие овладение своим организмом (саморегуляция), мимической и пантомимической выразительностью, управление эмоциями, настроением (снятие психического напряжения, создание определённого эмоционального фона взаимодействия), улучшение техники речи.

Техника взаимодействия определяется наличием и отточенностью специальных умений, таких как умение мобилизовать другого человека на интенсивное взаимодействие. Умение общаться, налаживать обратную связь, владеть своим настроением, голосом, мимикой, движениями. Мастерство воспитателя заключается в том, чтобы внутреннее содержание взаимодействия верно выразить через внешние средства.

Одним из важных требований к воспитателю является эстетическая выразительность его внешнего вида. Внешний вид – это не только опрятность и вкус в одежде, это весь внешний облик человека, который воспринимается окружающими. Внешний облик человека придаёт его внутреннее содержание.

Поза в момент взаимодействия должна свидетельствовать об уважении к собеседнику, обращенности именно к нему, отключенности от других побочных факторов.

Ещё более информационным содержанием обладает мимика – искусство выражать свои мысли, чувства, настроение, отношение при помощи движений мускулов лица. Нередко именно выражение лица оказывает более сильное воздействие, чем слова, повышает эмоциональную значимость контакта. Мимика несёт информацию большую, чем речевое сообщение.

 

Современная техника речевого общения Томаса Гордон «Я ысказывание», «Я – сообщение»

Педагогу важно научиться общаться с родителями так, чтобы избегать позиции «обвинителя», негативной оценки ребенка. Эффективно помогает в этом техника «Я-сообщения», «Я – высказывание», разработанная американским психологом Томасом Гордоном. При условии умелого применения, она способствует формированию взаимопонимания между педагогом и родителем, а также снижению напряжения.

При использовании данной технологии каждая фраза произносится от первого лица («я», «мне», «меня»), когда человек говорит о своих собственных ощущениях, переживаниях, а не о другом человеке и его поведении

«Я – высказывание» состоит из четырех частей.

Алгоритм построения «Я - высказывания»:

1. Объективное, беспристрастное описание ситуации или поведения человека (без собственной оценки происходящего).

Чаще всего такое описание начинается со слов «когда». « Когда я вижу, что…», «Когда я слышу…», «Когда я сталкиваюсь с тем, что…». В этой части нужно лишь констатировать факт, избежав при этом как неясности, так и обвинительного тона и морализаторства. Следует говорить о поведении человека (ребенка или родителя), но не давать оценку его личности.

Например: «Когда Дима на мою просьбу убери машинку в шкафчик ответил: "Я хочу в нее поиграть..."». (Сравните: «Когда Дима с наглой усмешкой отказался выполнить мое требование убрать машинку...»).

2. Точная вербализация своих чувств, возникших у говорящего в напряженной ситуации. Во второй части необходимо сказать о тех чувствах, которые вы испытываете по поводу поведения человека («Я чувствую раздражение, беспомощность, боль, огорчение и т. д.). Например, если вам необходимо рассказать родителям о конфликте, возникшем у вас с его ребенком, постарайтесь не обвинять ни родителей, ни воспитанника (ведь это может вызвать «сопротивление» и нежелание решать проблему совместно), а выразить свои чувства: «Я расстроилась...», «Я рассердилась...», «Я была возмущена...».

3. Описание причины возникновения чувства. В третьей части надо четко и ясно показать, какое негативное воздействие оказывает это поведение. Например: «Ведь я накануне предупреждала о том, что дети бы не приносили в детский сад игрушки...».

4. Выражение просьбы. Эта часть содержит просьбу или сообщение о том, как ваш партнер по общению может изменить свое поведение.

Например: «Я прошу вас проконтролировать Диму, чтобы он не приносил игрушки из дома, т.к. игрушки дорогие и дети могут их сломать, а Дима очень расстраивается из-за этого».

С помощью «Я-сообщения» можно не только выразить чувства, которые возникают у воспитателя в напряженных ситуациях, но и корректно обозначить существующие проблемы, и при этом, что немаловажно, осознать собственную ответственность за их решение.   «Я-высказывания»  могут оказаться чрезвычайно эффективными в ситуациях конфликта, когда необходимо прийти к конструктивному (плодотворному) его разрешению. Поскольку конфликт часто сопровождается взаимными обвинениями, использование хотя бы одной из позиций «Я-высказывания» позволяет снизить напряжение и будет способствовать рождению взаимопонимания. Необходимо стараться, чтобы «Я – сообщение» не переходило в «Ты (Вы) – сообщение», это ошибка, которая приводит к «соскальзыванию» на позицию обвинителя. Этой ошибки можно избежать, если использовать безличные предложения. 

Конечно, чтобы пользоваться данной техникой, нужна практика, тренировка, должно пройти время, пока эта форма обратной связи станет для воспитателя естественным навыком общения.

Давайте потренируемся. Какое из этих предложений будет верным?

 Например:

 Я огорчаюсь, что Вы до сих пор не принесли физкультурную форму! — неверно!

 Я огорчаюсь, когда у ребят нет физкультурной формы — верно!

 

 

«Технология эффективного общения»

 Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Самые универсальные – это Улыбка, Имя собеседника, Комплимент

 1.Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

2.Имя собеседника – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрасьте!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

 3.Комплимент. — В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого:  родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником (демонстрация приемов общения совместно с ассистентом):

1.Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом. 

2.Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника! 

 3.Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках). 

 4.Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги. 

5.Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе). 

6.Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!» 

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями. 

 

«Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»

До сих пор одна из важных проблем, с которой встречаются педагоги в своей работе, это проблема оказания помощи родителям в воспитании детей. Несомненно, перед многими педагогами встает вопрос о том, как правильно взаимодействовать с родителями, как научиться оказывать им реальную помощь, как сообщать информацию о детях. Педагоги зачастую испытывают трудности в данном вопросе. Поэтому мы с вами рассмотрим несколько способов сообщения информации о ребенке.

Способ первый Принцип «сэндвича»

Принцип «сэндвича» В разговоре с родителями педагогу следует делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы, что поможет сделать общение более эффективным. Беседу лучше начать, рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам. Завершать такой разговор следует тоже на хорошей ноте. Сообщая неприятные моменты, нужно говорить о проступке ребенка, а не о его личности.

Способ второй Использование речевых штампов нацеливающих родителей на сотрудничество с педагогом

Использование речевых штампов нацеливающих родителей на сотрудничество с педагогом - Обращение к родителям лучше выражать в виде просьбы, а не требования: «Вера Алексеевна! Не смогли бы вы...», «Вера Алексеевна! Я прошу...» (Сравните: «Вера Алексеевна! Вы должны…!»). - Желательно озадачить родителя: «Вы не замечали, что...» «Как вы думаете, с чем это может быть связано?» (Сравните: «Саша постоянно.., сегодня он снова ...). - Сопричастность «Давайте вместе попробуем поступить...»; «Давайте вместе подумаем, как ...» - Использовать местоимение «Мы», что подчеркивает общность интересов, солидарность с родителями «Мы с вами могли бы...»

Способ третий Передача негативной информации о ребенке в позитивном ключе.

Передача негативной информации о ребенке в позитивном ключе При таком способе подачи информации о ребенке акцент следует делать на достижениях ребенка, даже если они не очень существенны для вас, как для взрослого. Перефразирование содержания в позитивном ключе дает возможность родителю понять ситуацию и не испытывать при этом фрустрацию и чувства вины за своего ребенка. Например: «Ваня сегодня смог целых 10 минут внимательно выполнять задание и ни разу не отвлекся». Сравните: «Ваня не может усидеть спокойно больше 10 минут, постоянно отвлекается».

Способ четвертый Применение при общении стиля «адвокат».

Применение при общении стиля «адвокат» При таком стиле общения педагог встает на позицию уважения и заинтересованности к родителям, задавая себе следующую внутреннюю установку: - Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти выход, и я протягиваю вам руку помощи. - Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. - Для меня важно не выявление причин произошедшего (кто прав, кто виноват), не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации. - Я педагог, и моя профессиональная задача - дать знания и умения ребенку, которые он сможет использовать в жизни.

 

Проблемы взаимодействия семьи и детского сада:

Пассивность родителей, безразличное отношение к своему ребёнку;

Чрезмерная занятость родителей;

Недоверие родителей к педагогам, нежелание идти на контакт, отсутствие конструктивного взаимодействия педагогов с родителями;

Агрессивное восприятие информации, идущей от воспитателя;

Недостаток времени у воспитателя для полноценного взаимодействия с семьёй;

Взаимодействие с разными категориями родителей одновременно;

Некомпетентность (педагога или родителей) в вопросах воспитания ребёнка;

Социальная неустойчивость семьи.

Вывод: таким образом, осуществляя реализацию контакта и взаимодействия с родителями в условиях ДОУ, педагог должен стремиться использовать все педагогические технологии и постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство. Ведь добиться правильных взаимоотношений с родителями можно только при условии, если целенаправленно строить общение, каждодневно решая каждый раз определенную коммуникативную задачу.

«Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения”.

Антуан де Сент Экзюпири

 

Практическая часть.

 

1.Упражнение: «Разрешение конфликта» 

1.Воспитатель обращается к маме Димы с рассказом о том, что дети нового узнали на занятиях и с предложением закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко отвечает, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя – он «за это деньги получает».

 Комментарий: Конечно, очень хорошо, когда родители и воспитатели действуют в одном направлении с целью развития ребенка. Но бывают семьи, где родители, по разным причинам, не хотят (или не могут) заниматься с ребенком сами. Если в такой семье воспитывается ребенок из Вашей группы необходимо по возможности уделить ему больше внимания.

Данный конфликт невозможно решить путем конфронтации, ведь заставить маму заниматься с ребенком невозможно. В данном случае лучше уклониться от конфликта, это поможет сохранить достоинство воспитателя, как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый Вам резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком. Можно подготовить совместно со старшим воспитателем и психологом стенд или ширму об организации занятий и игр дома, где размещать рекомендации по темам, конкретные игры, задания.

 

2.— Папа, приводя сына в группу детского сада, все время дает ему с собой сладости, жевательную резинку. На просьбу воспитателя не делать этого грубо отвечает, что это его личное дело.

Комментарий: Эффективны разъяснительные объявления в раздевалке группы. Если и это не поможет, необходимо обратиться за помощью медицинского работника детского сада. Пусть медсестра сама еще раз разъяснит родителю санитарно – гигиенические правила детского сада.  Интересно, что на практике такие ситуации чаще всего останавливают сами дети, говоря родителям, что приносить в садик сладости «не по правилам».

 

3.— Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, обвиняют воспитателя, что он плохо следит за детьми. Воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.

Комментарий: Если предложение воспитателя сделано в шутливой форме, возможно, это хороший выход из данной ситуации. Ведь юмор — прекрасное средство снятия психологического напряжения. Но тут же постарайтесь доброжелательно объяснить родителям, как важно ребенку «наиграться», что ограничение движения ребенок воспринимает как наказание, а для детского сада больше подойдет одежда попроще. Но все же, задумайтесь над словами родителей, возможно «нет дыма без огня».

 

4.— Таню родители приводят в группу после завтрака, из-за чего Таня постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры, зарядку. На утверждения воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада отвечают, что  имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно.

Комментарий: Возможно, воспитателю на следующем родительском собрании нужно сделать яркую презентацию утренних занятий с детьми. Эффективно использовать видеофрагменты, фотографии, сделать любимую детьми зарядку вместе с родителями. Важно подчеркнуть результаты утренних индивидуальных занятий с детьми.

В общении с родителями в такой ситуации важно не использовать обвинительные интонации, это побуждает родителей к психологической защите в виде «нападения». Лучше использовать метод «Я – сообщения», выразив свои чувства. Например: «Мне жалко, что Кати не было утром, ведь у нас была новая, такая веселая зарядка (важное занятие, игра)». 

 

2.Притча «Страшный сон»

Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких».

Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть — ты переживешь всех своих родных».

Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» — спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».

 

1. Какое отношение на ваш взгляд, имеет эта притча к теме нашей консультации?

2. В чем ваш взгляд разница толкований первого и второго мудрецов?

3. Исходя из собственного опыта, скажите, как чаще всего вы представляете родителям информацию о проблемном поведении их ребенка – как первый или как второй толкователь?

4. Будет ли меньше конфликтов, если сообщать родителям негативную информацию о ребенке, используя способ второго толкователя? Почему?

3. Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями

(на основе методики оценки уровня общительности педагога, по В.Ф. Ряховскому).

 

Инструкция

Вашему вниманию предлагаются несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».

 

Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выби

вает ли Вас ее ожидание из колеи?

Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение вы

ступить с докладом, информацией перед родителями?

Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?

Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирова

ние, письменный опрос?

Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?

Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?

Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо слож

нее, чем с детьми?

Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспи

танников постоянно задает Вам вопросы?

Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и роди

телей» и

что они разговаривают на «разных языках»?

Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, ко

торое они забыли выполнить?

Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей по

мочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?

Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по воп

росу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?

У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?

Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?

Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

Оценка ответов: «да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — О очков.

 

Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый.

 

3032 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей — это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

 

25—29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!

 

19—24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

 

14—18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык». Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

 

9—13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.

 

48 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.

 

3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.

 

 

 

4.Упражнение «Живая шляпа» (комплимент родителю)

Пока звучит музыка, участники передают шляпу по кругу. Когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, надевает её на себя ( берет на себя роль воспитателя) и говорит комплимент стоящему справа соседу, называя его по имени отчеству, улыбаясь. Это родитель, которому вы говорите что-либо положительное о «ребёнке». Игра повторяется несколько раз.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×