Тема любви в творчестве А.И.Куприна ☼
Автор: Чамурян Инна Григорьевна
Тема любви в творчестве А. И. Куприна
Учитель. И. А. Куприна, чудесного мастера художественного слова, гуманиста и правдоискателя, с не меньшим основанием можно назвать и певцом возвышенной любви, подарившим читателям три повести – «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь», - объединённых этой прекрасной темой.
Протестуя против пошлости и цинизма буржуазного общества, продажных чувств, писатель создаёт удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви, отправляясь для этого в глубину веков, забираясь в лесную глушь Волынской губернии, заглядывая в каморку влюблённого отшельника, последнего романтика в жестоком и расчетливом мире.
Ученик. Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму, представительницу высшего сословия. Восемь лет продолжается безответная и безнадёжная любовь. Письма влюблённого служат предметом насмешек и издевательств членов семейного клана Шеиных и Булат – Тугановских. Не воспринимает их всерьёз и княгиня Вера Николаевна, адресат этих любовных откровений. Присланный влюблённым подарок – гранатовый браслет – вызывает бурю негодования брата княгини. И только старый генерал Аносов догадывается об истинных мотивах неизвестного влюбленного. Любовь маленького человека заканчивается трагически. Не выдержав столкновения с миром жестокости и равнодушия, герой повести погибает.
Учитель. Мне припомнилось стихотворение австрийского поэта 19 века Николая Ленау, которое имеет связь с содержанием повести «Гранатовый браслет»:
Молчать и гибнуть.…Но милей,
Чем жизнь, волшебные оковы!
Свой лучший сон в очах у ней
Искать, не проронив ни слова!
Как свет застенчивый лампад
Трепещет пред лицом Мадонны
И, умирая, ловит взгляд,
Небесный взгляд её бездонный.
«Молчать и гибнуть» - вот духовный обет влюблённого телеграфиста.
И всё-таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной Мадонне. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: «Да святиться имя твоё».
Ученик. Могла ли быть такая любовь в действительности? «Гранатовый браслет» - чистый вымысел или Куприн сумел найти в жизни сюжет, отвечающий его авторской идее?
Учитель. В основу рассказа положена печальная история маленького телеграфного чиновника К. П. Жёлтикова, трогательно влюблённого в жену Любимова, губернатора в Вильно.
Ученик. Истинная любовь, по мысли Куприна, является основой всего земного. Писатель рассматривает любовь как глубокое нравственно – психологическое чувство. Оно не должно быть ни легкомысленным , ни примитивным, ни, тем более, основываться на выгоде и корысти.
Учитель. А. М. Горький, который ранее критиковал Куприна за отход от реальной действительности в мир мистики, от этой повести был в восторге. В одном из писем он писал: «А какая превосходная вещь «Гранатовый браслет» Куприна…Чудесно! И я – рад, с праздником! Начинается хорошая литература!» Писатель воспевает возвышенную любовь, противопоставляя её ненависти, недоверию, равнодушию. Эта мысль писателя получила воплощение в другой его повести – «Олеся».
Ученик. События, изображённые в ней, происходят в Волынской губернии, на окраине Полесья, куда, казалось бы, не должны были проникнуть злоба и обман, от которых бежит герой повести – Иван Тимофеевич, русский дворянин и интеллигент. Здесь, в лесной глуши, происходит его знакомство с «дочерью природы» - полесской девушкой Олесей. Она покорила сердце Ивана Тимофеевича.
Учитель. Всё ли так безоблачно в повести? Свободная, смелая Олеся не по нраву суеверным поселянам, считающим её колдуньей. Они ненавидят её и преследуют. В полярных отношениях, несмотря на взаимную любовь, находятся Олеся и Иван Тимофеевич.
Ученик. Во время гадания Олеся говорит Ивану Тимофеевичу: «Человек вы хотя и добрый, но только слабый…Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, а подчиняетесь».
Учитель. Иван Тимофеевич не в состоянии разрушить стену, разделяющую духовный мир «дочери природы» и его собственный. Он понимает невозможность совместного счастья. Какая же основная мысль повести?
Ученик. Только вдали от цивилизации, от капиталистического города можно найти человека, способного любить бескорыстно и преданно. Иван Тимофеевич после исчезновения Олеси находит в опустевшей хате нитку красных бус. Этот простой бесхитростный подарок не столько память о «нежной, великодушной любви» Олеси
, сколько символ её чистого естественного чувства, символ её негаснущей любви.
Ученик. Естественное чувство любви воспето Куприным ещё в одной повести «Суламифь», созданной по мотивам библейской книги «Песнь песен». Вспомним сюжет повести.
Ученик. В ней рассказывается о взаимной любви Суламифь и царя Соломона. Прекрасная Суламифь – воплощение чистой и жертвенной любви – противопоставлена злой и завистливой царице Асис, отвергнутой Соломоном. Горячие и нежные чувства не принесли счастья возлюбленным: любовь заканчивается трагически. Меч убийцы лишает жизни Суламифь.
Учитель. Но даже смерть не может победить её любовь. Суламифь говорит своему возлюбленному: «Благодарю тебя, мой царь, за всё: за твою любовь, за твою красоту, за твою мудрость, к которой ты позволил мне прильнуть устами, как к сладкому источнику.…Никогда не было и не будет женщины счастливее меня».
Ученик. Эти слова напоминают сказанное чиновником Желтковым в «Гранатовом браслете»: «Да святится имя твоё».
Учитель. Да, связь между повестями «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь» очевидна. Все вместе они – гимн женской красоте и любви, гимн женщине, духовно чистой и мудрой, гимн возвышенному первозданному чувству. Все три повести имеют глубоко общечеловеческий характер. Они поднимают проблемы, которые будут вечно волновать человечество.